БУХГАЛТЕРСКИЙ АУТСОРСИНГ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Влажина И.Ю., Ивакина И.И. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

 

The development of outsourcing in the Russian Federation, are determined advantages and lacks of outsourcing of accounts department for economy of the enterprise are stated in the given work.

 

В современных условиях развитой рыночной конкуренции организации стремятся к росту эффективности производства и минимизации затрат, а также к увеличению прибыли, путем рационального использования имеющихся ресурсов, в том числе трудовых. Вследствие этого и появился аутсорсинг - передача на договорной основе непрофильных функций субъекта внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.

С каждым годом руководители все чаще прибегают к помощи компаний-аутсорсеров в самых разнообразных сферах деятельности, передавая их ведению административные, производственные, маркетинговые и бухгалтерские функции.

В Российской практике этот процесс начался недавно, в отличие от успешно осуществляющихся аутсорсинговых услуг на западе, но уже некоторые небольшие и наиболее быстро развивающиеся компании обращаются за услугами к юристам, бухгалтерам и другим специалистам по вопросу аудита, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в их деятельности.

Бухгалтерский учет необходим любому предприятию и должен  осуществляться высококвалифицированными и грамотными специалистами.

Бухгалтер организации должен знать российское, а в случаях, если организация выходит на внешний рынок, и международное законодательство, также уметь использовать автоматизированные средства ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский аутсорсинг - это передача функции ведения бухгалтерского учета сторонней специализированной организации на любом этапе и в любом объеме.

Бухгалтерские работы не являются процессом основной деятельности организации, при этом отнимая значительные ресурсы. Основные затраты состоят из расходов на заработную плату, комплектацию рабочего места, включая канцелярские товары и технические средства, а зачастую и средства передвижения для главного бухгалтера.

Передавая учет в специализированную компанию, руководитель организации получает возможность заниматься своей непосредственной деятельностью, избавиться от всех вышеперечисленных расходов, так как чаще услуги аутсорсера стоят намного дешевле, чем содержание собственного структурного подразделения, а также обеспечивается необходимая конфиденциальность процессов.

Преимуществом услуг аутсорсинговой компании для руководителя станет и то, что объем работ привлеченного бухгалтера можно регулировать в зависимости от нужд бизнеса. Затраты же на содержание постоянно действующей бухгалтерии будут производиться вне зависимости от наличия и объема работ.

Еще недавно к бухгалтерскому аутсорсингу прибегали в основном иностранные организации, работающие на территории Российской Федерации. Это было обусловлено тем, что иностранные компании не всегда хорошо ориентируются в тонкостях российского законодательства, в области бухгалтерского и налогового учета, в связи с чем, и прибегают к услугам аутсорсинговых фирм.

Однако сейчас все больше и российских организаций пользуются бухгалтерским аутсорсингом, который предлагает услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, оптимизации налоговый платежей, составлению налоговых деклараций, анализу финансово-хозяйственной деятельности, составления финансовой отчетности.

Но крупные предприятия обычно содержат собственную бухгалтерию, состоящую из квалифицированных работников, поэтому они обращаются за услугами в сторонние организации только с целью подтверждения правильности ведения учета и оформления документации.

Прибегая к услугам аутсорсера, организация - заказчик в его лице получает дополнительное структурное подразделение организации, которое в то же время остается от него юридически независимым.

При аутсорсинге риски распределяются между заказчиком и провайдером услуги. Ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета переводится на аутсорсинговую компанию. Наличие ошибок в отчетности сведется к минимуму, так как это будут грамотные высококвалифицированные специалисты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б)     ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г)     вести бухгалтерский учет лично.

Исходя из этого использование вместо собственного штата финансовой службы услуг сторонней организации, не противоречит законодательству Российской Федерации.

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету № 1/98 «Учетная политика» необходимо указать сведения о передаче ведения бухгалтерского учета компании-аутсорсеру.

Между организацией-заказчиком и компанией-аутсорсером заключается договор на оказания услуг по ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности, в котором необходимо четко прописать обязанности сторон, установить сроки выполнения обязательств, разграничить ответственность организации - заказчика и аутсорсера за выполнение операций по ведению бухгалтерского учета.

Стоимость услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета складывается в зависимости от видов деятельности организации, от количества совершаемых организацией хозяйственных операций, от используемой организацией автоматизированной системы обработки документов.

Бухгалтерский аутсорсинг имеет и отрицательные стороны.

Передача бухгалтерской документации сторонней организации может привести к потере конфиденциальности внутрифирменной информации, а в случае, если аутсорсеры не учитывают специфику и особенности работы организации-заказчика, это приводит к некорректности отражения информации в учете.

Необходимо предусмотреть критерии, которым должны отвечать работники аутсорсинговой компании, в связи с тем, что выбранный аутсорсер может быть не высококвалифицированным профессионалом. Что в дальнейшем приведет к неправильности ведения учета и штрафным санкциям.

 Для крупных организаций передача бухгалтерского учета на аутсорсинг часто приводит к снижению оперативности в учете. При плохой организации документооборота возможны потери первичных учетных документов.

Также при аутсорсинге бухгалтерии руководитель не может контролировать деятельность аутсорсеров, поэтому в договоре между аутсорсинговой компанией и организацией-заказчиком необходимо предусмотреть порядок и сроки отчетности выполняемой работы.

Не смотря на все недостатки рынок бухгалтерского аутсорсинга развивается очень динамично. Аутсорсинговые услуги получили наибольшее распространение в сфере малого и среднего бизнеса, где организациям выгоднее воспользоваться услугой аутсорсера, чем содержать своего собственного бухгалтера.

 

 

Сайт управляется системой uCoz