УРОВЕНЬ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ПОЛЬШЕ В ОТНОШЕНИИ К ВАЛОВОМУ ВНУТРЕННЕМУ ПРОДУКТУ (ВВП)

 

Софья Скшипчак  (Факультет управления Варшавского университета, Польша)

 

Основным показателем, позволяющим оценить сумму средств, находящихся в системе здравоохранения данного государства и - тем самым - состояние обеспеченности потребностей  общества в этой области, является отношение расходов на здравоохранение к валовому внутреннему продукту (%).

Целью этой работы является показ уровня расходов (государственных и частных) на охрану здоровья в Польше, а так же их отношение к валовому внутреннему продукту (ВВП) в 1995 - 2005 годах.

 

1. Государственные расходы на здравоохранение

Государственные расходы на здравоохранение - это суммы, поступающие из государственного бюджета, из бюджетов органов местного самоуправления, а также от организаций медицинского страхования.

В таблице 1 показаны государственные расходы на охрану здоровья граждан в Польше в 1995 - 2005 годах.

До 1998 года основным источником финансирования здравоохранения в Польше был государственный бюджет. - расходы на систему здравоохранение из этого источника составляли около 90%.

в 1999 году - в результате реформы системы здравоохранения - основным субъектом  государственного финансирования стали Больничные Кассы, преобразованные в 2003 году в Народный Фонд Здравоохранения. Их  доля в финансировании государственной охраны здоровья граждан в 1999 - 2005 годах выросла с уровня, превышающего 70%, до уровня более 80%.

Отношение государственных расходов на здравоохранение к ВВП в 1995 - 2005 годах составляло от 4,5% до 3,9% (с явно выраженной тенденцией снижения к концу анализируемого периода).

 

2. Частные расходы на здравоохранение

Частные расходы на здравоохранение складываются из расходов бюджетов домашних хозяйств, а так же из расходов предприятий и организаций.

Расходы бюджетов домашних хозяйств выражаются в форме непосредственных покупок медикаментов, оплаты медицинских услуг в частном секторе здравоохранения, в форме оплаты и доплаты за услуги, оказанные в рамках государственного сектора здравоохранения, а также в форме оплаты коммерческого медицинского страхования.

Расходы предприятий и организаций охватывают организацию службы здравоохранения  на предприятиях, дополнительное (сверх предусмотренного) страхование сотрудников, а также покупку предприятием абонементов для сотрудников на обслуживание в платных учреждениях здравоохранения.

Определение суммы частных расходов - это непростая и неоднозначная методологическая задача.

Расходы предприятий и организаций на охрану здоровья обычно не анализируются как сложные для определения и подсчёта или определяются в высшей степени условно[1].

Расходы бюджетов домашних хозяйств на охрану здоровья могут быть определены, исходя из результатов анализа бюджетов домашних хозяйств (АБДХ), систематически проводимых Центральным статистическим управлением. Месячные расходы на здравоохранение, приходящиеся на 1 человека, пересчитываются в масштабе года и в масштабе всего населения[2].

Более оправданным (более точным) методологически является всё же использование для определения уровня расходов бюджетов домашних хозяйств на здравоохранение общественных счетов - категории "потребности индивидуальные(из личных доходов)" в секторе домашних хозяйств в статье раздела "здоровье". Категория эта точно отражает расходы, понесённые домашними хозяйствами на покупку лекарств, медицинского оборудования, медицинских услуг и т.п. В общественных счетах  учитывается также  стоимость "серого сектора" - в этом случае: стоимость медицинских услуг, оказываемых платно частнопрактикующими врачами, оплаты, взимаемые в неустановленном законом порядке в государственных медицинских учреждениях и т.п.

В таблице 2 сравниваются государственные расходы, расходы на охрану здоровья из доходов частных домашних хозяйств, а также суммарные расходы на здравоохранение и их отношение к ВВП в Польше в 1995 - 2005 годах.

Отношение расходов на здравоохранение к ВВП свидетельствовало в 1995 - 2005 годах о небольшой тенденции роста (с уровня 6,3% до 7,1%), в последние пять лет показатель этот удерживался на уровне около 7%.

Интересным показателем, характеризующим уровень отягощения домашних хозяйств расходами на охрану здоровья, является доля их расходов в общих расходах.

В 1995 - 2005 годах показатель этот характеризовался явной тенденцией роста: он увеличился с уровня около 30% в 1995 году до около 40% в годах 2000 - 2001 и выше 40% в 2002 - 2005 годах (в 2004 году анализируемый показатель превысил уровень 44%). Это  свидетельствует о значительном участии  польского общества в финансировании здравоохранения; такой высокой  "совместной оплаты" мы не обнаружим в большинстве стран Европы.

 

3. Выводы.

Анализ уровня расходов на охрану здоровья в Польше в 1995 - 2005 годах позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на тенденцию роста как  расходов государственных, так и расходов домашних хозяйств, более быстрыми темпами росли расходы общества.

Отношение расходов на здравоохранение к ВВП имеет в анализируемом периоде небольшую тенденцию роста, но характерный для последних  лет этого периода показатель на уровне около 7% ставит Польшу на одно из последних мест среди стран Европы.

Литература

1. Баран А. – Дифференциация расходов домашних хозяйств на здравоохранение, в: Медицинское страхование в польской системе здравоохранения», Политика здравоохранения, т.II, декабрь 2004

2. Бюджеты домашних хозяйств, ЦСУ Варшава 1996 – 2006

3. Финансирование охраны здоровья в Польше – Зелёная книга, Министерство здравоохранения, Варшава, декабрь 2004

4. OECD Health Data 2005 i 2007 (www.oecd.org)

5. Основные данные из области здравоохранения, ЦСУ Варшава 1995 – 2005

6. Статистический ежегодник РП, ЦСУ Варшава 200 и 2005

7. Рыць К., Скшипчак С. – Общественные и частные расходы на охрану здоровья в Польше. Сколько стоит здравоохранение?, «Проблемы управления» 4/2005

8. Рыць К., Скшипчак С. – Каково же в Польше действительное соотношение  расходов на здравоохранение и ВВП?, в: «Здравоохранение и экономика. Проблемы управления» под ред. К. Рыця и С. Скшипчак, изд. Варшавского университета

9. Скшипчак С. –  Жонглирующий цифрами, «Менеджер здоровья» 9/2006

10. Собчак А. – Чувство опасности, «Менеджер здоровья» 5/2004

11. Условия жизни населения, ЦСУ Варшава 1995 – 2005

 

Таблица 1- Государственные расходы на здравоохранение в Польше в 1995 – 2005 ( млн злотых)

                                            Год

 

Разделы

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

1. Госбюджет[3]

13 132,6

16 742,0

18 891,9

20 919,5

6 312,6

4 300,0

4 600,8

3 594,1

3 714,4

3 834,6

3 863,8

2. Бюджеты территориальных  органов самоуправления

1 510,7

1 909,8

2 475,1

2 899,5

2 043,3

2 689,7

3 473,8

1 974,4

1 910,0

2 107,3

2 581,4

3. Больничные Кассы/ Народный Фонд Здравоохранения

-

-

-

-

23 538,4

23 784,5

27 534,8

28 675,9

29 213,6

30 487,4

33 003,9

4. Сумма государственных расходов на здравоохранение(1)

14 643,2

18 651,8

21 367,0

23 204,1

28 589,4

28 781,4

32 840,1

32 716

33 330

36 429,3

39 449,1

5.  ВВП в существующих ценах

329 567

414 425

504 133

589 361

652 517

744 622

779 205

807 859

842 120

923 248

980 666

6. Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП (%)

4,4

4,5

4,3

3,9

4,4

3,9

4,2

4,05

4,0

3,95

4,0

Источник: собственные расчёты и данные на основании публикаций ЦСУ: Основные данные в области здравоохранения за период с 1995 по 2005 г.г., Статистический ежегодник 2000,  2005 и 2006

 

Tаблица 2- Расходы государственные и частные (из персональных доходов, исчисленные на основе народных счетов) на здравоохранение в Польше в  1995 – 2005 годах (млн злотых)

 

                        Год

 

Разделы

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

 

1. Расходы государственне

14 643,2

18 651,8

21 367,0

23 204,1

28 589,4

28 781,4

32 840,2

32 716,0

33 330,0

36 429,3

39 449,1

2. Расходы частные

(из персональных доходов)

6 195,4

8 464,4

11 264,5

14 003,7

16 585,2

19 195,0

21 333,0

24 120,0

24 883,0

28 745,0

28 616,0

3. Суммарные расходы на здравоохранение

20 838,6

27 116,2

32 631,5

37 207,8

45 174,6

47 976,4

54 173,2

56 835,0

58 213,0

65 174,3

68 065,1

4. Расходы на здравоохранение per capita  (зл)

539,72

701,77

844,06

962,19

1 168,81

1 254,28

1 416,66

1 487,05

1 524,30

1 707,47

1 783,68

5. Доля частных расходов в совокупных расходах (%)

29,7

31,2

34,5

37,6

36,7

40,0

39,4

42,4

42,7

44,1

42,0

6. ВВП в рыночных ценах

329 567

414 425

504 133

589 361

652 517

744 622

779 205

807 859

842 120

923 248

980 666

7. Отношение расходов на здравоохранение к ВВП (%)

6,3

6,5

6,5

6,3

6,9

6,4

7,0

7,0

6,9

7,1

6,9

Источник: собственные расчёты и данные на основании таблицы 1, а также статистического ежегодника за  2000, 2005 i 2006 годы, ЦСУ Варшава

 



[1] «Финансирование здравоохранения в Польше – Зелёная книга», Министерство здравоохранения, Варшава, декабрь 2004

[2] Именно этот способ подсчёта расходов частных домашних хозяйств на охрану здоровья обнаруживаем в публикациях:

А. Баран – Дифференциация расходов домашних хозяйств на здравоохранение, в: Медицинское страхование в польской системе здравоохранения», Ролитика здравоохранения, т.II, декабрь 2004

 

[3] Для периода с 1995 по 1997г.г. общественные расходы составляют сумму расходов государственного бюджета и расходов бюджетов территориальных органов местного самоуправления на здравоохранение ( без вычета поступления средств между этими единицами)

Для 1998 года общественные расходы составляют сумму расходов государственного бюджета и расходов бюджетов территориальных органов местного самоуправления после вычета поступления средств между этими единицами.

Для периода с 1999 по 2000 г.г. под общественными расходами понимаются расходы государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления суммарно (после вычета поступления средств из бюджета государства  в бюджеты органов местного самоуправления, а также между этими единицами), а также расходы средств, выданных через Больничные Кассы и – после переименования – Народный Фонд Здравоохранения.

 

 

Сайт управляется системой uCoz