Ермалицкий А.А., Клоков Д.В., Насковец М.Т. («БГТУ», г. Минск, РБ)
В условиях перехода лесной промышленности на способы хозяйствования, базирующиеся на улучшении экологического состояния окружающей среды на разных фазах технологического процесса, соблюдении приоритетов ресурсосбережения и внедрении безотходных технологий, особую значимость приобретают методы оценки технических средств механизации по экономическим, экологическим и энергетическим критериям. Одним из показателей, используя который, можно дать объективную оценку как вновь создаваемым машинам, так и существующим и проанализировать влияние всевозможных факторов и лесорастительных условий на производительность машин, является энергоемкость технологических операций.
Данный критерий используется многими исследователями при обосновании параметров лесозаготовительной техники [1] и разработке и анализе технологических процессов [2]. Необходимо отметить, что различные технические и технологические расчеты по этому показателю основаны на разработанной в Ленинградской лесотехнической академии Кочегаровым В.Г. методике определения энергоемкости лесозаготовительных операций [3]. Однако анализ литературных источников показал, что расчету затрат энергии при осуществлении процессов погрузки древесины дано незначительное освещение.
Поскольку данный вид лесозаготовительных операций является одним из наиболее трудоемких и дорогостоящих, при выборе и обосновании параметров оборудования лесопогрузочной техники, а также при определении более рациональной технологии работ появляется необходимость в разработке методики оценки эффективности применения различных средств механизации с использованием показателей, учитывающих технические и эксплуатационные параметры, как самой техники, так и предмета труда. С этой целью нами проведены технологические расчеты по критерию энергоемкости для соответствующих способов ведения и средств механизации лесопогрузочных операций.
Известно, что сопоставление энергоемкости различных лесозаготовительных работ, как правило, основывается на анализе затрат энергии, необходимых для освоения 1 га площади леса (кВт·ч / га), так как это позволяет учитывать и таксационные показатели лесонасаждений. Показателем удельной энергоемкости процесса (кВт·ч/м3) пользуются как вспомогательным. Условия, при которых происходит процесс погрузки, достаточно разнообразны и описываются большим числом факторов [4], что не позволяет использовать удельную энергоемкость в качестве критерия выбора оптимальной технологии. Для количественной оценки влияния объема погружаемых лесоматериалов и других параметров на выходную величину в дальнейших расчетах использован ликвидный запас древесины q, заготовленной на площади в 1 га, м3.
1. Энергоемкость погрузки хлыстов перекидными лесопогрузчиками.
Затраты энергии на выполнение процесса погрузки ПЛ – 1В, Эп. ч подразделяются на следующие технологические операции: преодоление сопротивления сдвигаемой части штабеля при горизонтальном перемещении челюсти захвата; захват пачки при подъеме нижней челюсти; поворот технологического оборудования с пачкой в вертикальной плоскости; поворот стрелы в вертикальной плоскости в обратном направлении; раскрытие и закрытие челюстей захвата; рабочее и холостое движение погрузчика между штабелем и лесовозом.
В соответствии с расчетной схемой, представленной на рисунке 1, суммарные затраты энергии, кВт·ч / га могут быть рассчитаны следующим образом:
(1)
где с – коэффициент пропорциональности (1/3600); Qт, Qс, Qп – силы веса гусеничного погрузчика, его стрелы, и пачки лесоматериалов соответственно, кН; n – число погружаемых пачек с площади леса в 1 га; Fш – усилие (кН), затрачиваемое погрузчиком на горизонтальное перемещение части штабеля, ограниченной внутренней поверхностью нижней челюсти и гранью призмы bc, на расстояние lсдв, м (пример расчета Fш приведен в пособии [5]); Fр,з– среднее усилие на плече r при раскрытии и закрытии челюстей на угол ω (рад), кН; В – расстояние перемещения лесопогрузчика от штабеля до лесовоза, м; ψм – коэффициент сопротивления движению лесопогрузчика; y, z, lс, θ, − линейные и угловые координаты перемещения центра тяжести предмета труда и технологического оборудования; lц, – расстояние от оси поворота челюсти до оси пачки в месте захвата, м; ni – коэффициент, учитывающий увеличение затрат энергии за счет непроизводительных движений рабочих устройств машины (ni = 1,1...1,3); hм, hт, hх.ч. – КПД устройств, передающих энергию от двигателя машины к приводу соответствующего технологического оборудования, самого технологического оборудования и ходовой части соответственно (hм =0,7; hт =0,8; hх.ч. = 0,8).
c b a Fш y ω Fр Fз B lд r z Qт Qп Qс lц lх lс Θ
Рисунок 1- Расчетная схема по определению энергоемкости процесса погрузки гусеничным лесопогрузчиком перекидного типа
Проведем некоторые преобразования:
, , , , , для упрощения расчета можно принять y = lc, z = lc / 2. В приведенных зависимостях mп, mт, mс, – массы пачки, гусеничного погрузчика и его стрелы соответственно, т; g –ускорение силы веса, м/с2; ρп – плотность древесины в пачке, т/м3.
Тогда окончательное выражение для определения суммарных затрат энергии примет вид
(2)
2. Энергоемкость погрузки сортиментов гидроманипуляторами.
Затраты энергии на выполнение процесса погрузки самозагружающимися сортиментовозами Эс. с (рис. 2, а) включают следующие технологические операции: подъем и опускание пачки сортиментов; поворот пачки сортиментов в горизонтальной плоскости; подъем и опускание, а также поворот стрелы манипулятора без груза; захват и выгрузка пачки, т.е.
(3)
где kу – коэффициент увеличения пути укладки сортиментов в пакетирующее устройство по отношению к расчетному, (kу=1,05...1,2); kc – коэффициент совмещения операций, (kc = 0,8); h – средняя высота подъема и опускания груза, м; α – угол поворота манипулятора, (α = π...π/3 рад); lм – вылет манипулятора, м; Qм – вес манипулятора, кН; Рзах, Ротк– среднее усилие на плече r1 при захвате дерева и открытии клещевин соответственно на угол φ (рад), кН; r1 – средний радиус захвата, м.
б a
Рисунок 2- Погрузка древесины гидроманипуляторными средствами:
а− погрузка сортиментов манипулятором ЛВ−185; б− погрузка хлыстов манипулятором Loglift–130
При сравнении существующих и обосновании параметров новых лесопогрузочных средств целесообразно выразить массу пачки через грузовой момент М (кНм), вылет lм (м) и коэффициент использования грузоподъемности манипулятора kг, т.е.
(4)
3. Энергозатраты на погрузку хлыстов в два приема манипулятором.
Погрузка хлыстов гидроманипуляторами, установленными на лесовозах, может производиться по одной из нескольких схем [6], выбор которой зависит от конструкции, грузового момента и вылета манипулятора. При достаточном грузовом моменте (180–240 кНм) для свободного перемещения длинномерных грузов и наличии на стреле гидроманипулятора упоров процесс формирования пакета хлыстов на лесовозе осуществляется по аналогии со схемой погрузки сортиментов. Однако говорить о повсеместном использовании данного способа не приходится ввиду того, что лесопромышленный комплекс Беларуси насчитывает всего лишь несколько единиц таких механизмов. В основном для самопогрузки древесины в хлыстах применяют другую технологическую схему (рис. 2, б), при которой хлыст не вывешивается полностью, а погрузка осуществляется в два приема (поочередное укладывание на коник тягача и коник роспуска комлевой и вершинной частей хлыста).
Процесс погрузки самозагружающимися лесовозами Эс. л (кВт·ч / га) характеризуется затратами энергии на погрузку комлевой и вершинной частей пачки; движение манипулятора без груза; захват, подтаскивание и выгрузку хлыстов.
Суммарные затраты энергии на самопогрузку хлыстов, составят:
(5)
где αк, βв – углы поворота комлевой (αк= π/3... π рад) и вершинной (βв = π/6… π/4 рад) частей хлыста; , – коэффициенты распределения веса пачки (дерева) между захватным органом и штабелем при поднятии за комель и вершину соответственно, (=0,7, =0,65); μд – коэффициент увеличения затрат энергии на преодоление сопротивления повороту части пачки, находящейся в штабеле; lд – средняя длина пути подтаскивания пачки (хлыста), м; ψп – коэффициент сопротивления движению части пачки волочащейся по грунту.
Для определения оптимальных значений факторов, влияющих на рабочий процесс машин, по зависимостям 2, 4, 5 для каждого из описанных способов погрузки лесоматериалов была решена задача однокритериальной многопараметрической оптимизации с граничными условиями на основе метода нелинейного программирования с использованием В - плана второго порядка с проведением опытов на трех уровнях варьирования.
Результаты исследований показали, что между ликвидным запасом древесины и энергоемкостью прослеживается устойчивая корреляционная связь. Изменение энергозатрат неравномерное и интенсивность их возрастания увеличивается с уменьшением массы груза. При ее уменьшении с 3,2 до 1 т энергоемкость процесса погрузки возрастает на 38–40%. Затраты энергии на грузовое и холостое перемещение гусеничного лесопогрузчика являются самыми значительными составляющими суммарной энергоемкости. Так при средних значениях прочих факторов и изменении расстояния удаления штабеля от лесовоза с 8 до 40 м энергоемкость увеличивается с 44 до 115 кВт ч/га. Оптимизированное значение энергоемкости погрузки хлыстов гусеничной машиной ПЛ-1В составило 31 кВт ч/га.
При погрузке сортиментов и хлыстов гидроманипуляторами основными факторами, влияющими на энергоемкость, являются грузовой момент М, кНм и вылет, l, м. Установлено, что при погрузке пачек сортиментов при l = 2 м и уменьшении величины М с 240 до 60 кНм выходная величина изменяется незначительно и составляет 14–17 кВт ч/га, тогда как при l = 8,4 м и таком же изменении грузового момента энергоемкость резко возрастает с 49 до 99 кВт ч/га. Оптимизированное значение искомого показателя при погрузке сортиментов составило 13 кВт ч/га. Энергоемкость погрузки хлыстов манипуляторами различной грузоподъемности колеблется в пределах 22–127 кВт ч/га при оптимизированном значении 24 кВт ч/га.
Из проведенного анализа видно, что менее энергозатратной, удовлетворяющей требованиям длительной лесоэксплуатации и основным критериям ресурсосбережения для большинства комбинаций варьируемых факторов является технология погрузки древесины при помощи гидроманипуляторных средств, что наряду с более экологичными условиями производства обосновывает постепенный переход предприятий лесозаготовительной отрасли Беларуси при осуществлении рассматриваемых операций на данного рода технику.
Литература
1. Аликин, Г.П. К оценке энергоемкости производства щепы / Г.П. Аликин // Лесная промышленность. -1982. – №11. – С. 24- 27.
2. Прохоров, В.Б. Резервы энергосберегающей технологии / В.Б. Прохоров, А.В. Трофимов // Лесная промышленность- 1983. – №7. – С. 26–27.
3. Кочегаров В.Г. Технология и машины лесосечных работ: учебник для вузов / В.Г. Кочегаров, Ю.А. Бит, В.Н. Меньшиков. – М.: Лесн. пром-сть, 1990. – 392 с.
4. Ермалицкий А. А. Производственные условия и средства механизации погрузочных работ на лесосеках / А.А. Ермалицкий // Труды БГТУ. Сер. II. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. – 2004. – Вып. ХII. – С. 104–107.
5. Гороховский К.Ф. Основы технологических расчетов оборудования лесосечных и лесоскладских работ: учеб. пособие для вузов / К.Ф. Гороховский, Н.В. Лившиц. – М.: Лесн. пром-сть, 1987. – 256 с.
6. Брик, М.И. Лесотранспорт на базе самозагружающихся автопоездов / М.И. Брик, М.В. Тацюн, В.Н. Воронцов // Лесная промышленность. -1988. – №11. – С. 20–22.