ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ КОНТРОЛЯ  СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ

 

Хвалько А.А. (СГСЭУ, г. Саратов, РФ)

 

The risk of negative amalgamation(confluence)/absorption influence competitive market sphere intensifies the importance of this processes control in the context of antimonopoly and industrial policy. The priority trends of amalgamation/absorption policy control are analyzed in this article.

 

Слияния/поглощения играют важную экономическую роль в дальнейшей перспективе и повышении конкурентоспособности компаний в период глобализации и, хотя в большинстве случаев они являются безвредными, они в тоже время могут оказать негативное влияние на конкурентную среду того или иного рынка.  При том, что с экономической точки зрения развитие слияний является последствием глобализации экономических и хозяйственных связей и направлено на повышение эффективности и снижение затрат, с точки зрения конкурентной политики они усиливают рыночную власть и рыночную концентрацию,  предоставляя компаниям возможность ущемлять права потребителей, ограничивать доступ к сырьевым ресурсам и осуществлять множество других изощренных действий для ограничения конкуренции.

Основополагающими столбами конкурентной политики любого развитого государства являются контроль за соглашениями и согласованными действиями, предотвращение злоупотребления доминирующим положением и регулирование слияний и поглощений (экономической концентрации).

В качестве общих факторов активизации слияний и поглоще­ний рассматриваются процесс концентрации капитала, растущая глобализация деятельности компаний, либера­лизация доступа на национальные рынки. Указанные факторы способствуют свободному движению инвестиционных потоков. С учетом названных тенденций Россия имеет относительно благоприятные предпосылки для роста числа сделок по корпоративным слияниям и поглощениям. Увеличившаяся благодаря высоким мировым ценам на нефть прибыль российских нефтяных компаний была частично направлена на цели слияний и приобретений, в том числе международных. В настоящее время для многих российских предприятий слияние или поглощение является эффективным элементом стратегии будущего развития. В этой связи актуализируются более глубокие исследования политики контроля за слияниями и поглощениями в рамках как антимонопольной, так и промышленной политики.

Слияния и иные формы создания корпораций изначально подрывают антимонопольные запреты, связанные с подобными формами предпринимательских действий.  Структурное регулирование не устраняет необходимость в регулировании (с точки зрения антиконкурентных действий) предпринимательской деятельности. На некоторых рынках большие компании оказываются более эффективными, более конкурентоспособными на международных рынках, более прогрессивными, чем небольшие. В случаях, когда экономия от масштабов приводит к концентрированным рынкам, поддерживание конкурентных рыночных структур может оказаться не совместимым с производительностью и ростом, в случае чего регулирование предпринимательских действий наверняка будет более эффективным, нежели структурное регулирование, заключающееся в запрещении проявления власти на рынке либо злоупотребления доминирующим положением.

В тактическом плане финансирование слияний/поглощений - один из вариантов использования прибыли в максимизации получаемого дохода. Аккумулирование денежных средств и вложения в ценные бумаги используются компаниями для поддержания необходимого уровня оборотного капитала. Подобные финансовые вложения обеспечивают невысокую доход­ность, но характеризуются высоким уровнем ликвидности и способствуют стабильности бизнеса, при этом не являясь стратегическими инвестициями.

Наиболее распространенными механизмами реализации стратегии слияний и поглощений применительно к России можно рассматривать (1) приобретение компании в процессе приватизации, (2) аккумулирование долгов поглощаемой компании и их конвертацию в ее акции в процессе банкротства; (3) участие в корпоративном управлении компании-цели; (4) приобретение долей в уставном капитале.

Наиболее часто распространенными в России методами поглощения являются:

- скупка пакетов акций на вторичном рынке;

- лоббирование приватизационных сделок с государственными пакетами акций;

-  скупка трансформация долгов в имущественно-долевое участие;

- захват контроля через процедуры банкротства;

- инициирование судебных решении, включая их фальсификацию (постановления, изданные несуществующими судами, не зарегистрированные надлежащим  образом или подписанные судьей, который об этом не осведомлен).

В практике слияний и поглощений компаний выделяют следующие формы финансирования: денежными средствами, простыми акциями, облигациями (или привилегированными акциями), конвер­тируемыми и гибридными (или производными) ценными бумагами; возможна комбинированная форма финансирования, использующая несколько способов оплаты, и форма финансирования «с рассрочкой». В мировой практике наибольшее распространение получили два метода оплаты слияний - денежными средствами и обыкновенными акциями, менее популярна оплата долговыми инструментами, привиле­гированными акциями, производными ценными бумагами или комбина­цией вышеуказанных инструментов.  Большинство крупных сделок были бы неосуществимы в условиях низкой курсовой стоимости акций покупателя, таким образом, рост курса акций поддерживает активность компаний на рынке слияний и поглощений. Финансирование акциями придает слияниям характер самоусиливающегося процесса: возможность проведения крупных сделок за счет подобного финансирования стимулирует компании к укрупнению посредством слияний и поглощений в целях защиты от враждебного поглощения и увеличения своей рыночной капитализации.

В российском бизнесе капитальные вложения направляются в большей степени на модернизацию существующих мощностей, а не на строительство новых объектов.  «Средняя» российская компания, желающая в процессе своего развития получить контроль над новыми производственными активами, будет реализовывать эту цель скорее посредством поглощения действующих компаний, чем создания новых активов за счет капиталовложений. Помимо наличия значительного предложения существующих активов в пользу подобной политики свидетельствует и более короткий срок осуществления слияний/поглощений по сравнению с созданием новых производственных активов. Таким образом, проводится деление между слияниями/поглощениями и капитальными вложениями по принципу приобретения принципиально новых активов/улучшения имеющихся активов.

В российской практике примеры финансиро­вания слияний или поглощений исключительно посредством обыкно­венных акций встречаются редко,  чаще данная форма применяется крупными компаниями для завершения поглощения более мелких фирм.

При выработке политики контроля за слияниями и поглощениями необходимо учитывать ряд специфических особенностей:

обратные пропорции денежного и бумажного финансирования. Несколько крупнейших российских «голубых фи­шек», котирующихся на фондовых биржах и в РТС с относительно ликвидным рынком, в наименьшей степени могут стать объектом поглощения, даже если их рыночная стоимость существенно занижена по сравнению с потенциальной7. В связи с этим доминирующую роль играют денежные источники;

наличие дополнительных обязательств, которые вынуждена принимать на себя поглощающая компания или компания-инвестор, например выплата кредиторской задолженности, реализация широкомасштабной инвестиционной программы.  Наиболее распространенными видами сде­лок по слияниям и поглощениям являются  участие в денежных аукционах и инвестиционных конкурсах, аккумулирование долгов поглощаемой компании и конвертация их в акции компании в процессе банкротства.

Для российской практики поглощений в отличие от западной характерны закрытость информации о проведении сделки и применяемых методах; привлечение сторонней компании –специалиста по поглощениям (рейдера); несправедливость сделок из-за отсутствия базы сравнения для рыночной оценки компании; возможность использования незаконных методов поглощения.

В качестве критериев, влияющих на вы­бор инструмента финансирования при структурировании сделки по слиянию/поглощению в России, используются: наличие избыточных денежных средств (неработающего ка­питала), разрушающего стоимость компании-покупателя (предпочти­тельность финансирования денежными средствами, определяющая использование метода покупки); масштаб сделки (крупные сделки проще финансировать ак­циями);  величина премии, выплачиваемой акционерам приобретаемого финансового института (чем больше премия, тем предпочтительнее метод объединения интересов); разводнение прибыли (уменьшение величины прибыли на акцию);  влияние на показатель достаточности капитала компании.

Вопрос финансирования сделок по слияниям и поглощениям с точки зрения государственного регулирования предполагает учет ряда  направлений: соответствие промышленной политике и об­щей стратегии реорганизации в рамках соответствующих секторов и отраслей; поддержание активного функционирования конкурентных механизмов в экономике; обеспечение прозрачности операций на рынке корпоративного контроля; защита прав акционеров; регулирование социальных конфликтов, порождаемых слияниями и поглощениями.

Исторически фокус антимонопольной политики был направлен на регулирование (с точки зрения конкуренции) предпринимательских действий, в последние годы структурное регулирование стало более важным и более широко используемым средством антимонопольного контроля. Структурное антимонопольное регулирование направлено на контроль за постоянными либо долгосрочными договорными отношениями между поставщиками, на слияния, вступления во владение, продажу и перевод активов, на создание совместных предприятий. Подобные сделки подлежат антимонопольному наблюдению, потому что они могут создать или усилить взаимозависимость между покупателями и продавцами и увеличить возможность совместного либо корпоративного использования власти на рынке либо злоупотребления экономической власти против малых субъектов рынка.

Двумя основными инструментами структурной антимонопольной политики являются контроль за слияниями и демонополизация. Оба инструмента направлены на запрещение концентрации экономической и рыночной власти посредством постоянных и долгосрочных контрактов (договоров) между поставщиками. Со временем, экономический рынок может стать более сконцентрированным в результате перемен в рыночной доле между привилегированными поставщиками либо в результате контрактов, повышающих взаимозависимость между поставщиками.

В настоящее время для российской экономики являются дискуссионными проблемы определения совокупности мер, направленных на облегчение приобретения крупным бизнесом новых активов (что, по мнению противников, ликвидирует существующий механизм господдержки малого бизнеса), перевода контроля сделок слияний и поглощений из разрешительного порядка в уведомительный, упростив процедуру внесения ходатайства в антимонопольные органы и повысив пороговое значение, при котором необходима процедура согласования (до настоящего времени при крупных сделках необходимо предварительно получить согласие министерства по антимонопольной политике), перспективы реорганизации или ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства посредством переноса господдержки малого бизнеса из центра в регионы.



Сайт управляется системой uCoz