О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ КЕЖЕМСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

Тарасова И.Н., Брезинская Л.В. ( СибГТУ, г.Красноярск, РФ)

 

Problems of formation and use of the budget of area Kezhemskogo of Krasnoyarsk region are considered.

 

Кежемский район основан в 1927 году и является административно-территориальным образованием, входящим в состав Красноярского края Российской Федерации. Районным центром является г.Кодинск, расположенный в 735 км от Красноярска, и в 264 км от железнодорожной станции Карабула. Город основан в апреле 1977 года, как временный поселок строителей Богучанской ГЭС на месте Кодинской заимки, которая появилась здесь в 1930 году, как поселок спецпереселенцев. Постоянным поселком назвали площадку нового городка, очищенную от тайги в 12 км от створа плотины Богучанской ГЭС. Район территориально расположен по среднему течению р. Ангара в окружении относительно слабо развитых в экономическом отношении территорий.  На западе он граничит с Богучанским районом Красноярского края, на юге и востоке с Усть-Илимским и Чунским районами Иркутской области, на севере – с  Тунгусско-Чунским районом Эвенкийского автономного округа. Район находится в зоне резко континентального климата и имеет статус территории, приравненной к районам Крайнего Севера. В силу суровых природно-климатических условий развитие сельского хозяйства не имеет перспектив, к тому же отсутствуют земли под сельскохозяйственные угодья из-за высокой лесистости. Однако для развития сырьевых отраслей промышленности природно-климатические условия не являются сдерживающим фактором. Технико-экономические показатели района представлены в таблице 1.

Структура доходной части бюджета Кежемского района представлена на рисунке 1. В целом по району доходная часть бюджета в 2006 году по сравнению с 2005 годом выросла. Бюджет Кежемского района является дотационным. В структуре доходных источников бюджета Кежемского района до 77% составляют безвозмездные перечисления от других уровней власти. Собственные доходы за анализируемый период составили 23%. Из собственных доходов бюджета большую долю составляют налоговые доходы. Главными источниками доходов местного бюджета являются федеральные налоги, в числе решающую роль играют налог на доходы физических лиц (81,9% от общей суммы поступления налоговых платежей) и налог на прибыль предприятий. Основными плательщиками данного налога являются промышленные предприятия: ОАО «Богучанская ГЭС» (56 % от общей суммы поступления), ООО «Гидроспецстрой» (3,7% от общей суммы), ООО «Гидромонтаж» (3,5%). Однако размеры отчислений от этих налогов в районный бюджет определяет администрация края и может изменять их из года в год. В результате местные власти не имеют представления о том, на какую финансовую базу они могут рассчитывать в самом ближайшем будущем, не могут планировать свое социально-экономическое развитие, осуществлять даже самые минимальные инвестиции. Оценка дохода и определение категорий плательщиков по единому налогу на вмененный доход находится в ведении краевых органов власти. Местная власть, которая больше других информирована о реальных доходах предпринимателей и способах уклонения их от уплаты налогов, фактически лишена возможности проводить политику по их налогообложению. Для увеличения финансовых поступлений в бюджет района необходимо урегулировать земельные и имущественные отношения. Многие объекты муниципальной собственности юридически не оформлены.  Объекты жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности передаются с районного на поселковый уровень без обеспечения расходов на их содержание и текущий ремонт. Собственники частных жилых зданий и строений не заинтересованы в официальном оформлении прав на имущество.

Сбалансированность районного бюджета является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Для объективной оценки состояния бюджета Кежемского района был проведен анализ устойчивости бюджета района с использованием бюджетных коэффициентов. Результаты этого анализа приведены в таблице 2. Анализ бюджета Кежемского района Красноярского края показал, что его устойчивость можно характеризовать как кризисную.    Высокий уровень зависимости бюджета района от внешних источников финансирования доходной базы, существенно снижает возможности реализации в районе социально-экономических программ за счет собственных средств.

Социальные и экономические проблемы района связаны со многими факторами. Основным из которых является то, что с начала экономической реформы в стране, проблема комплексного освоения ресурсов Кежемского района, решаемая прежде всего на союзном, республиканском и краевом уровнях, практически переведена в плоскость региональных и ведомственных проблем. Для целей формирования плана дальнейших действий по социально-экономическому развитию района обозначены так называемые системные проблемы:

1. Отсутствие внятной политики районных и краевых властей по поводу строительства в районе крупных промышленных предприятий. Район на сегодняшний день по своему географическому расположению, имеющимися социальными объектами, инженерной инфраструктуры, природным потенциалом, и на фоне современной экономической и политической ситуации государства по отношению к развитию районов Нижнего Приангарья может и должен выступить как центром развития Нижнего Приангарья и Эвенкии.

2. Возможный отток квалифицированных кадров района в формирующийся промышленный комплекс в п.Богучаны.

 

 

 

 

Таблица 1 – Технико-экономические показатели Кежемского района

Наименование

показателя

Значения по годам

Темпы роста, %

2004

год

2005

год

2006

год

2004/ 2005

2005/ 2006

Площадь, тыс.кв.км

34,5

34,5

34,5

100

100

Численность постоянного населения (среднегодовая), чел.

 

24937

 

24706

 

24148

 

99,2

 

97,6

в том числе:

 

 

 

 

 

- трудоспособного

16890

15971

16404

94,6

102,7

- экономически активного.

13742

13101

13101

95,6

100

Родилось, чел.

350

248

278

70,9

112,1

Умерло, чел.

353

332

376

94,1

113,3

Объем промышленного производства, тыс.руб.

638045

783059

609390

123

78

Продукция сельского хозяйства, тыс.руб.

122239

115716

129414

95

112

Средняя заработная  плата, руб.

6849

7281

8414

106

116

Доходы бюджета всего, тыс.руб.

519944

593214

690796

114

116

из них:

 

 

 

 

 

- собственные

158957

99011

115644

62

117

- безвозмездные

360987

484268

470748

134

97

Доходы на 1 человека, тыс.руб.:

 

 

 

 

 

- субсидий

4798

4825

4933

101

102

- субвенций

9014

9114

9137

101

100

Расходы бюджета, тыс.руб.

520123

632945

635019

121,7

100,3

Расходы на 1 человека, тыс.руб.

21

26

26

-123,8

-

Дефицит (профицит) бюджета, тыс.руб.

 

-179

 

-39731

 

55777

 

-

 

-

 

Таблица 2-  Бюджетные коэффициенты Кежемского района

Наименование показателя

2004 год

2005 год

2006 год

Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов (Кр.с)

 

2,3

 

4,4

 

3,4

Коэффициент автономии (Ка),%

30,2

18,5

23

Коэффициент бюджетной задолженности (Кб.з),%

 

8,3

 

8,4

 

3,8

Доля регулирующих доходных источников в общей величине доходов бюджета, %

 

69,8

 

81,5

 

77

Организационная диаграмма

Рисунок 1 - Структура доходов бюджета Кежемского района

3. Низкая инвестиционная привлекательность, вызванная удаленностью от краевого центра и железнодорожной станции. Развитие транспортной инфраструктуры с развитием в перспективе железнодорожной связи, привлечет инвестиции в развитие лесоперерабатывающих производств, позволит максимально использовать природные (лесосырьевая база, рудные и нефтегазовые месторождения) и трудовые ресурсы района; во-вторых, слабая оценка потенциала природных ресурсов.

4. Самым востребованным ресурсом в районе стал лес в связи с высоким качеством древесины и возможностью лесозаготовки в больших объемах, однако при  имеющемся потенциале ярко выражена сырьевая направленность лесной отрасли. Имеет место теневой оборот лесопродукции.

5. После завершения строительства Богучанской ГЭС будут закрыты временный шлюз, через который в настоящее время осуществляется сплав леса, что вызовет проблемы с поставками продукции на предприятия Красноярского края для дальнейшей переработки. При наполнении водохранилища ближайшим пунктом сбыта леса станет Усть-Илимск Иркутской области, вследствие чего район может превратиться в сырьевой придаток Иркутской области, а планируемый для строительства Богучанской ЦБК будет испытывать дефицит сырья. Недостаточная оценка лесоресурсов для работы Богучанской ЦБК.

6. Механизм переселения жителей из зоны затопления Богучанской ГЭС изъявивших желание проживать в городе не предполагает трудоустройство и создание новых рабочих мест для переселенцев, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на уровне безработицы, и, следовательно, способствовать социальной напряженности.

7. В районе слабо развит строительный рынок жилья, который будет востребован  в процессе развития района.

8. Высокий процент износа инженерной инфраструктуры.

Перспективы развития Кежемского района связаны со значительными запасами полезных ископаемых,  богатыми лесными ресурсами, гидроэнергетическими ресурсами Ангары, что предусмотрено реализацией проекта частно-государственного партнерства по развитию Нижнего Приангарья. На заседании Правительства 30 ноября 2006 года утвержден паспорт инвестиционного проекта по комплексному развитию Нижнего Приангарья. Данное решение документально закрепляет все параметры инвестиционного проекта по развитию Нижнего Приангарья и порядок его финансирования. Вложения государства в развитие инфраструктуры (34,2 млрд.руб.) в районы Нижнего Приангарья в течение десяти лет окупятся троекратно. Общий объем финансирования программных мероприятий на среднесрочный период (2007-2012гг.) составляет 11 032,млн.рублей, из них: средства краевого бюджета – 86,4%; муниципального бюджета – 1,4%; внебюджетных источников (собственные средства предприятий и организаций, кредиты, займы, иные источники) – 12,2%. Общая сумма затрат на реализацию инвестиционных проектов – 1072,0 млн.руб. В таблице 3 представлена информация о реализации национальных проектов.

 

Таблица 3– Национальные проекты на территории Кежемского района

Наименование национального проекта

Сумма, млн.руб.

1.  «Здоровье:

 

- поступление диагностической техники

4458

- поступление автомобилей для скорой помощи

0,752

- диспансеризация работников бюджетной сферы

0,518

- денежные выплаты первичному звену

3,642

- родовые сертификаты

0,76

2. «Образование»:

 

- получение премии Президенты РФ

1

- приобретение учебно-наглядных пособий

0,294

- вознаграждение классным руководителям

1,816

3. «Развитие АПК

42,5

4. «Доступное и комфортное жилье  - гражданам России» кредиты

 

29

Всего

4538,28

 

Среди программных мероприятий – часть требуют дополнительного финансирования из краевого бюджета. Собственных доходов муниципального бюджета на их реализацию не достаточно. В связи с этим подготовлены заявки на включение этих мероприятий в соответствующие краевые целевые программы.

На территории района была разработана комплексная программа «Социально-экономического развития Кежемского района» на 2007-2017 годы. Основные цели программы:

1. Создание условий для устойчивого развития социального, экономического, производственного, природно-ресурсного потенциала района обеспечивающего высокий уровень и качество жизни нынешних и будущих поколений района.

2. Обеспечение устойчивого роста экономики на базе эффективного использования природного потенциала обеспечивающего повышение качества жизни включая увеличение реальных денежных доходов населения.

В рамках реализации комплексной программы социально-экономического развития Кежемского района предусматривается:

- привлечение инвестиций в топливно-энергетический и лесопромышленный комплекс района за счет применения льготного налогообложения инвесторов;

- завершение строительства и ввод в эксплуатацию Богучанской ГЭС при финансовой поддержке краевых и федеральных органов власти;

- создание в Кежемском районе надежной транспортной схемы с перспективой строительства железной дороги;

- совершенствование механизма регулирования бюджетного процесса за счет уточнения социальных норм и стандартов, которые должны быть положены в основу определения минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов.

Ожидаемые результаты реализации национальных проектов и комплексной программы– это достижение высокого уровня и качества жизни населения.

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz