УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Смородинова Н.И. (СибГАУ, г. Красноярск, РФ)

 

Enterprise financial turnover as well as peculiarities of some indicators characterizing costs and airline primary tasks on its optimization

are considered.

 

Финансовые активы и финансовые обязательства организации вместе с финансовыми активами и обязательствами других участников экономических отношений находятся в постоянном кругообороте, образуют финансовые потоки. Реальным наполнением многообразных внутренних и внешних денежных отношений компании с другими участниками экономического процесса являются ее денежные средства. Денежные средства компании – это аккумулированные в денежной форме доходы и поступления, находящиеся в постоянном хозяйственном обороте и используемые для коммерческой деятельности.

Главным фактором формирования денежного потока является оплата покупателями стоимости проданной предприятием продукции. Исходные показатели для расчета денежных поступлений – это выручка и прибыль от продаж. Выручка и прибыль от продаж имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия. Однако она была бы неполной, если бы отсутствовала информация о потоке денежных средств, возникающем в результате продаж.

Бесперебойный кругооборот финансовых и денежных потоков в воспроизводственном процессе означает выполнение обязательств перед бюджетом, партнерами, отсутствие просроченных долгов перед предприятием и у самого предприятия, нормальную платежеспособность, необходимую финансовую устойчивость, кредитоспособность и рентабельность. Цель управления финансовыми и денежными потоками – обеспечение кругооборота средств предприятия, являющегося условием для его нормального функционирования.

Чем быстрее капитал делает кругооборот, тем больше продукции получит и реализует предприятие при одной и той же сумме капитала. За счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, но если производство и реализация являются убыточными, то оно приводит к ухудшению финансовых результатов. То есть следует стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к максимальной его отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль вложенного капитала. Это достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь.

Эффективность управления финансовыми потоками организации определяется с помощью системы финансовых показателей. В ней следует выделить показатели платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности предприятия. Платежеспособность – это способность предприятия обеспечить полное и своевременное выполнение своих краткосрочных обязательств своими финансовыми ресурсами. Финансовая устойчивость организации – это состояние финансовых ресурсов, которое обеспечивает ее развитие на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности. Рентабельность – показатель, характеризующий эффективность использования материальных, трудовых и денежных средств, прибыльность финансово-хозяйственной деятельности организации. Обеспечение рентабельной работы за счет роста производительности труда, снижения издержек и повышения качества продукции – одна из ключевых задач любой организации.

Нами проводился анализ денежных потоков на основе показателей деятельности ОАО «Красноярские авиалинии».

Авиакомпания «Красноярские авиалинии» имеет более чем 70-ти летний опыт эксплуатации авиационной техники и организации авиаперевозок, это не просто крупный авиаперевозчик (входит по статистическим данным ФСВТ по ряду важнейших показателей в тройку крупнейших авиакомпаний России), но и компания, которая обслуживает один из самых мощных промышленных узлов – Красноярский регион, соединяя его прямыми авиалиниями практически  со всеми крупными центрами России.

Показателем реализованной продукции на воздушном транспорте являются доходы. В целом они складываются из доходов от авиаперевозок и работ по применению авиации в народном хозяйстве (ПАНХ). Доходы от авиаперевозок – это доходы от пассажирских перевозок, перевозок грузов, почты, аэропортовой деятельности, специальных (заказных) рейсов и прочих сборов.

Смета расходов эксплуатационных предприятий состоит из шести основных статей: авиационные горюче-смазочные материалы (ГСМ), амортизация и текущий ремонт СВАД, заработная плата работников предприятия, отчисления на социальное страхование и аэропортовые расходы. Распределение затрат между перевозками и работами ПАНХ производится прямым счетом по статьям: ГСМ, амортизация СВАД, заработная плата летно-подъемного состава и косвенным путем – по остальным статьям.

Прибыль (убыток) эксплуатационного предприятия определяется как разница между доходами и расходами. Эксплуатационная прибыль – это прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Итоговая прибыль по предприятию получается путем суммирования эксплуатационной прибыли и прибыли или убытков от прочих хозяйств, за вычетом не планируемых убытков (от аварий и поломок авиационной техники, штрафы, пени и др.).

Финансовый оборот компании за 2006 год вырос на 11 % и составил 849,1 млн. рублей, что на 92,6 млн. рублей выше уровня 2005 года. Относительно невысокое увеличение доходов к 2005 году было обусловлено рядом объективных сдерживающих факторов:

- резким снижением уровня платежеспособности населения (спрос на авиаперевозки в 2004 году был в 4 раза ниже предложения по официальным статистическим данным ФАС) и нестабильностью банковской системы. Так средневзвешенный тариф по предприятию вырос на 11,4%, уровень реальной инфляции на 68%;

- сжатием внутреннего авиационного рынка, и как следствие, резким увеличением уровня конкурентной борьбы, при этом ценовая политика конкурентов, в ряде случаев, не отражала реального уровня доходов.

Позитивным моментом в деятельности предприятия является динамика увеличения доли экспортной выручки в общих объемах реализации. Так, с учетом активизации деятельности компании по расширению сети международных грузовых перевозок удельный объем экспортной выручки в общих объемах авиакомпании составил 19%. Финансовый оборот предприятия за 2006 год составил 1784,0 млн. рублей против 849,2 млн. рублей в аналогичном периоде 2005 года. Предприятие повысило финансовый оборот в 2,1 раза.

В определенной мере на рост доходов повлияло повышение тарифов на авиаперевозки. За 2006 год средний рост тарифа авиакомпании составил 57,9%. Это на 12%, чем у Аэрофлота, на 155 меньше, чем у Домодедовских авиалиний и сопоставимо с компанией «Сибирь».

Положительной в деятельности авиапредприятия за 2006 год является динамика увеличения доли экспортной выручки в общих объемах реализации. Также активизировалась деятельность авиакомпании по расширению сети международных перевозок. Удельный вес экспортной выручки в общих объемах авиакомпании составил 23,15%. Была осуществлена реализация программы аэропортовой деятельности, в динамике к 2005 году увеличение доходов от аэропортовой деятельности составило 24%. Рост мог бы быть еще значительнее, если бы не нестабильная ситуация с ГСМ (во-первых, трехкратный его рост с начала года, а во-вторых, нестабильность поставок ТС-1 в пиковый летний период перевозок), в результате чего многие рейсы были вынуждены совершать посадку в запасных аэропортах.

Одной из стратегических задач авиакомпании с начала 2006 года стала оптимизация расходов и обеспечение их максимальной управляемости на основе:

- проведения жесткой бюджетной политики по каждой службе и предприятию в целом (создание расходных центров);

- ежедневного контроля и анализа по всем выполняемым рейсам;

- формирования новой учетной политики в части разделения расходов по видам деятельности и видам перевозок, как по оплате, так и по отгрузке и их объективному учету;

Реализация программы по приведению численности в соответствие с выполняемыми объемами работ.

Эксплуатационные расходы 2005 года составили 858,9 млн. рублей, что на 17% превышает уровень 2004 года (733 млн. рублей). Это объясняется повышением цены на ТС-1, стоимости ремонтных работ по авиационной технике, а также повышением стоимости аэропортового обслуживания минимум на 8%.

По итогам выполнения производственной программы за 12 месяцев 2006 года авиакомпания получила прибыль от эксплуатационной деятельности (от реализации) в размере 21,25 млн. рублей, балансовый финансовый результат – 3,0 млн. рублей.

Дебиторская задолженность на конец 2004 года составила 373,5 млн. рублей и увеличилась по сравнению с началом года на 176,9 млн. рублей. Увеличение дебиторской задолженности в основном связано с увеличением долга предприятий Министерства обороны РФ в связи с увеличением объемов перевозок и ростом тарифов. Доля задолженности Министерства обороны РФ в общей сумме задолженности составляет 35,8% (133,7 млн. рублей).

Кредиторская задолженность составила на конец 2006 года365,7 млн. рублей, увеличилась по сравнению с началом года на 121,7 млн. рублей. Отрицательное сальдо, которое складывалось в начале года (за 2004 год) изменилось в положительную сторону: с -47,4 млн. рублей до +7,8 млн. рублей. В это же время доля дебиторской задолженности в доходах, составляя на начало года 23%, снизилась за 2004 год на 25, когда падение доли кредиторской задолженности составило 9% (с 29% до 20%).

По результатам финансового анализа состояния ОАО «Красноярские авиалинии» можно сделать вывод, что за 2006 год авиакомпания перешагнула порог рентабельности и достигла безубыточной деятельности. Тенденция сокращения затрат на 1 рубль доходов свидетельствует об укреплении финансового положения авиакомпании. Но тем не менее, оживление производства и увеличение оборота привели к серьезному повышению суммы налоговых платежей всех уровней.

Дальнейшие внутренние задачи финансового управления компанией состоят в обеспечении ее основной и инвестиционной деятельности финансовыми ресурсами, а также в прогнозировании ее будущих потребностей и будущего финансового состояния.

Сайт управляется системой uCoz