ЭКОНОМИКА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (ЮФО) *

 

Хашир Б.О., Хуажев Б.А.  (КубГТУ, г.Краснодар, РФ)

 

Managerial economics the organization of wood – using in Southern Federal district.

 

Большие перспективы открывает для многих предприятий лесопромышленного комплекса участие в реализации некоторых приоритетных национальных проектов России. Так, реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» невозможна без широкомасштабного деревянного малоэтажного домостроения. Этот вид жилища является традиционным и наиболее доступным для большинства населения нашей страны. Деревянное домостроение является одним из наиболее эффективных видов индивидуального жилищного строительства. Благодаря высоким теплоизолирующим свойствам природной древесины, деревянный дом дешевле кирпичного в пересчете на 1 кв. м общей площади на 35- 50 %.

В настоящее время деревянное малоэтажное домостроение является во многих странах мира приоритетным. Перспективность деревянного домостроения обуславливается усилением значения экономических, экологических и социальных факторов, а также тем, что древесина является единственным возобновляемым экологически чистым природным строительным материалом. К числу стран с развитым малоэтажным деревянным домостроением относятся: Канада, США, Финляндия, Швеция, Германия, Япония. В общем, объеме индивидуального  жилищного строительства этих стран доля деревянного домостроения составляет: в Швеции и Германии – до 30-50%, в Канаде и США – до 75%, в Финляндии – до 80%,. В этих странах строятся деревянные дома с долговечностью строительных конструкций, обеспечивающих проживание в них нескольких поколений людей. Например, в Канаде, и сегодня встречаются деревянные дома, построенные 150-200 лет назад.

К сожалению, в России, являющейся одной из богатейших стран по запасам лесосырьевых ресурсов, и где во многих регионах лес является местным и зачастую единственно доступным строительным материалом, удельный вес деревянного домостроения в общем, объеме индивидуального жилищного строительства не превышает 10%. За последние 15 лет мощности предприятий, производящих стандартные деревянные дома сократились более, чем в 2 раза, а

объемы производства снизились в 20 раз. Начиная примерно с 2000 года, строительство деревянных домов в стране несколько оживилось.

С участием российского и иностранного капитала создан целый ряд новых

 

*   Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Экономические аспекты управления малым бизнесом лесопромышленного комплекса», проект № 05-02-021-64а;

 

предприятий малой мощности по производству деревянных домов, в частности в Ростове, Краснодаре, Ставрополе и других городах ЮФО.

Однако сориентированы они в основном на выпуск элитных домов, стоимость которых доступна лишь для потребителей с достаточно высокими уровнями доходов. Стоимость одного кв. метра общей площади деревянных домов колеблется от 250 до 600 долл. США (элитное жильё). Рынок жилья, доступного для семей с невысоким уровнем доходов пока не сформировался.

Развитие отечественного производства экономически доступных деревянных домов сдерживается рядом причин. Одной из главных причин является износ основного технологического оборудования, который составляет 60-80%, что приводит к резкому росту готовой продукции.

Отсутствие инвестиций в развитие деревянного домостроения не позволяет реализовывать программы технического переоснащения предприятий для освоения производства прогрессивных конкурентоспособных конструкций деревянных домов. Отечественное машиностроение не производит оборудования для заводского изготовления домов. Одним из важнейших сдерживающих факторов является также низкий уровень строительных материалов, применяющихся при изготовлении деревянных домов. Так, отечественная промышленность не производит экологически безопасных древесноплитных материалов (МДФ, ОСБ) строительного назначения для применения в конструкциях жилых деревянных домов. Действующие заводы по производству ДСП и ДВП работают в основном на удовлетворение потребностей мебельной промышленности.

Региональное развития социально-экономического положение работников лесопромышленного комплекса неоднозначно и зависит от результатов работы конкретного предприятия. В 2006 году рост заработной платы к уровню 2005 года составил 15,7%. Среднемесячная заработная плата в отрасли составляет в расчете на одного работника 7600 рублей, что на 48% ниже, чем в промышленности России не соответствует трудовым затратам. Средняя зарплата у работников лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности равна 5876,4 руб., в целлюлозно-бумажной промышленности – 9953,3 руб. Необходимо отметить периодические задержки в выплате заработной платы. Просроченная задолженность на 1 января т.г. составила по лесозаготовкам – 51,29 млн.рублей, по обработке древесины и производству продукции из дерева (кроме мебели) – 90,099 млн. рублей., по производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них – 21,58 млн. рублей. При этом в лесной промышленности продолжается сокращение численности работников, что создает значительные проблемы с занятостью в лесных поселках и других поселениях, где предприятия отрасли являются градообразующими. В результате социальная обстановка в отрасли остаётся в целом сложной. Основные льготы и гарантии работникам лесопромышленного комплекса установлены в Отраслевом соглашении по ЛПК на 2003-2005 годы и коллективных договорах. Под действие Отраслевого соглашения попадает более 90% работников лесных отраслей. Коллективные договора имеют 94% предприятий. По информации с мест социально-экономические льготы и гарантии, предусмотренные в коллективных договорах, в основном выполняются.

Развитие лесного комплекса на долгосрочную перспективу согласно Основным направлениям развития лесной промышленности  направлены на:

-полное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции российского производства;

-поэтапную интеграцию России в мировой рынок лесобумажной продукции;

-рациональное и наиболее полное использование лесного потенциала страны за счет роста объемов производства продукции глубокой переработки древесины, повышения конкурентоспособности лесопромышленного производства, оптимизации его структуры, вовлечения в производство низкокачественной и лиственной древесины.

К основным мероприятиям по ускоренному развитию лесопромышленного комплекса России необходимо отнести:

1. Разработка лесной национальной политики и адекватного ей лесного законодательства. При доработке нового Лесного кодекса требуется: более чётко закрепить статус лесов, как государственной формы собственности, при распределении полномочий в управлении лесами между всеми субъектами по всей федеральной вертикали власти, обеспечить приоритетную доступность к лесным ресурсам лесопользователей, имеющих мощности по переработке древесины, а также способных взять на себя проведение лесовосстановительных и лесоохранных работ; ввести платность всех видов лесопользования, развивая рентный подход к оценке древесины на корню.

2. Разработка и реализация Федеральной целевой программы "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов", основными задачами которой являются - устранение структурных ограничений экономического роста экономики страны. Основные мероприятия по обеспечению регионального развития лесного комплекса основанного на развитии в лесном комплексе высокотехнологичных производств по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья предусматривает;

-  инновационного развития отрасли и реализация на этой основе конкурентных преимуществ лесного комплекса Российской Федерации по регионам;

- снижение зависимости экономики страны от импорта высококачественной лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью (мелованных видов бумаги и картона для печати и упаковки, санитарно-гигиенических изделий, мебели, плитной продукции);

- обеспечение конкурентоспособности российских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках лесобумажной продукции.

3. Для вовлечения в оборот недоступных в настоящее время лесных массивов требуется развитие сети лесовозных дорог в рамках отдельной федеральной целевой программы. Расчет потребности в строительстве лесовозных дорог, в районах реализации приоритетных инвестиционных проектов, включаемых в ФЦП "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов" показал, что только под эти проекты необходимо строить около 9 тыс. км лесовозных дорог в год.

Задачи по улучшению лесной инфраструктуры должны решаться за счет:

- стимулирования привлечения частных инвестиций в развитие лесной инфраструктуры;

- прямого финансирования дорожного строительства за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и смешанного финансирования;

- привлечения банковских кредитов.

4. Основными мерами, необходимыми для активизации инвестиционной деятельности в лесопромышленном комплексе, являются:

- обеспечение благоприятного инвестиционного климата в комплексе;

- страхование инвестиций от коммерческих и некоммерческих рисков;

- повышение уровня управления кредитными рисками;

- осуществление антиинфляционной политики;

- совершенствование механизма ценообразования на тарифы и услуги естественных монополий;

- развитие форм и методов частно - государственного партнерства в вопросах формирования скоординированной инвестиционной политики, направленной на решение на законодательном уровне вопросов повышения защищенности прав инвесторов, упрощение процедур предоставления государственных гарантий при привлечении инвестиций в крупные проекты по выпуску конкурентной продукции с высокой добавленной стоимостью;

- поддержку лизинга отечественной лесозаготовительной техники и деревоперерабатывающего оборудования;

- создание кредитных линий по межправительственным соглашениям для привлечения инвестиций под высоко ликвидные активы, включая залог лесных ресурсов;

- введение льготного налогообложения прибыли для модернизируемых и вновь строящихся предприятий, бюджетное субсидирование процентных платежей по инвестиционным кредитам. Указанные положения могут быть реализованы в условиях особых экономических зон в соответствии с Федеральным законом.

5. В целях ускоренного регионального развития инновационной деятельности в лесопромышленном комплексе необходимо:

• повышение уровня участия науки в развитии лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно- бумажной промышленности, усиление интеграции с предприятиями;

• концентрация научно-технического потенциала отрасли, которая позволит направить усилия сохранившихся научных коллективов на решение перспективных задач развития лесопромышленных предприятий;

• создание благоприятного правового и экономического климата для формирования и развития малого инновационного предпринимательства;

• формирование единой стратегии продвижения инновационного продукта на рынке;

• восстановление государственного заказа на выполнение приоритетных научно- исследовательских и проектно-конструкторских работ, обеспечивающих внедрение современных технологий и оборудования в лесном секторе.

 

Сайт управляется системой uCoz