ДИСЦИПЛИНА «ОРГАНИЗАЦИЯ НИОКР И ПРОЕКТИРОВАНИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ ИННОВАТИКА

 

Мурашова Н.А. (НГТУ, Н.Новгород, РФ)

 

The most important part of innovations in industry is realized in R&D form. Innovation strategy (R&D and adoption of its results in production process) is one of the most important fields of activity for every enterprise.

 

В промышленности наиболее важная часть инноваций реализуется в форме НИОКР. Инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности каждый фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют постановки со стороны подразделений сферы НИОКР задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. Затраты на НИОКР – это вложения в будущее фирмы, но в то же время им присущи высокие неопределенность и риск.

НИОКР и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с общей теорией и практикой менеджмента фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия.

Сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса НИОКР, спецификой деятельности в НИОКР, потребностью в новых идеях. НИОКР определяет будущее развитие корпорации, предполагает изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы.

Особенности управления НИОКР связаны со следующими проблемы:

·               маркетингового подхода к НИОКР;

·               стратегии НИОКР как части общей стратегии фирмы;

·               отбора и оценки проектов;

·               финансового управления НИОКР;

·               планирования и управления программами НИОКР;

·               организации и выполнения НИОКР;

·               научно-технической подготовки производства новых изделий;

·               роли НИОКР в обеспечении качества и надежности изделий.

НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный вид бизнеса. Товар инновационной фирмы – документация на изделие, лицензия на ее производство и сбыт, ноу-хау. Финансирование НИОКР может осуществляться за счет кредитов, собственной прибыли, а также по договорам с заказчиками.

В образовательный стандарт по специальности 220601 «Управление инновациями» входит  дисциплина «Организация НИОКР и проектирование».

Эта дисциплина является региональной компонентой.

Программа дисциплины построена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификации будущих специалистов, и направлена на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки.

Дисциплина "Организация НИОКР и проектирование" дает необходимые навыки для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках многопродуктовой корпорации, а также инновационными фирмами. Менеджмент сферы НИОКР основан на том, что единственным оптимальным критерием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата, с учетом следующих положений:

·               научно-технические инновации – главное условие выживания и роста фирмы;

·               ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;

·               необходим анализ выполненных инноваций с целью выявления факторов, приводящих к успеху.

       Прежде всего, следует получить четкие ответы на вопросы:

·               обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат, чем приобретение лицензий на стороне?

·               обеспечат ли затраты на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми же затратами на производство и маркетинг?

Целью учебной дисциплины «Организация НИОКР и проектирование» для специальности «Управление инновациями» является усвоение студентами основополагающего набора знаний по стратегическим аспектам управления НИОКР, влиянию стратегии фирмы на организацию и управлению НИОКР и комплексное проектирование на предприятиях.

Основными задачами дисциплины являются:

·         изучение основ общей концепции разработки;

·         знакомство с выбором и определением главных параметров изделия;

·         изучение основных направлений деятельности в различных областях НИОКР;

·         изучение основ исследования и учета нужд потребителей при принятии решений НИОКР;

·         изучение основ разработки и методов оценки систем и инженерных решений с учетом их специфики;

·         изучение маркетингового подхода к НИОКР;

·         изучение основ использования математических моделей в управлении экономико-производственными системами;

·         изучение методологии программно-целевого подхода к организации НИОКР.

Теоретической основой дисциплины является «Введение в специальность», «Теория инноваций», «Менеджмент в инновационной сфере», «Маркетинг в инновационной сфере», «Управление инновационными проектами», «Технология нововведений», «Инфраструктура нововведений», «Методы и модели в экономике».

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о современном состоянии планирования инновационного развития предприятия.

Студент должен знать и уметь применять современные методы планирования к инновационной деятельности.

Студент должен иметь навыки расчета коэффициентов инновационной активности предприятия, составления сетевых моделей, использования показателей оценки эффективности внедрения инноваций по всем этапам разработки инноваций.

Большое количество учебных часов приходится на самостоятельную работу студентов. В целях более интенсивного усваивания материала в процессе проведения аудиторных занятий, рекомендуется наряду с традиционными формами обучения такими, как проведение лекций и семинаров, использовать активные формы организации учебного процесса: деловая игра, анализ кейсов; а также формы обучения с применением информационных технологий.

Работа на семинарах и самостоятельная работа студентов предусматривают выполнение практических заданий таких, как например: заполнение таблицы, показывающей зависимость использования различных стратегических решений фирмы и стратегия НИОКР, маркетинговый подход к разработке нового товара,  финансовая оценка НИОКР, использование интеллектуальной собственности. Выполнение такого рода заданий подготавливает студентов к их дальнейшей трудовой деятельности в качестве будущих инженеров-менеджеров.

Так же, весьма эффективным с точки зрения восприятия материала, является такой активный метод обучения, как проведение “деловой игры”. Данная технология позволяет студентам в игровой форме примерить на себя различные роли. В деловых играх моделируются реальные ситуации такие как: организация и порядок выполнения НИР, организация и порядок выполнения ОКР, финансовый анализ в процессе НИОКР, оценка инвестиций в НИОКР.

Разработка проектов для деловой игры осуществляется студентами, разделенными на малые группы (3-5 человек), в качестве выполнения самостоятельного практического задания. Каждый участник группы отвечает за свою часть задания (план маркетинга, организационный план, финансовый план, разработка сути НИР и ОКР и анализ ситуации). Затем на практическом аудиторном занятии проводится презентация проектов. Группой, избранных из числа студентов, оценивается каждый проект и принимается решение о целесообразности его использования, финансирования и проектирования. Состав группы периодически изменяется таким образом, чтобы каждый студент мог выступить и в роли “разработчика проекта”, и в роли “инвестора”. Форма контроля выполнения заданий - оценка преподавателем разработанных проектов, с учетом вклада каждого участника проекта, и оценка работы студентов в качестве “инвесторов”.

Применение различных форм обучения на основе информационных технологий способствует развитию у студентов навыков самостоятельного поиска и анализа информации в сети Интернет, а также знакомит с обширными электронными учебными ресурсами (книги, журналы, статьи, различные тесты и т.д.).

В дальнейшем при выполнении различных заданий рекомендуется поощрять студентов к самостоятельному поиску полезных электронных ресурсов и обмену опытом в группах.

При подготовке студентов к их дальнейшей практической деятельности целесообразно использовать метод разбора конкретных ситуаций “case-studies ” или просто метод “кейсов”, позволяющий применить полученные в процессе обучения теоретические знания к решению конкретной практической задачи. Данный метод позволяет выявить возможности студента к анализу и принятию решений при работе с фактическим материалом, предлагаемым по существующей ситуации. Для разработки “кейса” преподавателем используются исходные данные и финансово-экономические показатели реально действующих предприятий. “Кейсы” выдаются студентам для проработки в малых группах. Обсуждение решения заданной проблемы проводится либо в тех же группах, либо посредством общей презентации с последующей дискуссией. Небольшие “кейсы”, например, с задачей оптимизировать налогообложение конкретного предприятия, можно использовать в качестве индивидуальных заданий для самостоятельной работы. В этом случае решение оформляется в письменном виде и сдается преподавателю.

Данная дисциплина охватывает определяющие разделы, служащие для выполнения выпускной квалификационной работы – дипломного проекта. 

 

 

Сайт управляется системой uCoz