совершенствование методики кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий
Тимерьянов А.Ш. (БГАУ, г. Уфа, РФ)
The article is devoted to methods for cadastre evaluation of agricultural land.
По данным государственного учета земельный фонд Республики Башкортостан (РБ) по состоянию на 1 января 2007 года составил 14294,7 тыс.га. В 2006 году от платежей за землю во все уровни бюджетной системы поступило 2936,653 млн. рублей, в том числе земельного налога в сумме свыше - 472 млн. руб. (16 % от общей суммы платежей). Сумма земельного налога по сравнению с 2005 годом снизилась почти на 40% в связи с тем, что с 1 января 2006 года вступила в силу 31 глава Налогового кодекса РФ. Федеральным законом от 29 ноября 2004 года №141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлен новый порядок налогообложения, который предусматривает исчисление земельного налога в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков. Деятельность по ведению государственного земельного кадастра и использованию его сведений в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», а также Законом РБ от 10.03.2000 г. № 54-з «О государственном земельном кадастре Республики Башкортостан». Государственная кадастровая оценка земель проводилась в республике в 2000-2004 годах. Ее результаты уже не соответствуют сегодняшней экономической ситуации. Следовательно, для устранения потерь бюджетов муниципальных образований по земельному налогу необходимо провести работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель всех категорий.
Земли сельскохозяйственного назначения в республике составляют 7737,6 тыс. га или 54,1% земельного фонда республики. В то же время величина платежей от этих земель не соответствует занимаемой ими площади. Доля земельного налога в стоимости продукции сельского хозяйства республики составляет лишь 0,4 %, в продукции растениеводства - 0,7%. Система земельного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей не отвечает поставленным перед ней задачам: ставки земельного налога слишком низкие для стимулирования производства; налог не выполняет пока в полном объеме одну из важнейших своих функций - выравнивание условий хозяйствования; основная часть земельной ренты взимается посредством косвенного налогообложения производителей. В то же время механическое повышение ставок земельного налога не даст необходимого результата. Высокие ставки налога подорвут стимулы к труду и инициативе земледельцев, особенно в период экономического спада в отрасли, лишат возможности дополнительного инвестирования деятельности, и, в результате, будут способствовать выводу земель из оборота. Размер земельного налога должен быть существенным с точки зрения как стимулирующего влияния на землепользователя, так и фискального значения для бюджета. В этой связи особую актуальность имеет научно обоснованное объективное определение размера земельного налога.
В существующей методике кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения ряд существенных недостатков:
- неправомерность использования фактической урожайности вместо потенциальной (нормативной);
- межрегиональная несопоставимость оценок;
- неточность расчета продуктивности и затрат сельскохозяйственных угодий;
- искажение кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий из-за необоснованности цен;
- завышение кадастровой стоимости земли за счет отождествления дифференциальной ренты и дополнительного дохода. Также, несмотря на то, что земельный налог является местным налогом, ставка земельного налога жестко зафиксирована в Налоговом Кодексе и не может превышать 0,3 % от кадастровой стоимости земли для земель сельскохозяйственного назначения.
При переходе на исчисление земельных платежей от кадастровой оценки земли качественные характеристики используемого земельного участка приобрели большее значение, поскольку непосредственно используются в составе показателей при установлении кадастровой оценки земельного участка. Поэтому чем выше качественные характеристики используемых земель, тем выше их кадастровая оценка, а значит, и облагаемая база для исчисления земельных платежей. Таким образом, от величины кадастровой оценки земли зависит объем поступления доходов от использования земли в бюджетную систему Российской Федерации. Вместе с тем создается ситуация, при которой чем больше землепользователь улучшает используемые им земли, тем выше их кадастровая стоимость, а значит, и взимаемый с него налог. Поэтому у землепользователя отсутствует заинтересованность в улучшении качественных характеристик используемых земель, что не способствует повышению их качества, а значит и их кадастровой оценки, являющейся налоговой базой для исчисления земельных платежей.
В настоящее время, когда есть методы определения земельной ренты и кадастровой стоимости земли, назрела необходимость совершенствования методологии определения базы налогообложения.
Отечественный опыт и практика зарубежных стран показала, что кадастровое обложение позволяет при его научно обоснованном построении определить нормальную прибыль и ту её часть сверх средней величины, которая является результатом различного качества земли и местоположения.
Для кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий предлагаются следующие принципы. Критерий кадастровой оценки земли должен быть четко отделен от результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов в целом. Последние аккумулируют в себе влияние всей совокупности факторов производства. Оценка же земли - результаты, обусловленные свойствами земли, климатом и местоположением участка. Содержание методики должно быть надежно обоснованным. Кадастровая оценка земельного участка должна основываться на учете всех факторов, влияющих на размер рентного дохода. При оценке необходимо учитывать как почвенные, так и климатические факторы, местоположение участка. Эти факторы играют значительную роль в формировании размера земельной ренты, а значит и цены земли. Оценка должна проводиться на основе подтвержденных данных, сбор которых должен осуществляться специализированными организациями. Необходимо предоставить регионам возможность самостоятельно устанавливать ставку налогообложения по землям сельскохозяйственного назначения в зависимости от их кадастровой стоимости.