ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

 

Богатова Е.Ю. (НовГУ, г. Великий Новгород, РФ)

 

In forestry sustainable development  is provided institutional, economic, social and informative subsystems which should be characterized  by the certain set of conditions and indicators.

 

Разработка эффективного правого и экономического механизма формирования региональных программ  устойчивого развития лесного хозяйства требует решения целого ряда вопросов теоретического и практического плана.

Суть его заключается в создании институциональных и экономических предпосылок неистощительного лесопользования. Основными вопросами при этом являются: институциональная стабильность, экономический механизм, обеспечивающий достижение конечных результатов системы мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов и механизм взаимодействия между отдельными подсистемами устойчивого развития.

Решение вышеназванных вопросов требует соответствующего правового и информационного обеспечения, а также организации взаимодействия  между  федеральными и территориальными органами государственного управления лесами, с одной стороны, и региональными органами представительной и исполнительной власти, с другой.

Важнейшей задачей перехода на устойчивое развитие лесного хозяйства является обеспечение неистощительности многоресурсного лесопользования. Ведущие экономисты лесного хозяйства стран Западной Европы под постоянством или неистощительностью лесопользования понимали постоянство лесного дохода. А ведь именно постоянство лесного дохода является важнейшим условием гарантированного финансирования мероприятий по воспроизводству изымаемых ресурсов леса. Таким образом, критерием устойчивости развития лесного хозяйства является неснижающийся размер лесной ренты. На ближайшую перспективу достижение этой цели требует проведения в основном мер институционального характера, таких как развитие рыночных отношений с лесопользователями, усиление контроля за выполнением деловыми партнерами договорных отношений, повышение эффективности использования финансовых ресурсов на проведение мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов.

Более сложной является задача обеспечения устойчивого, стабильного размера потенциальной лесной ренты на долговременную перспективу. Ее решение требует прежде всего долговременного сбалансирования предложения лесных ресурсов со структурой и размером соответствующего спроса. Для этого необходимо, чтобы состав и качество мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов не только планировались, но и выполнялись и соответствии с настоящим и будущим спросом на лесные ресурсы. Контроль за результатами мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов на всех стадиях развития лесных насаждений требует решения ряда взаимосвязанных вопросов: разработки целевых параметров лесных насаждений по основным фазам их развития; обеспечение постоянного контроля за их выполнением;   разработки   механизма     стимулирующего   работников лесного хозяйства  достигать целевых конечных и промежуточных результатов лесохозяйственного производства; преобразования действующего институционального окружения в лесном хозяйстве.

Необходимым условием эффективного функционирования экономического механизма управления лесами и лесным хозяйством является преобразование действующего институционального окружения, обеспечение институциональной стабильности. Нестабильность созданных на уровне области институциональных структур обусловлена главным образом нерешенностью проблемы собственности на лесные ресурсы.

 Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что применительно к лесному хозяйству обеспечивающие подсистемы - институциональная, экономическая, и информационная не преобразованы в соответствии с требованиями рыночной экономики и принципами устойчивого развития.

Для формирования эффективно функционирующей институциональной подсистемы необходимо:

- определить перечень федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих многоресурсное лесопользование и воспроизводство лесных ресурсов;

-   выявить основные недостатки действующего лесного законодательства с позиций устойчивого развития;

-  подготовить предложения по изменению, уточнению и дополнению действующих нормативных правовых актов;

-    определить перечень подлежащих к разработке нормативных правовых актов, регулирующих лесопользование и воспроизводство лесных ресурсов;

-   обосновать цели, задачи и ожидаемый результат разрабатываемых новых нормативных правовых актов обеспечивающих устойчивое развитие лесного хозяйства.

До сих пор недостаточно разработаны вопросы взаимодействия между основными подсистемами устойчивого развития, не созданы правовые и экономические гарантии неистощительности лесопользования, не создан рыночный механизм управления устойчивым развитием лесного хозяйства.

Применительно к лесным ресурсам рыночный механизм пока не задействован в обеспечении их эффективного воспроизводства в соответствии с принципами устойчивого развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование многоресурсного лесопользования и воспроизводство лесных ресурсов. Однако действующая система учета, планирования и контроля даже не обеспечивает необходимую для этого информационную базу. Система учета лесного фонда по инерции ориентирована на пользование одним ресурсом - древесиной. При этом игнорируются особенности лесного хозяйства, связанные с длительным процессом воспроизводства лесных ресурсов.

Переход лесного хозяйства к рыночным отношениям обострил данную проблему применительно к условиям России. Однако на практике сохранилась прежняя система информации, планирования и отчетности, при которой текущие результаты никак не связаны с конечными результатами лесохозяйственного производства, с рынком лесных ресурсов. До сих пор еще не созданы институциональные предпосылки для реализации имеющихся нормативно-методических документов по переходу лесного хозяйства на устойчивое развитие. Еще предстоит создать институт собственности, институт ответственности, а также сформировать «правила игры» между лесным хозяйством и лесопользователями.

 Следует учитывать также то, что отдельные элементы механизма управления лесами и лесным хозяйством тесно взаимосвязаны. Экономический механизм  управления устойчивым развитием лесного хозяйства стимулирует вовлечение в систему рыночных отношений и государственного регулирования недревесных ресурсов, средозащитных и социальных услуг. Одной из необходимых предпосылок практической реализации этой задачи является подготовка информации для учета затрат на воспроизводство каждого ресурса леса с соответствующим эффектом, включая экологическую устойчивость лесных биогеоценозов.

Следовательно, институциональная подсистема  устойчивого развития  лесного хозяйства характеризуется следующими основными условиями и показателями:

-  наличие официально утвержденной лесной политики;

- соответствие лесного законодательства задачам формирования эффективно функционирующей рыночной экономике;

- правовые нормы, регулирующие многоресурсное лесопользование и воспроизводство лесных ресурсов;

- формы экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями;

-  инвестиционный климат;

-  правовые нормы, обеспечивающие финансовые гарантии устойчивого развития лесного хозяйства;

- неформальные «правила игры», образующие морально-этические нормы взаимоотношений между деловыми партнерами.

Социальная подсистема, в свою очередь, должна характеризоваться следующими основными показателями и условиями:

-  квалификация и образовательный уровень руководителей, специалистов и рабочих лесного хозяйства;

- укомплектованность органов государственного управления лесами квалифицированными специалистами;

- реальные доходы работников лесного хозяйства и необходимые затраты на оплату услуг здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, образования детей;

- уровень оплаты труда работников лесного хозяйства в сравнении с другими отраслями и прожиточным минимумом;

-  уровень и условия дополнительной оплаты труда;

- зависимость оплаты труда в лесном хозяйстве от эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов;

- условия труда;

- жилищно-бытовые условия работников лесного хозяйства;

Основные характеристиками экономической подсистемы являются:

- организационная структура управления лесами и лесным хозяйством;

- система планирования лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов;

- рыночный механизм в сфере лесопользования;

- система государственного регулирования лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов;

- рыночный механизм в сфере воспроизводства лесных ресурсов;

- наличие научно-обоснованных нормативов затрат на воспроизводство лесных ресурсов.

Информационная подсистема устойчивого развития лесного хозяйства включает следующие основные параметры:

- наличие современных информационных технологий, обеспечивающих автоматизацию трудоемких процессов планирования и принятия решений по управлению лесопользованием и воспроизводством лесных ресурсов;

- цены на лесные товары и услуги на внутренних и мировых рынках;

- плата за право пользования участками лесного фонда;

- цены за право пользования недревесными ресурсами леса и на средозащитные услуги.

Экологическая подсистема устойчивого развития лесного хозяйства характеризуется следующими основными показателями и условиями:

- площадь лесов первой группы в разрезе категорий защитности,

- спрос на недревесные ресурсы, средозащитные и социальные услуги леса;

- предложение недревесных ресурсов, средозащитных и социальных услуг леса;

- финансовые гарантии воспроизводства средозащитных и социальных услуг леса.

 Однако необходимо учитывать, что многие вопросы перехода лесного хозяйства к устойчивому развитию выходят за отраслевые рамки и их реализация возможна лишь путем налаживания партнерских отношений с лесопользователями и другими предприятиями и организациями, занятыми охраной, заготовкой и переработкой лесных ресурсов.

Сайт управляется системой uCoz