ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Семенова Н.Н. (МГУ  им. Н.П. Огарева,  г. Саранск,  РФ)

 

The article is devoted to research of the state financing of the Russian agrarian sector.

 

Правительство страны, Минсельхоз России в последние годы приняли достаточно много мер по стабилизации сельскохозяйственного производства. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам с погашением за счет федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центробанка России; расширился лизинг; реализуются постановления: по организации страхования, внедрению механизма закупочных и торговых интервенций, обеспечению защиты отечественного рынка от необоснованного импорта, по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий. Все это сыграло свою роль: улучшились производственные и экономические показатели отрасли, приостановлен спад производства, наметился даже его рост. Наряду с положительными результатами, достигнутыми в сельском хозяйстве, все еще существуют проблемы бюджетного финансирования, сдерживающие его развитие.

Средства, выделяемые из федерального бюджета Российской Федерацией на поддержку сельского хозяйства, в настоящее время не адекватны его вкладу в формирование валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Доля сельского хозяйства в ВВП страны в настоящее время составляет 5-6 %, что примерно на уровне таких отраслей как, строительство и транспорт. Ассигнования же на поддержку сельскохозяйственного производства в федеральном бюджете в 2002-2006 гг. составляют небольшую долю от общего объема расходов бюджета (таблица 1). 

 

Таблица 1- Расходы федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2002-2006 гг.

Показатель

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Сельское хозяйство и рыболовство, млрд. р.

27,8

31,7

34,8

19,5

26,1

Итого расходов, млрд. р.

2054,2

2358,5

2698,9

3514,3

4281,3

В % к расходам

1,35

1,34

1,29

0,55

0,61

Как видно из таблицы 1, в 2005 г. и 2006 г. по сравнению с 2002 г. величина расходов снизилась на 8,3 млрд. р. и 1,7 млрд. р. соответственно. В то время как общие расходы бюджета в 2002-2006 гг. выросли в 2,1 раз.

Таким образом, в государственной политике по поддержке сельского хозяйства России проявляются две основные черты, которые заключается в том, что, несмотря на рост общих расходов федерального бюджета, расходы на сельское хозяйство снизились, поэтому доля сельского хозяйства в фактических расходах сократилась.

Необходимо отметить, что наблюдается процесс регионализации бюджетного финансирования сельского хозяйства (таблица 2).

 

Таблица 2- Структура аграрного бюджета в 2002-2006 гг. (раздел «Сельское хозяйство и рыболовство»), млрд. р.

Бюджет

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Консолидированный бюджет

59,8

68,1

78,6

78,7

110,8

Федеральный

бюджет

27,8

31,7

34,8

19,5

26,1

Бюджеты субъектов

32

36,4

43,8

59,2

84,7

Согласно таблице 2 расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство с 2002 по 2006 гг. имели тенденцию к увеличению (на 53,97 %). При положительной динамике роста бюджетной поддержки доля средств федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета постепенно уменьшилась с 46,48 % в 2002 г. до  23,55 % в 2006 г. Регионализация государственной поддержки создает неравные условия хозяйствования внутри страны, усложняет формирование единого рыночного пространства. Отсутствие единой методологии распределения бюджетных средств в регионах отрицательно сказывается на соблюдении общих правил. Так многие местные администрации вводят меры поддержки, которые никак нельзя назвать эффективными, поскольку они не стыкуются с федеральными программами, не взаимодействуют с ними. Эти факты лишний раз подчеркивают важность разграничения компетенций между федеральными и региональными органами власти.

Помимо снижения общей суммы выделенных средств из федерального бюджета существуют недостатки в действующей системе государственного финансирования:

-        неэффективная работа системы доведения средств до сельскохозяйственных предприятий;

-        несвоевременность предоставления финансовых ресурсов;

-        несоответствие существующей системы бюджетной поддержки современным требованиям экономического развития.

В частности, в настоящее время насчитывается около 20 % финансово устойчивых хозяйств. Как правило, они еще в дореформенный период имели мощную материально-техническую и социальную базу, быстрее других адаптировались к рынку, создали свою торговую сеть, сохранили квалифицированные кадры, восстановили платежеспособность. На эти 20 % хозяйств приходится 70 % субсидий. Поэтому проводимая государством аграрная политика обеспечивает условия для развития только части хозяйств. Им создан доступ к рыночным источникам финансирования, и за их счет в последние годы происходит рост производства в сельском хозяйстве. В то же время основная масса предприятий сокращает производство и увеличивает долги. Таким образом, существующие безвозмездные дотации и компенсации в силу их незначительности не могут оказывать какого-либо влияния на финансовые результаты сельскохозяйственных организаций. Так многие предприятия остаются убыточными (рисунок 1).

Не способствует проблеме убыточности сельского хозяйства и приоритетный национальный проект (ПНП) «Развитие АПК». В рамках этого проекта предполагается, в основном, привлечение среднесрочных и долгосрочных кредитных ресурсов с компенсацией процентных ставок по ним. В программе субсидирован­ного кредитования принимает участие свыше 200 банков. При этом более 50 % выданных субсидированных кредитов приходится на долю Сбербанка РФ  и ОАО «Россельхозбанк».

Рисунок 1 -  Удельный вес прибыльных и убыточных сельскохозяйственных предприятий

 

Так ОАО «Россельхозбанк» в ходе реализации ПНП «Развитие АПК» в 2006 г. выдало субсидированных кредитов на общую сумму 25 млрд. р.  Общее количество средств федерального бюджета выделенных на кредитные субсидии возросло с 2,2 млрд. р. в 2002 г. до 6,35 млрд. р. в 2006 г.  Эти субсидии позволяют ежегодно привлекать по 60 млрд. р.

Несмотря на увеличение общей суммы средств, направленных на финансирование сельского хозяйства в области кредитования почти в 3 раза (с 2,2 млрд. р. в 2002 г. до 6,35 млрд. р. в 2006 г.), льготные кредиты могут получить лишь хозяйства, которые удовлетворяют свои текущие потребности в финансах. Сегодняшняя неплатежеспособность и огромная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций – это в значительной степени следствие привлечения кредитов на простое воспроизводство и отсутствие средств на их погашение, то есть большинство хозяйств не способно обеспечить возврат средств, привлеченных на решение текущих задач. Поэтому использование кредитных ресурсов (даже таких дешевых и льготных, как по программам национального проекта) является обоснованным лишь при том условии, что деятельность предприятии является платежеспособной. Помимо неудовлетворительного финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимо выделить еще ряд факторов, сдерживающих развитие сельскохозяйственного кредитования при поддержке государства:

-        отсутствие взаимодействия между институтами, обеспечивающими финансирование и кредитование сельскохозяйственной отрасли;

-        утрата необходимой степени консолидации финансовых и денежных потоков в рамках многочисленных целевых программ и проектов, реализуемых рядом  отечественных, зарубежных и совместных фондов.

Серьезные проблемы возникают и при поддержке развитие сельской кредитной кооперации. Несмотря на небольшие успехи при формирования ее низового уровня, она нуждается в самом серьезном организационном и ресурсном стимулировании со стороны государства.

Россия благодаря ПНП «Развитие АПК» возвращается к процессу возрождения кооперации. Кооперативы получили распространение в основном в крупных регионах (Саратовской, Волгоградской, Тюменской, Ростовской, Астраханской областях), либо в субъектах Федерации, администрации которых активно стимулировали развитие малого бизнеса и социально-экономическое развитие села (Татарстан, Башкортостан, Бурятия). Эти объединения также распространены в регионах, где реализовывались проекты международной технической помощи (Челябинской и Ярославской областях).

Основными причинами недостаточного развития кооперативов являются: несовершенство законодательства в этой области; низкий уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования и кооперативов, т. е. недостаточное бюджетное финансирование; отсутствие налоговых преференций; неразвитость системы кооперативного образования, сети информационно-консультационных служб в АПК, дефицит квалифицированных кадров.

Одна из проблем в области государственной поддержки сельского хозяйства связана с будущим членством России во Всемирной торговой организации (ВТО). Стратегической целью России на протяжении последних лет остается вступление в ВТО, переговоры о котором ведутся еще с 1993 г. Вступление в эту организацию накладывает определенные обязательства по снижению уровня поддержки в аграрном секторе. ВТО преследует цели обеспечения справедливого торгового порядка в мире, то и ограничения на меры аграрной поддержки направлены на уменьшение деструктивного воздействия на мировые агропродовольственные рынки со стороны национальных политик. При этом каждая страна при либерализации своей внутренней аграрной политики стремится к тому, чтобы национальный АПК не пострадал от конкуренции мировых рынков. Планирование бюджетных расходов на АПК нужно согласовывать с переговорным процессом с ВТО. В результате необходимо пересмотреть меры государственной поддержки сельского хозяйства с учетом правил ВТО.

Выявленные проблемы в сфере государственной поддержки сельскохозяйственного производства, бесспорно, требуют решения. Это в свою очередь предопределяет необходимость приложения согласованных усилий всей совокупности кредитно-финансовых институтов страны. Действенный кредитно-финансовый механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования с учетом мирового опыта и особенностей сельскохозяйственного производства в России, будет способствовать решению проблем развития сельского хозяйства.

Сайт управляется системой uCoz