ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТОМ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Горяев А.С., Угрюмов Б.И. (БрГУ, г. Братск, РФ)
The purpose of creation new structure of management export wood material’s is reduction of export a round wood and increase thus volumes of deep processing wood, increase competitiveness of production with a high degree of the added cost.
Иркутская область обладает значительными лесосырьевыми ресурсами. Запас древесины составляет 9,1 млрд.м3., расчетная лесосека – 52,7 млн.м3., в том числе по хвойному хозяйству 34,4 млн.м3.
За последнее десятилетие вследствие ряда причин уровень использования лесных ресурсов, эффективность лесопромышленного комплекса резко снизилась, ослабло его влияние на экономику региона. Объемы лесозаготовок по сравнению с 1989 годом уменьшились в 1,5 раза, объемы производства перерабатывающих предприятий в 2,5 раза. Расчетная лесосека по доступным и возможным лесам составляет порядка 53 млн. кубометров и используется примерно лишь на 40 %, при этом в области практически отсутствуют мощности по переработке лиственного древесного сырья.
Многие предприятия лесного комплекса имеют неудовлетворительное финансово-экономическое состояние. Производственные мощности большинства предприятий имеют значительный амортизационный износ и не обновляются. Закупка новой лесозаготовительной, транспортной техники и оборудования для переработки древесины не производится в силу отсутствия у предприятий средств и высоких процентов за кредит.
Наблюдается создание многочисленных фирм — однодневок, которые занимаются заготовкой экспортного пиловочника, оставляя остальную древесину в лесу, в то время как крупным перерабатывающим предприятиям не хватает сырья.
Существенный урон экономике области наносит бесконтрольный экспорт леса и низкие цены лесной продукции на международном рынке. Практически потерян рынок ближнего зарубежья, особенно среднеазиатских стран, из-за высоких транспортных расходов.
Вместе с тем, развитие внутреннего и внешнего рынков лесобумажной продукции указывает на перспективные тенденции увеличения потребления продукции глубокой переработки древесины.
В данных условиях становится очевидным, что для выхода лесопромышленного комплекса Иркутской области из кризиса и последующего его эффективного развития необходимы обоснованная стратегия и активная тактика, соответствующие современным рыночным условиям. Инструментом выработки стратегии и определения тактики является «Концепция развития лесопромышленного комплекса Иркутской области на период 2007-2015гг.», которая определит основные направления развития комплекса.
Концепции развития ЛПК была представлена в сентябре заместителем главы администрации Иркутской области по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности Долговым В. Н. на научно-практической конференции в рамках Байкальского экономического форума. В разработке документа принимали участие специалисты и руководители лесопромышленных предприятий региона, сотрудники Иркутекгипролеса, Сибгипробума, Иркутского научно-исследовательского института лесной промышленности, Байкальского государственного университета экономики и права, представители территориального агентства лесного хозяйства, Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области и т.д. Они работали над концепцией больше года после того, как в марте 2005 года губернатор подписал распоряжение о ее создании.
Главным в концепции является выявление основных проблем лесопромышленного комплекса области, определение путей их решения, а также разработка основных принципов реструктуризации ЛПК области и выработка направлений его развития. Разработчики концепции руководствовались несколькими принципами. Среди них — изучение использования расчетной лесосеки, сокращение экспорта круглого леса и увеличение при этом объемов глубокой переработки древесины, увеличение вклада лесной отрасли в социально-экономическое развитие Иркутской области, улучшение экологической обстановки и усиление природоохранной деятельности, повышение социально-экономического уровня жизни работников предприятий ЛПК с сохранением существующих рабочих мест и созданием новых.
Разработка концепции фактически является первым этапом создания стратегии развития лесного комплекса региона. Ее положения предусматривают формирование региональной лесной политики с учетом общественного мнения, рост инвестиционного рейтинга области, привлечения инвестиций в ЛПК, разработку конкретных инвестиционных проектов по наиболее перспективным направлениям.
Одной из целей концепции является сокращение экспорта круглого леса и увеличение при этом объемов глубокой переработки древесины, повышение конкурентоспособности продукции с высокой степенью добавленной стоимости. Для этого на территории Иркутской области с 1 ноября 2006 года ввелась сеть лесных терминалов.
Положение о лесном терминале утверждено на заседании межведомственной комиссии по взаимодействию в вопросах пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Иркутской области 29 июня 2006 года.
Под лесным терминалом понимается место разгрузки, приемки, переработки, таможенного контроля и отгрузки круглых лесоматериалов, отвечающее требованиям, изложенным в разделе III «Положения о лесном терминале», и соответствующее единому корпоративному стилю лесных терминалов.
Целью создания лесных терминалов являлось упорядочение заготовки, транспортировки, переработки и отгрузки круглых лесоматериалов, в том числе вывозимых за пределы РФ, их учет, а также организация контроля за их происхождением.
Ведение реестра «Терминалов» осуществлял отдел лесных ресурсов, лесного хозяйства и анализа деятельности организаций лесного комплекса комитета по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности Администрации Губернатора Иркутской области.
Ведение реестра «Терминалов» должно было способствовать координации деятельности лесозаготовителей, лесоэкспортеров, контролирующих органов и ведомств.
В регионе находилось 325 мест отгрузки, откуда более тысячи лесоэкспортеров отправляют круглый лес в различные страны мира. Отследить весь поток экспортируемой древесины весьма сложно. Переход на отгрузку древесины через лесные терминалы должен был решить этот и другие вопросы.
В результате введения терминалов к декабрю 2006 года в Иркутской области было создано 80 мест отгрузки, в том числе 47 лесных терминалов. За это время удалось поднять цену круглого леса более чем на 40%, а также загрузить перерабатывающие мощности лесопромышленных предприятий Иркутской области. В тоже время проблемой являлось то, что терминалы не имеют под собой достаточной правовой базы. Действительно, если обратиться к федеральному законодательству, то мы нигде не найдём такого словосочетания, как лесной терминал.
В итоге администрация Иркутской области приняла решение о том, чтобы все созданные в прошлом году лесные терминалы к 15 апреля были преобразованы в биржевые склады и аккредитовались при Байкальской лесной товарной бирже (БЛТБ). По заявлению администрация создание лесных терминалов в прошлом году не было самоцелью. Это было необходимо для того, чтобы переломить крайне негативную тенденцию с нарастанием оборота нелегально заготовляемой древесины. Теперь лесные терминалы трансформируются в биржевые склады и попадают под Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле». Существует также постановление Правительства РФ, дающее преференции в выполнении заявок на подвижной состав для тех предприятий, которые заключили биржевые контракты. Итогом всех мероприятий должна стать цивилизованная биржевая торговля.
Анализируя сложившееся положение в лесопромышленном комплексе Иркутской области, можно сделать следующие выводы: необходимо изучить проблему оптимального выбора схем и количества биржевых складов а также их расположения относительно мест заготовки древесины и сети железных дорог; изучить и предложить варианты по оптимизации объемов древесины пропускаемых биржевые склады, провести анализ влияния биржевой торговли на ситуацию в лесопромышленном комплексе Иркутской области.