ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

 

Унанян И.Р. (ТГТУ, г.Тамбов, РФ)

 

Some source of innovation region development, the sources of financing, the role of private investors in the source  structure provides the innovations, the role of goverment in the supporting of innovations was considerated.

 

Анализ результатов перехода российской экономики к рыночным принципам организации убеждает в их двойственности: безусловно, можно положительно оценить ряд структурных изменений, приведших к свободе выбора предпринимателем сферы и способов приложения своих сил и средств, однако, сложности, сопутствующие административным, экономическим  и иным преобразованиям, привели к необходимости освобождения предприятий различных отраслей промышленности от научных  подразделений, которые были отнесены к непрофильным активам. В результате, декларированная государством по прошествии десяти лет преобразований,  необходимость обеспечения устойчивого экономического роста натолкнулась на проблему, практически полного, отсутствия отраслевой науки. Исследования разного рода проблем сконцентрированы либо в академических институтах, либо в высших учебных заведениях, в обоих случаях крайне затруднена процедура промышленной доработки и коммерциализации результатов исследований.

Уже в начале девяностых годов федеральные органы власти проявили инициативу в формировании организаций способствующих развитию в России инновационного предпринимательства, продвижению на рынок принципиально новых продуктов. Прошедшее время и полученные результаты показали правильность избранного направления: ряду фондов, основной функцией которых является поддержка создания и продвижения инноваций, удалось, используя систему грантов, поддержать инновационные предприятия, отдельных разработчиков и способствовать зарождению в России инновационной инфраструктуры. Однако региональные власти не сочли необходимым или возможным участвовать в развитии  системы поддержки нововведений собственными средствами. До сих пор в регионах нет специализированных финансовых центров, обеспечивающих денежными средствами инновационные проекты и фирмы. Средств, которые способны направить на развитие высоких технологий региональные фонды поддержки малого предпринимательства и аналогичные им структуры, безусловно, не достаточно для обеспечения устойчивого роста показателей инновационной активности.

На реализацию мероприятий Программы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006-08 гг. запланировано направить из федерального бюджета – 10 млн. руб., из областного бюджета – 17 млн. руб., из бюджета г. Мичуринска – 5 млн. руб. (на развитие наукограда). Для фактического использования этих средств необходимо предусмотреть их в бюджетах на соответствующие годы. При этом есть опасность попасть в ситуацию, о которой Жозе Мануэль Баррозо написал: «Самая блестящая стратегия ничего не стоит, если инициаторы не вложили достаточно денег в ее реализацию». Эта проблема актуальна для всех регионов России, но особенно болезненна для областей имеющих дефицит бюджета. В Тамбовской области на протяжении нескольких лет наблюдается следующая структура источников затрат на инвестиции: наибольшая доля – 40-50% - средства организаций госсектора; далее – 25-30% - средства федерального бюджета; 20-25% - средства организаций предпринимательского сектора; от 0,1 до 3% - средства регионального и местных бюджетов,  средства внебюджетных фондов и иностранных инвесторов.

Выделение государственных ресурсов для реализации инновационных проектов и программ должно, безусловно, сопровождаться пристальным контролем эффективности их использования и получаемыми результатами.

Средств федерального и регионального бюджетов не достаточно для достижения поставленных целей, необходимо прибегать к помощи иных источников, опыт взаимодействия с которыми накоплен в мировой практике.

Некоторые зарубежные авторы рекомендуют при нехватке собственных средств необходимых для научных исследований использовать заимствования, первыми (по простоте привлечения) упоминаются средства родственников, друзей и знакомых. Предполагая разработать и реализовать инновационный проект, рассчитывать получить  необходимые средства у близких людей, по меньшей мере, наивно. Слишком велики объемы средств и сопутствующие процессу риски. По причине высоких рисков и отсутствия возможности гарантировать возврат заемных средств обращения в коммерческие банки также бесполезны.

Сравнительно комфортные условия для развития наукоемкого предпринимательства создают бизнес-инкубаторы и технопарки, предоставляющие материальные ресурсы, необходимые для развития деятельности. Основная цель упомянутых организаций заключается в содействии относительно быстрому и безболезненному преодолению пути от зарождения идей до выпуска принципиально новой продукции.

В нашей стране еще не закончен этап формирования инновационной инфраструктуры, в связи с чем, сами бизнес-инкубаторы и технопарки нуждаются в средствах, которые они зачастую получают в виде федеральных грантов. Обычно, основная поддержка малых наукоемких фирм заключается в низкой оплате аренды помещений и оборудования. Однако, если для развития бизнес-инкубатора были использованы средства федерального бюджета, то с первого же года должна взиматься плата в полном объеме.

Как правило, средств, получаемых у друзей, родственников и бизнес-инкубаторов бывает достаточно только для старта компании, необходимы дополнительные источники, в качестве которых могут выступать, так называемые, бизнес-ангелы.

В западной экономике бизнес-ангелы – это, в основном, профессионалы среднего и старшего возраста, высоко образованные, главным образом в области делового администрирования или инженерных и естественнонаучных дисциплин. У подавляющего большинства из них есть опыт работы в бизнесе: одни являются удачливыми предпринимателями, другие – высокооплачиваемыми специалистами в области бизнеса или занимают высшие должности в крупных компаниях. В США среди бизнес-ангелов высока доля ушедших в отставку профессионалов, но в то же время в последние годы растет число активно действующих бизнесменов, желающих инвестировать свои средства в новые рисковые фирмы. Бизнес-ангелами могут быть инвесторы, предоставляющие венчурный капитал однажды в жизни, чтобы помочь друзьям начать бизнес, но среди них есть также и те, кто постоянно ищет возможности для выгодных венчурных инвестиций и часто осуществляют их.

Бизнес-ангелы, как правило, действуют анонимно, не рекламируя широко свои усилия по инвестированию капитала. Это затрудняет для предпринимателей выход на потенциальных неформальных инвесторов. Кроме того, многие начинающие предприниматели не обладают навыками представления своих проектов инвесторам, что особенно типично для предпринимателей, вышедших из научной среды. Поэтому значительная доля спроса на ресурсы бизнес-ангелов остается нереализованной.

В России в последние годы стали появляться бизнес-ангелы, некоторые из них создают компании и союзы, специализирующиеся на венчурном финансоровании. В частности, национальная сеть бизнес-ангелов "Частный капитал"  является некоммерческой организацией, объединяющей частных инвесторов, инвестирующих собственные средства в компании, обладающие значительным потенциалом роста на начальных стадиях, как правило, без предоставления какого-либо залога. Они ставят своей целью продажу своей доли в компании через несколько лет, с получением дохода, как минимум в несколько раз превышающего первоначальные инвестиции.

Эффективность и необходимость работы сетей бизнес-ангелов подтверждена их многолетней работой в США и Европе. Результатом их деятельности являются создание новых и развитие существующих молодых компаний, создание новых рабочих мест, увеличение собираемых налогов. Такие организации во всем мире поддерживаются государством, спонсируются крупными консалтинговыми компаниями, банками.

Ознакомление с инновационными проектами, нуждающимися в венчурном финансировании, происходит на различных форумах и ярмарках. На подобных мероприятиях представляют проекты преимущественно от команд разработчиков из высших учебных заведений и научных учреждений академического и отраслевого профиля. В 2006 году этим видом учреждений представлено 54 % проектов. Проекты малых и средних компаний, прошедшие стадию формирования  нового юридического лица составляли до 40 %.

Важным фактором повышения эффективности взаимодействия бизнес-ангелов и команд разработчиков является отраслевая дифференциация.  Наибольший объем частных инвестиций в инновационные проекты запрашивается по секциям  здравоохранение, машиностроение и сельское хозяйство. Проекты в этих отраслях являются и наиболее капиталоемкими. Наименьший объем частных инвестиций требуется в энергосбережении и информационных технологиях. Во многом самодостаточной отраслью является строительство и производство строительных материалов, где  доля необходимых инвестиций относительно низка.

В настоящее время в России создаются условия для активизации деятельности негосударственных организаций, осуществляющих венчурное  финансирование. Однако, их совершенно недостаточно и для увеличения количества венчурных инвесторов и объемов размещаемых ими в инновационные проекты денежных средств необходимо принять нормативные акты, регулирующие налогообложение для стимулирования инвестиций в науку и инновации, разработать механизм и внедрить в практику совместное финансирование инновационных проектов за счет средств государства, регионов, предприятий и частного бизнеса; важно, чтобы государство гарантировало право собственности и не пыталось им пренебречь.  Проведение региональных конкурсов инновационных проектов позволит привлечь заинтересованных частных инвесторов. Помня о том, что основной причиной недостаточного уровня инвестиций в инновационное развитие предприятий и компаний является длительный период окупаемости и высокие сопутствующие риски, важно разработать и внедрить методы составления бизнес-плана инновационного проекта на этапе НИОКР. Кроме того, целесообразно создать программу инвестиционной помощи малому бизнесу по примеру американских малых инвестиционных компаний, собственный капитал которых обеспечивается не только частными источниками, но и государством на льготных условиях. Государственные органы власти должны реально поддержать рождение инвесторов в регионах для развития фундаментальной и отраслевой науки, производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, ориентированного как на внешний, так и на внутренний рынок, важно оценить преимущества человеческого интеллекта по сравнению с нефтью и газом.

Литература

1. Бунчук М. Неформальный рынок венчурного капитала: бизнес-ангелы. //Электронный бюллетень «Технологический бизнес»

2. Воронцов В.А., Ивина Л.В. Основные понятия и термины венчурного финансирования. – М.: СТУПЕНИ, 2002.

3. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития/ В.Матвейкин, С.Дворецкий, Л.Минько, В.Таров, Л.Чайникова, О.Летунова – М.: «Издательство Машиностроение-1», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz