УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

 

Хасанова Н.В, Уразбахтина Л.Р., Уразбахтина Д.Р. (УГАТУ, г.Уфа, РФ)

 

The management process of educational potential development of the region is considered from the financial point of view in the given paper.

 

Научно-образовательный потенциал является частью социально-экономического потенциала региона и рассматривается как один из важнейших управляющих факторов.

  Рассмотрим процесс управления развитием образовательного потенциала региона с финансовой точки зрения.

  Весь процесс обучения разделим на 10 этапов (семестров). Перед каждым этапом вуз осуществляет накопление финансов для реализации образовательного процесса. Выделим основные источники финансирования:

а) госбюджетное – F1;

б) коммерческое со стороны населения – F2;

в) целевое со стороны предприятий – F3;

г) дополнительное региональное со стороны властных структур региона – F4;

д) финансы, получаемые вузом с коммерческих структур за аренду помещений или другие услуги – F5.

  Итак, формируется некоторый финансовый фонд вуза:

,

где Fа – финансовые расходы на содержание административно-управляющего персонала (АУП).

Весь этот фонд условно можно разбить на 3 части:

·  основной фонд F0, необходимый для поддержания учебного процесса и учебного комплекса в том состоянии, в котором они находятся, т.е. этот фонд обеспечивает текущие расходы;

·  резервный фонд Fр, необходимый для ликвидации непредвиденных критических ситуаций, иногда возникающих в процессе деятельности вуза;

·  фонд развития Fэ, необходимый для расширения материально-технической базы, библиотечного фонда, аудиторного фонда из-за расширения контингента обучаемых, а также для поощрения активной и эффективной деятельности преподавателей и т.д.Реализация финансов F0 и Fэ приводит к текущим затратам Зт, величину которых необходимо контролировать. Эти затраты связаны с оплатой труда преподавателей, стипендии студентам, различных налогов, с покупкой нового и ремонтом старого учебного оборудования, покупки учебников, учебных пособий и научных изданий и т.д.

  В итоге вуз осуществляет выпуск специалистов в количестве Хв с показателем качества  подготовки специалистов. Таким образом, количество высококачественных специалистов Хк, поставляемых на рынок труда региона, будет равно

.

В реальности это количество ниже, так как здесь следует учесть отсев специалистов, связанный с их переездом в другие города, регионы, страны или с временным отходом от трудовой деятельности по той или иной причине. Следовательно, на рынок поставляется количество высококачественных специалистов, равное

,

где m – коэффициент отсева, который лежит по статистике в пределах 0,1¸0,2.

  Можно, конечно, учесть и количество слабо подготовленных специалистов, равное

.

Казалось бы, что шансы у этих специалистов для трудоустройства малы. Но в реальности ввиду высокой потребности региона в молодых кадрах вероятность трудоустройства этих специалистов достаточно велика, а по некоторым дефицитным специальностям даже достигает величины 0,9.

Далее на основе анализа потребности экономики региона в специалистах вычислим степень неудовлетворенности l региона в специалистах:

,

где Хпэ – количество требуемых высококвалифицированных специалистов в регионе.

Очевидно, что степень неудовлетворенности будет меньше, если учесть всех выпускников без учета качества их подготовки

.

Отметим, что показатель (1-l) будет характеризовать степень удовлетворенности в количестве данных специалистов.

Можно ввести для каждой специальности понятие коэффициента d дефицита, который равен

.

Очевидно, что дефицит в высококлассных специалистах выше, чем в слабо подготовленных специалистах.

Коэффициент дефицита формирует у населения устойчивое желание дать своим детям именно то образование, в котором больше всего нуждается общество. А это значит, что поступление денег по коммерческому образованию будет расти. Кроме того, показатели l и d также стимулируют предприятия на формирование дополнительных заказов на подготовку специалистов на коммерческой основе, что также способствует увеличению финансового накопления вуза.

По показателям дефицита и степени неудовлетворенности верхние властные уровни региона формируют дополнительные финансовые ресурсы в основном для развития образовательного потенциала.

Далее рассмотрим, как распределяются финансовые средства на развитие образовательного потенциала, имея ввиду увеличение как количества выпускников, так и повышение показателя качества подготовки специалистов.

Часть денег из фонда развития идет на финансовую поддержку увеличившегося количества преподавателей на DN и соответствующего им количества студентов DX0= kсDN. Тогда количество выпускников увеличится на DXв= kвDХ0.

Другая часть денег из фонда развития идет на повышение показателя качества Dk0 подготовки специалистов. При этом коэффициент k10 повышения профессионального уровня преподавателей возрастает на Dk1 за счет защит преподавателями кандидатских и докторских диссертаций.

Коэффициент k20 материально-технической обеспеченности возрастает на Dk2 за счет покупки новой техники, оборудования, технологий и программного обеспечения.

Коэффициент k30 учебно-методической обеспеченности возрастает на Dk3 за счет накопления фонда библиотеки новыми учебниками и учебными пособиями, а также за счет издания учебно-методического материала самим вузом.

Коэффициент k40 аудиторной обеспеченности возрастает на Dk4 за счет ввода нового аудиторного фонда. Этот процесс обычно происходит дискретно после окончания строительства новых учебных корпусов.

Таким образом, показатель качества q0 подготовки специалистов увеличивается на величину Dq0, равную:

.

Общее количество высококачественных специалистов, поставляемых на рынок, будет равно

.

Теперь следовало бы оценить, в какую сумму финансовых затрат обошлось это увеличение выпуска высококачественных специалистов?

Как отмечалось выше, часть основного фонда идет на оплату труда преподавателей. Пусть количество преподавателей составляет N0, тогда количество студентов Х0 равно

Х0 kс×N0,

где kс – коэффициент, определяющий количество студентов на одного преподавателя. Значение kс = 10¸15 в зависимости от вуза.

Количество Хв выпускников можно подсчитать приближенно двумя способами:

1)   через количество Х1 студентов, поступивших в свое время на первый курс:

Хв = (1-kот)Х1,

где kот – коэффициент отчисления студентов, kот = 0,2¸0,3.

2)   через общее количество обучаемых:

Хв kвХ0,

где kв – коэффициент выпуска, равный 0,15¸0,17.

Более точно количество выпускников определяется по количеству студентов, вышедших на защиту дипломных работ.

Следует отметить, что коэффициенты ki как составляющие показателя качества q0 являются в общем случае функциями от количества Х0 студентов и величины Fi финансирования:

ki = fi(Х0, Fi).

 Поэтому, если при решении задачи развития образовательного потенциала сделать упор на увеличение количества выпускаемых специалистов за счет увеличения приема при той же материально-технической базе и аудиторном фонде, то можно сильно потерять в качестве подготовки специалистов. В конце концов, общее количество выпускаемых высококачественных специалистов может не увеличиться, а уменьшится. Поэтому должна быть выработана оптимальная стратегия развития образовательного потенциала, при которой достигается максимальное значение .

Литература

1.              Файзуллин Ф.С., Шафиков М.Г. Особенности научно-образовательного потенциала // Человеческий потенциал региона. Уфа. Гилем, 2002. – с. 56-68.

2.              Кусимов С.Т., Ильясов Б.Г., Герасимова И.Б., Хасанова Н.В. Научно-образовательный и научно-технический потенциал как важнейший фактор развития региона / Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Труды III Междунар. конф. - Самара: Самарский научный центр РАН, 2001. - С. 368-373.

3.              Бадамшин Р.А., Ильясов Б.Г., Герасимова И.Б., Хасанова Н.В. Оценка потенциала научных и научно-образовательных организаций / Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах: Межвузовский научный сборник. – Уфа, 2002. – C.152-160.

4.              Ерунов В.П. К вопросу практической реализации системно-критериального анализа учебного процесса в вузе // Вестник ОГУ. – Оренбург. 2001. – № 1.

 

Сайт управляется системой uCoz