Оценка гудвилла при определении стоимости бизнеса предприятия оборонно-промышленного комплекса в процессе реструктуризации

 

Осипенко В.Б. (СФУ, г. Красноярск, РФ)

 

The necessity of taking into account the synergy effect when evaluating the efficiency of defense manufacturing enterprises is well founded in the given paper. The method and instruments of estimating the goodwill for the synergy effect evaluation for the object “marketing” are proposed.

 

В условиях проходящего в России процесса реформирования оборонно-промышленного комплекса, одной из первоочередных задач является выработка подходов к реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса и оценке эффективности данной реструктуризации.

Проведенные автором анализ и систематизация факторов, определяющих эффективность реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса, позволили выявить неоднозначность суждений и выводов по факторам. Это подтвердило первоначальную гипотезу о неоднородности исследуемых объектов реструктуризации (предприятий оборонно-промышленного комплекса) и, соответственно, о необходимости разработки типологии реструктуризации.

Автором решена задача выделения типов реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса на базе основных признаков, представленных в таблице 1.

Таблица 1- Типология реструктуризации предприятий ОПК с точки зрения бизнеса, возникающего при реструктуризации

Признак

Тип 1

Тип 2

Тип 3

Производственно-технические связи

Конструкторско-технологические связи

Технологические связи

Без связи

Управление

Прямое

Косвенное

Отсутствует

Степень новизны

Низкая

Средняя

Высокая

Объем инвестиций

Низкий

Средний

Высокий

Построенная типология реструктуризации предприятия оборонно-промышленного комплекса предполагает различный характер связи между реструктуризируемыми предприятиями и создаваемым в процессе реструктуризации бизнесом. Выявленные связи свидетельствуют о необходимости  учета синергетического эффекта при проведении оценки стоимости бизнеса при реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Автором были выделены объекты и формы проявления синергетического эффекта. Кроме того, была решена задача конкретизации характера проявления эффекта синергии для различных выделенных типов реструктуризации, выявления источников синергии, а также определены методы учета синергии.

Особый интерес, по мнению автора, представляет такой объект синергии, как «рынок и система сбыта». Синергетический эффект по данному объекту проявляется в форме использования рыночных возможностей реструктуризируемого предприятия или внешнего инвестора, бренда реструктуризируемого предприятия, а также использования существующей сервисной инфраструктуры (послепродажное сервисное обслуживание), партнерских отношения для развития рынков нового продукта.

С точки зрения выделенных типов реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса, выделены различия в характере проявления эффекта синергии.

Так, для первого типа эффект синергии проявляется в части бренда, инфраструктуры, а также партнерских отношений. Для второго типа эффект синергии проявляется, преимущественно, в части бренда и партнерских отношений. Третий тип характерен возникновением синергии в части бренда.

По мнению автора, источником синергии в рамках рынка и системы сбыта является снижение издержек за счет эффекта масштаба, а также повышение конкурентоспособности предприятия благодаря использованию гудвилла.

Если снижение издержек за счет эффекта масштаба можно оценить, используя традиционные методы экономического анализа, то для оценки гудвилла требуется построение методики, способной учитывать синергию, возникающую в процессе реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса.

На сегодняшний день единого подхода к определению понятия экономической категории «нематериальные активы» не существует, так же как и отсутствует единое понимание структуры нематериальных активов.

Автор под гудвиллом понимает неосязаемый, но реализуемый актив, основанный на вероятности того, что клиенты будут продолжать обращаться в те же помещения, где осуществляется бизнес под конкретным именем и где товары продаются или услуги оказываются с тем же результатом, что, вероятно, существует перспектива продолжать зарабатывать приемлемую прибыль. Гудвилл возникает благодаря наименованию, репутации, наличию постоянной клиентуры, местоположению, продуктам и аналогичным факторам, которые нельзя выделить и (или) оценить по отдельности, но которые создают экономические выгоды (Международные стандарты оценки. Шестое издание 2003 (МСО 2003)).

Для анализа с точки зрения применимости методов оценки нематериальных активов к оценке гудвилла при определении стоимости бизнеса в процессе реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса автором были выбраны следующие основные методы:

· метод избыточного дохода (прибыли);

· метод дисконтированного денежного потока;

· метод стоимости создания;

· бухгалтерский метод;

· метод выигрыша в себестоимости;

· формульный метод;

· метод освобождения от роялти;

· метод прямого сравнительного анализа продаж.

Некоторые из выделенных методов: метод дисконтированных денежных потоков, метод освобождения от роялти, метод стоимости создания и бухгалтерский метод основаны на прямом подсчете экономического эффекта от использования нематериального актива. Таким образом, данные методы предполагают возможность идентификации нематериального актива, его выделения с целью последующей оценки эффекта от его использования.

Другие методы предполагают проведение оценки эффекта от использования нематериальных активов в целом с возможностью последующего, при необходимости, определения эффекта от каждого нематериального актива. То есть данные методы основаны на определении остаточного эффекта. К таким методам относятся, в первую очередь, метод преимущества в прибыли, а также формульный метод, метод выигрыша в себестоимости, метод прямого сравнительного анализа продаж.

Преимуществом методов, основанных на выявлении остаточного эффекта, в сравнении с методами прямого подсчета заключается в возможности получения не только прямого, но и синергетического эффекта, а также доступность необходимых расчетов.

Автор считает, что в силу необходимости учета эффекта синергии при оценке бизнеса в условиях реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса, для выявления и определения стоимости гудвилла необходимо применять методы оценки нематериальных активов, основанные на остаточном эффекте.

При этом, наиболее применимым для оценки исследуемого объекта является метод преимущества в прибыли (стоимости услуг), так как он является универсальным методом, способным оценить дополнительные преимущества. Данный метод может быть использован как для оценки всей совокупности нематериальных активов с позиций гудвилла, так и конкретного вида нематериальных активов.

Информационная база для метода преимущества в прибыли – финансовая отчетность объекта оценки. Данный метод относится к методам доходного подхода и основан на выделении некоторого прогнозного периода, позволяющего сопоставлять, что было бы, если бы не было гудвилла, или, исходя из гипотезы, что получено благодаря гудвиллу.

Суть алгоритма метода избыточного дохода (прибыли) состоит в вычислении средних чистых активов в компаниях, принадлежащих к той же отрасли, что и объект оценки, и сравнение с анализируемой компанией.

Традиционная формула расчета стоимости нематериального актива с использованием метода преимущества в прибыли в общем варианте выглядит следующим образом:

;

где Vna – стоимость нематериального актива; Kna – коэффициент, учитывающий дополнительную прибыль, связанную с применением оцениваемого актива (находится методом экспертных оценок); Pn – чистый операционный доход n-го года; r – ставка дисконтирования; n – срок использования капитала для получения дохода.

Автором предлагается при оценке стоимости гудвилла использование вместо коэффициента, учитывающего дополнительную прибыль, связанную с применением оцениваемого нематериального актива, двух коэффициентов.

Первый из них учитывает возрастание цены продукции, связанное также с применением гудвилла. Второй – изменение количества продукции, связанное с применением гудвилла и повышением стоимости цены продукции.

Чистый операционный доход, получаемый компанией, зависит от стоимости продукции и от объема продаж. Таким образом, возникает функция:

P = f (pr; V).

где pr – цена продукции; V – объем реализации.

Из формулы видно, что изменение операционного дохода будет определяться изменением цены на продукцию и изменением объема продаж продукции, который, в свою очередь, зависит от цены, так как именно цена в значительной степени определяет спрос на продукцию.

ΔP = Δpr*ΔV(f(pr)).

Этапы алгоритма оценки синергетического эффекта, возникающего в маркетинге, через оценку гудвилла выглядят следующим образом.

1.     Определение предельного коэффициента К на основе экспертных методов.

2.     Установление зависимости объема от стоимости продукции V = f (pr).

3.     Определение оптимальной цены. На данном этапе решается следующая задача:

P = pr*V → max

pr ≤ prmax = (1+K)*pr

4.     Определение расчетного коэффициента:

Kpr = Kopt / pr

5.     Определение коэффициента роста объема продаж:

KV = Kopt / V

6.     Определение эффекта синергии на основе оценки гудвилла:

.

Сайт управляется системой uCoz