Адаптация моделей диагностики состояния Предприятий для малого бизнеса

 

Морозова О.Л. (КГТУ, г. Курск, РФ)

 

In the article the results of the analysis of enterprises condition diagnostics methods are stated. Their adaptation for the enterprises of small business is carried out in view features of this economic activity form.

 

На сегодняшний день существует множество моделей по оценке качества деятельности организации (национальные и региональные премии по качеству, оценка на базе стандартов ИСО 9000, SWOT-анализ, Функциональная модель оценки менеджмента качества) и у каждой есть свои плюсы и минусы.

Однако существующие методики разработаны в основном для крупных предприятий и основаны на их больших по сравнению с малым бизнесом ресурсах. Кроме того, для описания критериев моделей необходимо дать ответы на сотни вопросов, определяющих, что и как сделано в том или ином направлении. Вопросы разрабатываются в расчете на некую, как правило, крупную компанию, и не могут учитывать индивидуальных специфических особенностей организации, в частности малого предприятия, что ставит необходимость глубокого и более детального изучения процессов компании и зачастую вызывает сложности для проведения объективной оценки бизнеса. Это обстоятельство может потребовать довольно длительной и тесной работы с консультантами. Все это является барьером к их использованию в качестве моделей оценки малых предприятий. А малые фирмы, не менее чем крупные компании, заинтересованы в построении и развитии систем управления, с той лишь разницей, что стандартные и широко распространенные подходы не всегда работают в малом бизнесе. Учитывая особенности малых предприятий и их отличия от крупного и даже среднего бизнеса, можно сделать вывод о том, что к управлению данным предприятием должен быть предъявлен другой подход. Таким образом, в данной работе мы попытались проанализировать существующие современные техники диагностики предприятий и адаптировать их для предприятий малого бизнеса.

В данной работе был проведен сравнительный анализ данных моделей, который показал, что они имеют общую структуру, основанную на принципах, представленных в подходе к системам менеджмента качества, отраженными в ГОСТ Р ИСО 9000-2001, и единственным подходом при адаптации существующих методов диагностики для малых предприятий является уменьшение количества оцениваемых подкритериев, не учитывая при этом особенности малых предприятий. Такое упрощение не делает оценку ни более понятной, ни, конечно, более точной. Поэтому нужен детальный пересмотр каждого отдельного параметра и адаптация его к специфике этой категории предприятий.

В результате обобщения и анализа информации по выбранным методам оценки предприятий, была разработана объединенная модель диагностики предприятий с целью выделить критерии необходимые и достаточные для оценки малого предприятия.

Мобильность малых предприятий, обусловленная стремлением завоевать рынок, удержать покупателей, привлечь новых клиентов, удовлетворить новые, нередко индивидуальные запросы потребителей, говорит о необходимости оценки критерия «Ориентация на потребителя и рынок».

Предприятия как крупного, так и малого бизнеса постоянно стремятся к совершенствованию своих систем управления. Одним из основных направлений создания эффективной системы управления предприятием является применение процессного подхода к организации и управлению деятельностью. Результаты исследований также показывают, что лучшие результаты бизнеса для любой организации и, особенно для той, которая относится к малым предприятиям, можно получить при использовании в управлении процессного подхода, который предусматривает, главным образом, определение структуры и состава процессов и их документирование. Поэтому критерий «Управление процессами» является, с нашей точки зрения, одним из важнейших при оценке деятельности малого предприятия.

Недостаток финансирования, являющийся наиболее слабой стороной малых предприятий, определяет необходимость более тщательного планирования и распределения ресурсов, как финансовых, материальных, так и людских. Поэтому необходимо знать, как осуществляется управление ресурсами.

Критерий «Лидерство руководства» является немаловажным фактором при оценке деятельности малого предприятия, поскольку специфика менеджмента малого предприятия заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем. Основные решения почти всегда предприниматель принимает единолично. При таком порядке управления значительно возрастает роль руководителя, его врожденных качеств, профессиональных знаний.

В результате адаптации объединенной модели оценки предприятия в соответствии с особенностями малого бизнеса были выявлены следующие критерии диагностики его состояния:

1. Ориентация на потребителя и рынок.

2. Результативность и эффективность работы.

3. Управление процессами.

4. Рациональное использование ресурсов.

5. Лидерство руководства.

Далее в качестве проверки было проведено ранговое экспертное оценивание для определения наиболее значимых критериев при оценке деятельности предприятий малого бизнеса. Экспертную группу составили восемь человек из ряда руководителей и представителей руководства малых предприятий. Экспертам было предложено проранжировать критерии объединенной модели, на основании которых будет проводиться диагностика состояния малого предприятия. Результаты экспертного опроса приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Матрица рангов

Критерии

Эксперты

Сумма рангов

Σа ij

Σа ij

- L

(Σа ij

- L)2

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Лидерство руководства

3

1

2

4

3

4

4

4

25

-19

361

2. Политика и стратегия

7

7

7

9

7

10

9

7

63

19

361

3. Рациональное использование ресурсов

4

2

4

5

1

2

3

1

22

-22

484

4. Сбор и анализ информации

10

9

8

7

10

8

7

9

68

24

576

5. Управление процессами

2

6

3

3

4

3

1

3

25

-19

361

6. Удовлетворенность персонала

8

8

10

8

8

7

8

8

65

21

441

7. Ориентация на потребителя и рынок

1

3

1

1

2

1

2

2

13

-31

961

8. Результативность и эффективность работы

5

4

5

2

6

5

5

6

38

-6

36

9. Применение новых технологий

6

5

6

6

5

6

6

5

45

1

1

10. Влияние организации на общество

9

10

9

10

9

9

10

10

76

32

1024

 

Проведя ряд вычислений, мы определили значение коэффициента конкордации и, проверив его значимость по критерию Пирсона c2, получили, что табличное значение критерия c2т = 21,666 [1] для уровня значимости 0,01 и числа степеней свободы f = 9 значительно меньше расчетного c2р = 62,784. Следовательно, можно утверждать с 99%-ной вероятностью, что согласованность во мнениях специалистов не является случайной.

После этого мы построили диаграмму рангов критериев (рисунок 1), отражающую коллективное мнение специалистов.

С помощью полученной диаграммы производим оценку значимости критериев. Основными критериями, необходимыми для проведения оценки и принятия решения относительно деятельности малого предприятия, являются:

1. Ориентация на потребителя и рынок.

2. Рациональное использование ресурсов.

3. Управление процессами.

4. Лидерство руководства.

5. Результативность и эффективность работы.

Поскольку критерий 9 («Применение новых технологий») не намного отстоит от критериев 2, 6, 4, 10, то можно сказать о его значительной роли в совокупности уже обозначенных критериев и включить его в качестве дополнительного критерия.

 

Рисунок 1 – Диаграмма рангов критериев

 

Мы предлагаем подход к анализу малых предприятий, учитывающий их особенности от крупного и даже среднего бизнеса. Схема взаимодействия критериев модели представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Схема взаимодействия критериев модели

 

Литература

1 Назаров, Н.Г. Измерения: Планирование и обработка результатов / Н.Г. Назаров. М.: Издательство стандартов, 2000.

Сайт управляется системой uCoz