Проблемы формирования и функционирования сети особо охраняемых природных территориЙ Республики Беларусь

 

Бурак Ф.Ф., Луферов О.М. (РДЛУП «Гомельлеспроект», г. Гомель, РБ)

 

Specially protected natural areas and their role in providing of environmental security. The problems of creation, account and functioning of specially protected natural areas.

 

Одним из принципов национальной безопасности любого государства должно стать обеспечение экологической безопасности.

Национальные интересы РБ в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для РБ эта угроза усиливается из-за развития топливно-энергетических отраслей промышленности, недостаточной развитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. В значительной мере сказываются последствия Чернобыльской катастрофы.

В рамках обеспечения экологической безопасности РБ приоритетными являются следующие направления деятельности государства:

·              рациональное использование природных ресурсов;

·               воспитание экологической культуры населения;

·              предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

·              создание и внедрение экологически безопасных технологий;

·               поиск способов практического использования  экологически чистых источников энергии;

·              экологический контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, в первую очередь, в пределах особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) играют важную роль в сохранении биоразнообразия и поддержании экологического равновесия на любой территории.

Система ООПТ региона или государства и связующие их элементы образуют так называемый природный каркас территории (системы территорий с определенными регламентациями природопользования в их границах).

Конечной целью развития сети ООПТ региона является формирование ее оптимальной структуры, способной обеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофонда, регулировать и компенсировать различные нарушения в структуре экосистем, в комплексе с другими природоохранными мероприятиями поддерживать экологическое равновесие и благоприятную среду для жизнедеятельности населения.

К настоящему времени в РБ сформирована развитая сеть ООПТ.

На 1.01.2005 года на территории РБ площадь заповедников составляет 85,1 тыс. га, национальных парков – 340,5 тыс. га, заказников – 865,8 тыс. га, памятников природы – 7,9 тыс. га, в целом  - 1,299 тыс. га или 13,9% от  общей площади лесного фонда. Кроме того, в пределах лесного фонда выделены особо защитные участки (ОЗУ) на площади 1,118 тыс. га (12,7%). В целом, 26,6% площади лесного фонда РБ имеют особый природоохранный статус и выполняют функции улучшения экологической ситуации в стране.

 При этом надо отметить, что в последние годы в РБ введены в действие и обновлены нормативные акты по выделению, функционированию и оформлению документов по ООПТ и ОЗУ, увеличилось количество принятых и принимаемых  решений о выделении новых природоохранных объектов. Поэтому возникла необходимость в обновлении всей нормативной документации по данному направлению деятельности природоохранных организаций.

Новизна данной работы заключается во всестороннем анализе всего многообразия нормативных и научных документов по ведению хозяйства в пределах ООПТ и ОЗУ, а также в подготовке необходимых документов по выделению, натурному и юридическому оформлению всей сети природоохранных объектов. И в конечном итоге в подготовке базы для качественного профессионального ведения хозяйства на всех ООПТ и ОЗУ.

Предварительный анализ ситуации показал, что до 90% всех ООПТ и ОЗУ находится в пределах лесного фонда, находящегося в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, т.е. лесхозов, как подразделений Минлесхоза на местах. Учитывая это, возникает комплекс проблем как при проведении проектных работ различными организациями, так и в практической деятельности областных и районных комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды и лесхозов.

Накопленный практический опыт  работы нашего предприятия с природоохранными организациями и другими заинтересованными ведомствами  позволяет выделить среди  них следующие:

·              наличие значительного количества устаревших, не увязанных с системой лесного хозяйства, решений по выделению и функционированию ООПТ и ОЗУ;

·              низкое качество изготовления всего комплекса документов по указанному вопросу многочисленными организациями, часто имеющими не самое полное представление о теме вопроса (не говоря уже о лесном фонде), не позволяющее вести должный контроль за режимом использования ООПТ и ОЗУ;

·              невозможность или сложность ведения постоянного контроля за соблюдением установленного режима пользования в пределах ООПТ;

·              трудности в проведении необходимых экспертиз и проектных работ;

·              практически полное отсутствие достоверных (обновленных) планово-картографических материалов, позволяющих контролировать площадь и другие характеристики состояния  ООПТ и ОЗУ.

В связи с этим назрела необходимость в создании выверенного реестра комплекса природоохранных объектов, согласованного со всеми природоохранными ведомствами и землевладельцами данных природных территорий.

При этом необходимо провести комплекс работ по натурному обустройству охраняемых природных объектов, уточнению юридического статуса и определению их реального состояния на текущий момент.

Предприятием «Гомельлеспроект» изложенный комплекс работ выполняется в 2006-2007 г.г. в пределах Гомельской области. Все изложенные выше проблемы в полевых условиях подтвердились. Однако уже первые результаты работ показали, что их решение силами лесоустроительных предприятий осуществляется в кратчайшие сроки и на должном профессиональном уровне.

При этом, фактически в режиме текущего времени, возможно осуществление контроля за состоянием обследуемых объектов, принятие решений о необходимости пересмотра юридических документов и  о дальнейшем функционировании ООПТ или их ликвидации в установленном порядке.

 По результатам полевых работ изготавливается необходимый комплект документов по всем вопросам функционирования ООПТ и их учету природоохранными организациями и другими заинтересованными сторонами. При этом учитывались положения действующих на момент проведения работ нормативных актов. Подготовленные документы позволяют также осуществлять внесение текущих изменений о состоянии и статусе ООПТ, достоверно и обоснованно проводить работы по лесоустройству и охотоустройству  объектов лесного фонда.

В конечном итоге выполненный комплекс работ  поднимает на должный государственный уровень культуру ведения хозяйства в пределах ООПТ и осуществления мониторинга за данным процессом.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz