ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

 

Матвеев Д.Е. (ЛГТУ, г. Липецк РФ)

 

Economic both social infrastructure of city and its influence on development of economy of city.

 

Инфраструктура это совокупность отраслей экономики, создающих условия её функционирования. Различают производственную инфраструктуру, в которую входят: транспорт, связь, энергоснабжение и т.п. В отличие от неё социальная инфраструктура содержит сервис, образование, здравоохранение и т.д. Инфраструктура рынка представляет собой совокупность учреждений, обеспечивающих функционирования всех видов рынка. Она  включает в себя аукционы, ярмарки, товарные и фондовые биржи, торговые дома, торговую палату, службу занятости и другие организации.

Для обеспечения жизнедеятельности горожан необходимо развитие отраслей экономики по производству товаров массового потребления и расширять сеть организаций по оказанию услуг населению. Большое  значение имеет эффект концентрации производства. Необходимо предприятия одной отрасли по возможности располагать в одном районе города. Это позволяет построить экономическую инфраструктуру наиболее рациональным образом. С точки зрения энергоснабжения возможно сокращение затрат, поскольку предприятиям одной отрасли необходимы одинаковые энергоресурсы. Следовательно, и прокладка коммуникаций упрощается. Обеспечение сырьевыми и людскими ресурсами также упрощается, поскольку материальные ресурсы примерно одинаковые, а людям, потерявшим работу на предприятии не надо по всему городу выискивать аналогичные предприятия с целью трудоустройства. Проще и дешевле в этом случае организовать и транспортные маршруты из разных концов города. Упрощается и организация связи, поскольку одна АТС может обеспечивать все предприятия находящиеся в радиусе её действия.

На сегодняшний день в городе Липецке эффект концентрации производства практически отсутствует. Предприятия вне зависимости от отрасли производства разбросаны по всему городу, а это усложняет транспортное сообщение между этими предприятиями и спальными районами. Усложняется вопрос энергетического обеспечения, поскольку в определённом районе города оказываются предприятия различных отраслей, которым требуются неодинаковые энергоресурсы, затрудняется и удорожается снабжение сырьём и материалами, возрастают как издержки и производства, так и снабжение предприятий одной отрасли.

Расположение предприятий разных отраслей в одном районе города в некоторой степени упрощает только доставку работников ив работу. Однако, если человек, ищущий работу, получит несколько вакантных мест на разных предприятиях, расположенных в различных районах города, то возможность занять её приобретает случайный характер, так как, перемещаясь с помощью городского транспорта, приобретает вероятностный характер, поскольку безработный из другого района, по-другому, построив стратегию поиска, может опередить конкурента. Увеличивается транспортный поток по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов различных в разных отраслях. Увеличиваются затраты по транспортировке сырья и материалов на предприятия одной отрасли, так как при последовательном обеспечении приходится перемещаться по всему городу. Увеличивается протяжённость и затраты на энергообеспечение однородных предприятий энергоресурсами, которые ненамного отличаются в родственных отраслях, например, в отраслях лёгкой и пищевой промышленности.

Спрос на городские поездки в течение дня неоднороден: в утренние, вечерние и на некоторых маршрутах в ночные часы при работе предприятий в три смены резко увеличивается пассажиропоток: с 5.30 до 8.00 с 13.30 до 16.30, с 21.30 до 23.00 с 0.00 до 01.30 часов. Грузовые перевозки таких часов пик не имеют, однако и они во многом создают трудности в движении в различных районах города, если размещение предприятий производится без соблюдения эффекта концентрации производства. Это приводит к удлинению маршрута перевозки и росту издержек. Обеспечение производственных процессов, энергетическими ресурсами, которые транспортируются, в основном, по трубопроводам увеличивает их протяжённость и увеличивает издержки.

На сегодняшний день пассажирское транспортное сообщение между различными районами города Липецка построено недостаточно рационально. Так, из Левобережного района в 19-й микрорайон можно попасть только через Юго-Западный район, а через центр города – только при помощи маршрутного такси. В то же время автобус 22 маршрута заканчивается на 10 микрорайоне, а троллейбус № 9 на остановке ул. Вермишева. С целью выявления загруженности движения пассажирского транспорта, необходимо дополнительно провести маршрутизацию по времени и направлениям движения, как автобусов, так и троллейбусов и маршрутного такси. Это позволит более рационально выстроить маршруты движения пассажирского транспорта между различными районами города, в том числе и по времени.

Расположение предприятий одной отрасли в одном районе позволит более эффективно организовать транспортное сообщение между спальными районами и районами сосредоточения промышленных предприятий. Увеличится загруженность транспорта в любое время дня, поскольку будет осуществляться не только перевозка работников предприятия, но и потенциальных работников, то есть граждан, ищущих работу. При потере работы ив одном предприятии не потребуется объезжать весь город. Многие предприятия, расположенные в одном районе, можно обойти пешком. А это повысит эффективность поиска работы. Упроститься и сбыт продукции, так как транспортировка однородной продукции из одного района города позволит снизить издержки транспортировки. С учётом специфики района производства продукции возможно и расположение автохозяйства, автозаправочных и сервисных станций.

Обеспечение промышленных районов производящих однородную продукцию позволит более эффективно организовать телефонные и другие коммуникации, информационное пространство, что сократит протяжённость кабельных коммуникаций. Что в свою очередь позволит рациональнее и эффективнее построить телефонные и информационные сети, упростить выход в систему «INTERNET». Таким образом эффект концентрации производства позволит рационально и эффективно организовать экономическую инфраструктуру города.

Приближение системы услуг к потребителю позволит усовершенствовать организацию социальной инфраструктуры. Важнейшей составляющей социальной инфраструктуры является жилищно-коммунальное хозяйство. В эту сферу входит обеспечение предприятий и населения жилищно-коммунальными услугами: водоснабжением 99,8 %, горячим водоснабжением 96,7 %, канализацией 99,6 %, центральным отоплением – 99,9 %, однако монопольное положение в этом секторе инфраструктуры мешают повысить качество услуг, одновременно неуклонно растут цены на услуги. Большие проблемы возникают с горячим водоснабжением. Так, половину лета «Липецкводоканал» проводит работы ив сетях горячей воды, а осенью и даже зимой выясняется, что летние работы выполнены не в достаточном объёме и с низким качеством. В конечном итоге это приводит к увеличению издержек и соответственно к увеличению оплаты за этот вид услуг. И все издержки, связанные с недоработками организаций, обеспечивающих население горячей и холодной водой, ложатся на плечи жителей города. Отсутствие счётчиков расхода воды приводит к тому, что сильно искажается картина потребления воды населением (до 400 л/сутки на одного человека). Центральное отопление позволяет осуществить поставку тепла в целые микрорайоны, однако, как и у всех гигантов при возникновении проблем, аварий и т.д. целые микрорайоны остаются без тепла. Здесь следует изучить опыт западных стран таких, как Германия, Франция, Швеция и некоторые другие по организации жилищно-коммунального хозяйства. Важным аспектом в работе жилищно-коммунального хозяйства является оснащение всех потребителей счётчиками не только электроэнергии, но и тепловыми, газовыми, холодной и горячей воды.

В ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в конце декабря 2005 года было учреждено ОАО «Липецкая энергетическая компания», которая объединила три муниципальных предприятия города – «Липецкводоканал», «Липецкие электрические сети» и «Липецкие тепловые сети» в одну компанию. В Липецке продолжается программа по внедрению коммерческой программы энергосбережения. В 2004 году ив границе раздела муниципальных тепловых сетей Липецка с сетями ОАО «Липецкэнерго» были установлены приборы учёта, что позволило перейти ив поставку тепла в соответствии с утверждённым температурным графиком и оплачивать только реально потреблённую энергию. В результате экономия средств составила 73 млн. р. Одновременно внедряются новые методы учёта энергии, поставляемой населению. Сегодня население оплачивает меньший объём потреблённой электроэнергии, чем предъявляют к оплате энергоснабжающие предприятия. Разница покрывается за счёт средств городского бюджета. По прогнозам, только в 2005 году было сэкономлено около 65 млн. р.

Одним из первых шагов градостроительного проектирования явилось создание моделей функционирования транспортной системы, позволяющих вести расчёт матриц межрайонных пассажирских потоков, прогнозировать интенсивность пассажирских и грузовых потоков в городской сети. Результаты расчётов по этим моделям позволяют оценивать такие важные параметры передвижений, как средняя дальность, затраты времени, скорость, прогнозировать нагрузку ив различных звеньях сети.

Благодаря весьма выгодному географическому расположению в Центральной части европейской территории России, Липецкая область находится в центре мощных транспортных потоков. Поэтому здесь сложилась развитая и разветвлённая транспортная инфраструктура, состоящая из железных дорог, автомобильного и трубопроводного транспорта, речных путей. Уровень насыщенности территории области транспортными коммуникациями по сравнению с другими областями весьма высок.

По обеспеченности железными дорогами область занимает одно из ведущих мест в России. Общая продолжительность железнодорожной сети свыше 800 километров. В Липецке имеется железнодорожный вокзал, который принимает более 20 поездов, следующих в различных направлениях. Это как пассажирские, так и грузовые поезда. Само здание вокзала спроектировано весьма эргономично.

Разветвлённая сеть автомобильных дорог даёт возможность организовать доставку грузов во все точки области Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляет 7 тыс. км или 98 % общей протяжённости. Ив каждую 1000 кв. км приходится свыше 300 км автодорог с твёрдым покрытием. По насыщенности автомобильных дорог Липецкая область входит первую десятку регионов России. Автомобильный коридор № 9, проходящий через область, имеет пропускную способность более 25.000 автомобилей в сутки. После окончания строительства объездных дорог вокруг городов Задонска и Ельца пропускная способность значительно выросла. В непосредственной близости от дороги расположены крупные автопредприятия, способные выполнять перевозки в близкие и дальние расстояния и имеющие хорошие возможности для дальнейшего развития. С целью повышения мобильности транспорта необходимо создавать новые автотранспортные предприятия, небольшие по размеру, с высокой мобильностью. Это может способствовать повышению эффективности обслуживания заявок и заказов на перевозку грузов и пассажиров как внутри города, так и за его пределы. В окрестностях города имеется современный аэродром, способный принимать самолёты любого класса. Съёмка специальной группы геодезистов показала, что в радиусе 50 км от Липецкого аэропорта зданий и сооружений высотой более 100 м нет. Это позволит реконструировать имеющийся аэропорт для приёма самолётов из-за границы. Открытие подобных линий позволит разгрузить московский международный аэропорт «Шереметьево-2» и осуществлять напрямую связь с зарубежными странами.  Это ещё более может повысить инвестиционную привлекательность города и области.

Однако большое количество транспортных средств отрицательно влияет на экологическую обстановку, углубляя экологические проблемы города Липецка. В связи с этим предлагается принять неотложные меры. Вот некоторые из них:

1.          Ужесточение норм выхлопа.

2.          Дальнейшее обновление автомобильного парка города и скорейшее списание отработанных транспортных средств

3.          Переход на альтернативные источники топлива.

Главными поставщиками услуг на рынке связи в городе Липецке и Липецкой области являются ОАО «Липецкэлектросвязь» и «Центр Телеком», а также в Липецке и области действуют такие мобильные операторы как «Bee Line GSM», «Мегафон», «МТС» и «ТЕЛЕ-2».

Городская социальная инфраструктура включает в себя, в первую очередь, организации и учреждения здравоохранения, образования, культуры, искусства, предприятия торговли, бытового обслуживания, общественного питания, юридических услуг и т.д. Город Липецк располагает широкой сетью лечебных, лечебно-профилактических и санаторно-курортных организаций. Благодаря источникам минеральных вод и лечебных грязей в городе Липецке находится санаторий «Липецк» всероссийского значений, открытый два столетия назад. Среди них можно выделить две областные больницы и ряд городских.

В сфере образования Липецк располагает широкой сетью общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. В городе находится два крупных университета - Липецкий государственный технический университет, который готовит специалистов ив 8 факультетах, а также на очно-заочном факультете и факультете повышения квалификации. Педагогический университет готовит учителей для средних школ всех необходимых направлений. В городе находится целая сеть филиалов различных высших профессиональных учебных заведений, около 20. Кроме того, производится подготовка кадров среднего профессионального звена в металлургическом, машиностроительном, медицинском и других колледжах. В широкой сети профессиональных училищ производится подготовка рабочих по всем специальностям, необходимых для организации городской экономики, городского хозяйства.

Культура и искусство представлено в городе двумя театрами: Липецкий областной драматический театр имени Льва Толстого и муниципальный драматический театр. В городе есть также кукольный театр, филармония и известный на всю Россию ансамбль «Казаки России».

 

Сайт управляется системой uCoz