ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

 

Зайцев А.В. (ФГОУ ВПО СибГТУ, г.Красноярск, РФ)

 

The problem of competitiveness is considered. It is difficult for definition, identification, calculation of a competitiveness index and development of the actions on increase of its level. The problem of competitiveness also is considered by the example of wood resources. The creation of a competitiveness index of wood resources is shown.

 

В условиях рыночной экономики лесные ресурсы уже выступают не просто как сырьевой источник лесопромышленной деятельности, но и как участник конкурентной борьбы за инвестиции по их освоению. В этой связи встаёт вопрос конкурентоспособности лесных ресурсов и возможности её определения, для чего, в свою очередь, требуется наличие определённого набора показателей, характеризующих лесные ресурсы.

В научной литературе при оценке состояния лесных ресурсов учёными используются такие характеристики: лесная площадь, лесопокрытая площадь, лесистость, общий запас древесины, эксплуатационный запас, доля эксплуатационного запаса в общем запасе, средний запас на 1 га в эксплуатационных лесах, средний прирост на 1 га, расчётная лесосека по главному пользованию, в том числе по хвойному хозяйству, породный состав.

Встречается использование показателей: доля хвойных древостоев в общем запасе насаждений, доля хвойных древостоев на лесопокрытой площади, бонитет, доля насаждений высоких классов бонитета (I - III), годичный прирост на 1 га лесопокрытой или лесной площади.

Кроме того, рассматривается транспортный фактор, как характеристика лесных ресурсов. Используют его при определении экономической доступности леса для эксплуатации лесопользователем. Если отсутствует транспортная инфраструктура и/или велико расстояние до отдельных участков лесного фонда, несомненно, их качественное состояние будет ухудшаться в связи с неизыманием спелой и перестойной древесины, а также непроведением лесохозяйственных работ.

Среди показателей, характеризующих транспортный фактор: густота сети дорог общего пользования и лесохозяйственных, протяжённость дорог на 1 млн. м3 вывезенной древесины, среднее расстояние вывозки.

Для расчёта конкурентоспособности лесных ресурсов следует произвести отбор показателей. При этом следует занимать позицию лесопользователя и руководствоваться его интересами. Только в этом случае можно говорить о конкуренции между участками лесного фонда за «право» их же эксплуатации.

В рыночных условиях предприниматель в целях получения максимально возможной прибыли вынужден выбирать наиболее «удобные» для себя ресурсы, в том числе по их количеству, качеству и транспортной доступности. Поэтому мы считаем, что для оценки конкурентоспособности лесных ресурсов подходят:

·                        объём расчётной лесосеки (этот показатель характеризует объём спелого леса, пригодного для промышленной эксплуатации),

·                        удельный вес по запасу хвойных древостоев в эксплуатационных лесах (на внутреннем и мировом рынках лесоматериалы хвойных пород ценятся выше (в денежном эквиваленте), нежели лесоматериалы мягколиственных пород; твёрдолиственные породы в расчёт не берём в связи с их низким удельным весом в общем запасе древесины на корню в России),

·                        удельный вес насаждений высоких классов бонитета в эксплуатационных лесах (этот показатель характеризует производительность древесных ресурсов и их высокие качественные характеристики, что стимулирует лесозаготовителя развивать производство на данной территории с перспективой на будущее).

·                        среднее расстояние вывозки древесины (этот показатель характеризует транспортную доступность лесных ресурсов, что сказывается на расходах по вывозке лесозаготовителем древесины с лесосеки; так как увеличение среднего расстояния вывозки является негативной тенденцией, для дальнейших расчётов следует пользоваться обратным ему показателем – коэффициентом транспортной доступности лесных ресурсов).

Если подытожить, то выбранные показатели в целом отражают объём ресурсов, годных для эксплуатации, их ценность, качество, производительность, а также транспортно-географическую доступность, т.е. ключевые характеристики лесных ресурсов. Это позволит нам при расчёте конкурентоспособности получить качественный, полноценный результат.

Отказ от использования при расчёте конкурентоспособности лесных ресурсов других показателей объясняется тем, что они дублируют по смысловому содержанию уже отобранные, либо не вписываются в предложенную нами концепцию.

Следует также заметить, что отобранные показатели могут быть использованы и для оценки конкурентоспособности лесных ресурсов всего региона. Данный вывод мы делаем на основании того, что они универсальны при изменении масштабов объекта оценки.

Так как отобранные показатели имеют разную размерность, их нельзя непосредственным образом использовать в расчётах. В связи с этим переведём их в индексы.

Для этого среди оцениваемых лесных ресурсов необходимо выбрать «базовые». Затем необходимо рассчитать сами индексы - единичные показатели конкурентоспособности (k) лесных ресурсов как отношение величины показателя оцениваемых лесных ресурсов к величине того же самого показателя «базовых» лесных ресурсов. Формула для расчёта единичных показателей конкурентоспособности:

,

где  – величина показателя лесных ресурсов «N»,

 – величина показателя «базовых» лесных ресурсов.

Для «базовых» лесных ресурсов единичные показатели конкурентоспособности будут равны 1 (единице).

Следующим шагом расчёта является определение интегрального показателя конкурентоспособности лесных ресурсов (Kлр), который должен объединить в себе все единичные показатели конкурентоспособности. Так как очень сложно определить важность отдельно взятого показателя (для этих целей необходимо проводить глубокие исследования инвестиционных предпочтений лесных предпринимателей в зависимости от изменений каждого из отобранных показателей), используем метод расчёта среднего геометрического произведения единичных показателей конкурентоспособности. Формула выглядит следующим образом:

где kорлединичный показатель конкурентоспособности по объёму расчётной лесосеки,

kхвединичный показатель конкурентоспособности по удельному весу хвойных древостоев в эксплуатационных лесах,

kбонединичный показатель конкурентоспособности по удельному весу насаждений высоких классов бонитета в эксплуатационных лесах,

kтрединичный показатель конкурентоспособности по транспортной доступности лесных ресурсов.

По результатам расчётов наиболее конкурентоспособными будут те лесные ресурсы, у которых больше интегральный показатель конкурентоспособности (Kлр).

Сайт управляется системой uCoz