РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА МАЛОГО БИЗНЕСА КАК СЛЕДСТВИЕ НЕИЗБЕЖНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Юленкова И.Б. (Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарева, г.Саранск, РФ)

 

Innovation questions of the development of foreign small business are considered with the use of it in our native small business.

 

Процесс экономической деятельности обусловлен спецификой формирования рыночных отношений на существующем этапе развития экономики. Этапы развития рыночных взаимоотношений предполагают постановку определенных целей и задач, при этом в современных условиях хозяйствования приоритет отдается задаче, заключающейся в максимальном получении дохода на вложенный капитал.

На современном этапе Россия должна сделать выбор между двумя стратегиями – инерционно-рыночной и инновационно-прорывной.

Инерционно-рыночная стратегия предполагает ведущую роль рынка при пассивной роли государства. Следствием такой стратегии будет откатывание страны на периферию мирового научно-технологического переворота и экономического прогресса. Экономика станет неконкурентоспособной, произойдет ее подчинение авангардным странам и транснациональными корпорациями. А это приведет к обнищанию большинства населения и угрозе потери самостоятельности страны.

Многие теоретики настаивают на стратегии инновационного прорыва. Она предполагает концентрацию усилий народа, государства и бизнеса в освоении принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов. Эта стратегия нацелена на переход к инновационному пути развития страны, повышению роли и ответственности государства. Только на этой основе можно обеспечить высокие темпы экономического роста и социального развития.

Характеризуя процесс реформирования российской экономики, следует отметить, что первоначальное накопление капитала является одним из важных исходных моментов формирования рыночной экономики. Условия формирования этой фазы нового экономического строя и ее формы в немалой мере предопределяют последующую динамику и эффективность трансформационных преобразований. В России процесс первоначального накопления капитала и становления капитализма имеет ряд особенностей. Этот переход осуществляется не от феодализма к капитализму, как это было раскрыто К. Марксом, а от социализма к капитализму, поэтому требуется точная характеристика реального социалистического общества. Действующие лица процесса первоначального накопления капитала – это бывшая социалистическая номенклатура и примкнувшие к ней теневики и криминалитет. Именно они возглавляли приватизацию, инициировали ее и руководили. Преобразование формы собственности не изменило фактического положения всех классов общества.

Процесс перехода осуществляется в индустриальной стране, т.е. есть что распределять. Формы распределения богатства были различными: спонтанная приватизация до официального принятия программы, безымянная ваучерная приватизация, занижение цены объектов в десятки раз, казнокрадство, уклонение от налогов, укрывательство капитала за рубежом, массовое хищение средств под прикрытием войн и конфликтов, расхищение бюджетных средств и помощи из-за рубежа, прямые махинации в приватизации. Из-за несовершенства и противоречивости законодательства можно было безнаказанно нарушать любые нормы ведения бизнеса. В России недостатки законодательства и отсутствие контроля со стороны государства и общества дали возможность «новым олигархам» стремительно и агрессивно скупать целые отрасли промышленности и создавать финансово-промышленные империи.

Актуальность проблемы в том, что Россия в настоящее время не дошла еще до завершения процесса трансформации социалистической экономики в капиталистическую и, следовательно, процесса первоначального накопления капитала. Отсюда теоретическая и практическая значимость проблемы.

В связи с постоянной динамикой развития, бизнес компании также должен перестраиваться. Возможность перестройки обуслав­ливает процесс реструктуризации. При этом реструктуризация в макроэкономическом смысле представляет собой определенный этап развития экономики, характеризующийся качественным изменением типов экономических субъектов и их экономическим поведением. Реструктуризация в микроэкономическом смысле связана, в первую очередь, с изменениями, происходящими в компании.

Понимая под объектом, подлежащим реструктуризации, компа­нию, можно сказать, что под реструктуризацией объекта, в первую очередь, будет пониматься изменение его структуры. Под структурой понимается совокупность устойчивых связей объекта обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, при этом структура является основой, позволяющей сохранить базисные свойства объекта в условиях внешних и внутренних изменений. Элементы, образующие объект, выполняют определенные функции, например способствуют объединению элементов в целостную систему и се успешному функционированию и развитию.

Необходимо отметить, что реструктуризация отличается от реформирования и реорганизации. Реформирование является более общим понятием и может быть реализовано путем выполнения работ по реструктуризации. Реорганизация носит юридический оттенок и может быть использована как инструмент в рисках работ по реструктуризации. Реструктуризация же предполагает осуществление действий, как в организационном, так и в финансовом аспекте. При этом если объектом реструктуризации выступает компания в целом, то основной целью данного процесса будет увеличение ее стоимости.

Таким образом, реструктуризация представляет собой целенаправленный процесс, в результате которого происходят количественные и качественные изменения в элементах, формирующих как имущественный комплекс компании, так и ее бизнес, при этом данные изменения не являются частью повседневного делового цикла компании и направлены на увеличение ее стоимости.

Объективная необходимость реструктуризации экономики России, ее отдельных сегментов, а также предприятий и организаций стала очевидной еще в конце 80-х гг. ХХ века. Проблемы российской экономики, накапливающиеся в течение длительного времени, стали проявляться в виде обострений в той или иной сфере хозяйствования.

Многие ныне действующие (де-юре) предприятия, составлявшие в свое время гордость советской промышленности, находятся в тяжелом финансовом положении, резко сократив производство основных (профильных) видов продукции; формально «на плаву» им позволяют держаться такие виды деятельности, как выпуск  (как правило, на основе кустарных или чрезмерно дорогих технологий) товаров народного потребления, сдача в аренду производственных площадей различным торговым и другим фирмам.

Большие надежды возлагаются на малое предпринимательство в инновационной сфере экономики (венчурный бизнес) как «рыночный генератор» инновационных идей, ускоряющий на микроуровне планируемые на макроуровне процессы структурных преобразований, в котором происходит активное «выращивание» новых организационных структур управления инновационной деятельностью как точек (полюсов) роста, их дальнейшее тиражирование в экономически все более значимых масштабах, быстрое формирование новой корпоративной стратегии и тактики (например, путем «имплантирования» малых инновационных фирм в финансово-промышленные группы (далее ФПГ)) за счет использования преимуществ малых форм организации при технологическом трансферте (межотраслевом переносе и территориальной диффузии отечественных научно-технических достижений).

Поддержка (развитие) инновационной сферы малого предпринимательства сегодня является одной из наиболее эффективных форм развития инновационной деятельности.

Переход к рынку предполагает также внесение кардинальных изменений в механизмы формирования и реализации инновационной политики любого предприятия, и инновационных предприятий в особенности. Главным моментом в этом процессе является ориентация на целевые установки, диктуемые экономике политическим и инвестиционным фоном в регионах и государстве в целом и требованиями рынка.

Стратегические цели деятельности предприятия определяют его экономическую стратегию, с учетом и в рамках которой формируется инновационная стратегия предприятия. Ее выработке предшествует анализ показателей состояния и перспектив развития инновационной деятельности, проведение которого, в свою очередь, определяется необходимостью выявления реальных возможностей научно-технического обеспечения реализации поставленных стратегических целей и общеэкономической стратегии.

Наука, научно-инновационная деятельность и особенно развитие научно-инновационного предпринимательства должны быть основной движущей силой в преодолении кризиса и реформировании экономики России. Сегодня непременное условие обеспечения высокой конкурентоспособности товаров на рынке – использование научно-технических инноваций. Однако, как показывает практика, содержание и сущность инновационного процесса, смысл определений "инновация", "инновационная деятельность", "малое инновационное предприятие" не всегда очевидны и ясны для руководителей российских предприятий.

Непрерывное совершенствование производственного процесса, кадрового потенциала, ресурсной базы требует быстрых изменений в организационной и технологической структуре предприятий. Естественно, на крупных предприятиях со сложной структурой производства и управления всегда существует определенный временной интервал между острой необходимостью в изменениях организации производства и реальным их осуществлением. В этих условиях важным инструментом повышения технического уровня производства становятся малые инновационные предприятия (МИП), которые гибко реагируют как на технологические изменения, так и на изменения в структуре потребления продукции. Деятельность малых инновационных предприятий позволяет провести апробацию нового направления развития производства, естественный и достаточно болезненный отбор новых технологических процессов, продуктов, рынков сбыта, потребителей. Их организационная структура позволяет оперативно расширять производство в случае успеха и сворачивать его, когда вероятность неудачи и финансовых потерь становится слишком высокой.

В зависимости от характера сочетания науки и производства малые инновационные предприятия бывают:

– научно-технического назначения, которые разрабатывают новые технологии, продукты;

– производственного назначения, осваивающие производство новых изделий, применяющие новые технологические процессы;

– научно-производственного назначения, осуществляющие весь инновационный цикл от разработки до сервисного обслуживания изделий (внедрения).

Инновационная деятельность малых фирм при их взаимодействии с крупными предприятиями может быть организована различными способами:

1) создание небольшого временного творческого коллектива или автономного подразделения внутри крупного предприятия;

2) образование вне предприятия творческой бригады, имеющей статус юридического лица, с численностью от 3 до 100 работников.

3) выделение из предприятия и образование новых инновационных фирм, работающих в области новых технологий, которые со временем могут стать независимыми;

4) приобретение акций или поглощение другим законным способом крупным предприятием малой инновационной фирмы, освоившей выпуск нового продукта или технологии;

5) продажа мелкой фирмой своей интеллектуальной собственности крупному предприятию с сохранением независимости от последнего.

Значительная роль малого бизнеса в экономике развитых стран определяется тем, что крупные компании приобретают известные преимущества от интеграции с малыми фирмами.

Во-первых, интеграция с малыми инновационными предприятиями в какой-то степени позволяет децентрализовать научно-техническую деятельность, оставляя контроль за ней в руках крупной фирмы. Привлечение МИП в качестве субподрядчиков дает возможность расширить производство без строительства новых цехов, покупки оборудования, что обеспечивает экономию на постоянном капитале и дополнительной рабочей силе, ускорение процесса разработки продукции.

Во-вторых, крупные предприятия привлекают через субподрядные фирмы квалифицированный персонал. Таким косвенным путем осуществляется экономия на переменном капитале.

В-третьих, научно- техническая интеграция с МИП через субподрядные отношения приносит крупным фирмам прибыль посредством установления относительно низких цен на продукцию таких малых инновационных предприятий (эти цены ниже тех, по которым заказчик мог бы сам производить данное изделие или услугу).

В-четвертых, крупные предприятия часто с помощью субподрядных отношений с МИП решают социальные вопросы, направляя туда часть высвобождающейся рабочей силы и регулируя таким образом проблемы занятости.

В-пятых, главные мотивы интеграции с МИП их гибкость, инновационная активность и приспособляемость к быстро меняющимся условиям производства и сбыта, инициативность и предприимчивость, создание плодотворного климата.

Сильные стороны малых инновационных предприятий:

– снижение длительности инновационного (научно-производственного) цикла в среднем в два раза по сравнению с крупным предприятием;

– деятельность на основе прямых контактов с партнерами;

высокая скорость принятия управленческих решений;

– минимальная длина цепи команд и свобода от бюрократии;

– высокая мотивация труда, включая материальные и моральные стимулы;

– низкий уровень накладных расходов;

– быстрая реакция на научно-технические достижения, на изменения спроса потребителей;

– мобилизация личной инициативы квалифицированной и предприимчивой части персонала.

Слабые стороны малых инновационных предприятий:

– неопределенность получения положительного результата;

– ограниченные возможности внешнего финансирования (кредитования, привлечения средств из государственных источников);

– высокий уровень предпринимательского риска;

– низкая специализация персонала;

– ограниченные возможности выпуска продукции и удовлетворение спроса;

– персонифицированная ответственность за финансовые результаты деятельности предприятия; отсутствие объединяющего эффекта от совместной деятельности множества структурных подразделений.

В рыночной экономике основным “двигателем” развития традиционных и новых секторов, усиления инновационной направленности экономического развития является предпринимательская инициатива. Поэтому главным условием диверсификации экономики, повышения темпов экономического роста, является устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность:

– упрощение получения административных разрешений на начало бизнеса (замена, где это возможно, разрешительного порядка регистрации уведомительным), а также сокращение и прозрачность процедур государственного контроля (надзора) над предпринимательской деятельностью;

– прозрачная и понятная система таможенного регулирования и таможенного контроля, снижение вплоть до нуля таможенных ставок на ввоз технологического оборудования, упрощение таможенных процедур;

– либеральная система валютного регулирования;

– эффективная производственная инфраструктура, включающая адекватную систему землеотвода, транспортные и информационные коммуникации, доступность энергоресурсов;

– необременительная налоговая система, стимулирующая инвестиционную активность, инновационную деятельность, расширение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.

Выполнение этих условий может дать мощный импульс к развитию новых секторов, но принятие решений по данным вопросам и их реализация на территории всей страны могут быть “растянуты” на несколько лет, поэтому в целях максимального ускорения процессов диверсификации необходимо параллельно с осуществлением мер в рамках всей экономики в ускоренном режиме создавать такие условия в рамках отдельных ограниченных образований – особых экономических зон.

В сфере научно-технической деятельности огромный и ранее не востребованный потенциал научных и конструкторских разработок остается высококонкурентоспособным, что и определяет практически неизменный уровень создания образцов новой техники в годы реформ. Последнее обстоятельство подталкивает к следующему выводу. Крупные предприятия для технического перевооружения, необходимого для производства принципиально новой техники, требуют больших инвестиций, которых у России нет. В то же время, большой потенциал ученых, разработчиков, объединяясь в многочисленные малые коллективы, различными организационными способами добиваются воспроизводства цепи: «исследование - разработка - производство - продажа» полностью или частично и тем самым осуществляют процесс создания конкурентоспособных образцов новой техники.

Следовательно, направление, в основе которого лежат малые формы предпринимательства, интегрируя интеллектуальную собственность наполовину безработных ученых и конструкторов, может стать тем локомотивом, который поможет активизировать инновационную деятельность.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1). В современных условиях российских реформ активизация инновационной деятельности является объективной необходимостью подъема экономики и социального развития России. Для этого имеются достаточный накопленный научно-технологический потенциал и соответствующие факторы его эффективного использования в национальной экономике. К числу таких факторов, на наш взгляд, можно отнести развитие малого бизнеса в научно-технической и инновационной сферах деятельности.

2). Как показывает мировой опыт, социально-экономическое развитие государства и его конкурентоспособности на внешнем рынке обеспечиваются прежде всего наличием развитой национальной инновационной системы. Во многих  странах по-разному осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства в научно-технической сфере, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п. По-видимому, не все описанные выше меры могут быть применены в России. Однако важно подчеркнуть: везде государство инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.

3). Развитие малых предприятий  в научно – технической и инновационной сферах деятельности требует решения ряда системно связанных проблем. Одной из самых существенных является проблема формирования механизма управления малым бизнесом и их поддержки, которая рассматривается в следующих главах.

 

Сайт управляется системой uCoz