ПЕРЕРАБОТКА ТОПЛЯКОВОЙ ДРЕВЕСИНЫ В БЕРЕГОВОЙ ЗОНЕ

 

Иванов В.А., Вовченко Н.Д. (ГОУ ВПО «БрГУ», г.Братск, РФ)

 

Questions of expediency of processing sunken wood in coastal zones of water basins on technological chips are considered.

 

Растянутый вдоль береговой линии фронт заготовки топляковой и затопленной древесины предопределяет использование мобильной системы машин для ее переработки (или установки техники на суда). Поэтому использование стационарных рубительных машин на стационарных фундаментах возможно только в том случае, если вдоль береговой линии уже имеется достаточно разветвленная сеть всесезонных дорог, по которым возможна вывозка деревьев или хлыстов с концентрацией их на своеобразном верхнем складе.

Однако и в этом случае использование стационарных машин в большинстве случаев будет нерациональным, так как вследствие относительно малых объемов заготавливаемой с единицы длины береговой линии топляковой и затопленной древесины расстояние между лесосечной зоной и зоной первичной переработки древесины будет быстро увеличиваться, что вызовет прогрессирующий рост транспортных расходов. В еще большей степени это относится к переработке лесосечных отходов.

В силу вышеизложенного, первичная переработка топляковой и затопленной древесины и, в частности, ее измельчение, целесообразно осуществлять с использованием передвижных установок.

Передвижные рубительные установки делятся на самоходные и прицепные. В самоходных установках рубительная машина размещается непосредственно на раме базовой машины (трактора или автомобиля). Главный рабочий орган рубительной машины чаще всего приводится от двигателя базовой машины через редуктор. Установки прицепного типа отличаются от самоходных тем, что рубительная машина размещается на отдельном прицепе или полуприцепе и связывается с базовой машиной через сцепное устройство. Прицепная рубительная машина приводится как от двигателя базовой машины (через карданный вал), так и от автономного двигателя, установленного на прицепе в блоке с рубительной машиной .

В зависимости от характеристики древесного сырья передвижные рубительные установки имеют механизированный или ручной способ загрузки древесины.

Основным технологическим принципом производства щепы в условиях береговой зоны является концентрация сырья у лесовозной дороги, которая обеспечивает подъезд к месту концентрации древесного сырья передвижной рубительной установки и контейнерного автопоезда (автощеповоза) .

При отсутствии лесовозных дорог рубительная машина может быть установлена на подготовленной береговой площадке с минимальным удалением от уреза воды и возможностью транспортировки щепы в емкости плавучего щеповоза. Возможна установка передвижной рубительной машины и непосредственно на судне.

Общим недостатком передвижных рубительных установок на базе тракторов является недостаточная мобильность. При проведении лесосечных работ небольшими площадями, что имеет место при заготовке топляковой и затопленной древесины, возникает необходимость частой перебазировки машины, для чего требуется тяжелый автомобильный прицеп – трейлер. Перебазировка машины своим ходом отнимает значительное время. Поэтому передвижные рубительные машины целесообразно использовать в случае наличия автодороги с твердым покрытием. При наличии дорог без покрытия выгоднее использовать прицепные рубительные машины на одно- или двухосных прицепах.

 

Литература

1.           Вальщиков Н.М. Рубительные машины. Проектирование и расчет. – Л.: Машиностроение, 1970. -328 с.

2.           Демидов Ю.М. Оборудование для измельчения древесных отходов в технологическую щепу. – М.: ВНИПИЭИлеспром, 1975. -68 с.

Сайт управляется системой uCoz