о тактике и стратегии малого бизнеса

 

Куприянова И.Ю., Морозова О.Л. (КГТУ, г. Курск, РФ)

 

In the work the analysis of small business advantages is carried out which has allowed to determine the basic directions of its strategy and tactics.

 

Малое предпринимательство сегодня относится к числу важнейших направлений экономического развития. Однако наряду с богатым полем возможностей, малый бизнес имеет и огромное количество трудностей и «ловушек», которые, как правило, встречаются на самых ранних стадиях его развития.

В данной работе мы попытались выделить и структурировать особенности малых предприятий (рисунок 1). Анализ этих особенностей показывает, что малый бизнес имеет ряд преимуществ над крупными организациями.

Для анализа всех «плюсов» и «минусов» этой формы экономической деятельности, а также для определения перспектив развития малого бизнеса, можно воспользоваться методикой SWOT-анализа [1]. В таблице 1 представлена информация о предприятии и рынке (сильные и слабые стороны, возможно­сти и угрозы). Анализ этой информации позволяет по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.

 

Таблица 1SWOT-анализ малого бизнеса

Сильные стороны

Слабые стороны

Гибкая реакция на быстро меняющийся спрос

Небольшой стартовый капитал

Короче сроки капитального строительства

Быстрая оборачиваемость средств

Оперативный режим управления

Быстрая адаптация к внешним воздействиям и местным условиям

Меньшая стоимость создания рабочих мест

Снижение уровня безработицы

Трудоустройство представителей социально уязвимых групп населения

Надежный источник бюджетных поступлений

Осуществление инновационных проектов

Создание конкурентной среды

Недостаток финансовых ресурсов

Ограниченный (локально) рынок

Ограниченные перспективы роста

Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры

Отсутствие влиятельной поддержки

Нестабильность малого предприятия по сравнению со средними и крупными предприятиями

Возможности

Угрозы

Рост до уровня крупного бизнеса

Прочная ниша на «своем» рынке

Творческая самореализация

Быстрота полного разорения

Легкость проникновения конкурента в эту нишу

Уязвимость перед попытками силового давления

Авторитарный менеджмент


Рисунок 1 – Анализ особенностей малых предприятий

 

На основе полученных данных мы представляем стратегию и тактику для малых предприятий, чтобы помочь руководству малого предприятия правильно построить стратегию и определить тактику своей деятельности и свести риски к минимуму.

Обычно организационная стратегия должна полностью учитывать сильные, слабые стороны компании и ее конкурентные возможности. Для стратегической перспективы организации особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства и в слабые стороны, которые делают компанию уязвимой.

Таким образом, основные правила при определении стратегии организации можно сформулировать так:

-     преодолевать слабые стороны для отражения угроз;

-     преодолевать слабые стороны для реализации возможностей;

-     компенсировать угрозы путем использования сильных сторон;

-     реализовать возможности путем использования сильных сторон.

Поскольку управленческие решения на малых предприятиях имеют ограниченный временной горизонт и в связи с необходимостью быстрой адаптации в случае постоянно меняющейся внешней среды малым предприятиям необходим оперативный режим управления, т.е. им необходимо уделить особое внимание тактике. В первую очередь необходимо сконцентрироваться на определении своей ниши, что является важнейшим элементом для малого предприятия. Необходимо найти достаточно маленький сегмент рынка (небольшой территориально, по объемам сбыта или в любом другом отношении), так как на этом участке можно быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно вам, лишь бы более крупной компании было трудно его заполучить, т.е., чтобы достичь где-то превосходства можно уменьшить область деятельности. Как правило, этого можно достичь территориально. Местные предприниматели подстраивают свой бизнес под местные вкусы. Поэтому, чтобы добиться успеха малое предприятие должно руководствоваться тем же мышлением и в других ситуациях. Но сегменты могут быть не столь явными.

Так практически любой товар или услугу, известную и распространяемую в национальном масштабе, можно выпускать в пределах определенной местности, с национальными особенностями, в максимально дорогом или максимально дешевом варианте.

Другой предлагаемой нами тактикой является выход на определенные слои населения, то есть на сегменты, отличающиеся определенным возрастом, доходом, родом занятий и так далее.

Также возможна концентрация на какой-то одной отрасли. Основа успеха в малом бизнесе заключается скорее в узком и глубоком, нежели широком и мелком ассортименте. Многие малые предприятия делают деньги за счет концентрации на небольших рынках и уникальных в своем роде продуктах. Их продажи никогда не становятся достаточно большими, чтобы привлечь более крупных игроков той же отрасли.

Другими словами, малому предприятию необходимо сконцентрироваться на нише или сегменте рынка, который оно могло бы защитить от лидера отрасли. Превосходство, пусть даже на самом маленьком рынке, может дать необходимое предприятию доверие.

Следующим важным моментом является определение количества персонала в компании. В типичной большой компании более половины людей занимаются тем, что оказывают услуги другим работникам, а настоящее дело с реальными конкурентами имеет лишь малая часть корпоративной команды. Малые предприятия могут использовать эту слабость: как можно больший процент их работников должен находиться в центре событий. По возможности у них должны быть только «линейные работники» [2], что позволяет резко повысить скорость реакции предприятия на рыночные изменения.

Как уже было сказано выше, благодаря своим небольшим размерам предприятие может гораздо быстрее принимать решения. Это очень ценное качество, и здесь очень большая ответственность ложится на руководство малого предприятия, особенно, если идет конкуренция с большими компаниями национального масштаба.

Малое предприятие должно уметь пользоваться своей гибкостью и не только перескакивать на новый рынок быстро, появись там привлекательная возможность, но и быть готовым, не раздумывая, бросить продукт, поскольку у него нет лишних ресурсов, чтобы тратить их на заведомо проигрышный план.

Другим вариантом деятельности для малого предприятия является создание союзников из ряда бывших конкурентов. Это можно применять во многих отраслях, и особенно там, где основную массу конкурентов составляют местные предприятия. Предприятие должно сначала определить своих конкурентов, а затем может, вместо того чтобы бороться друг с другом, объединить свои силы и пропагандировать привлекательность общей деятельности, перенеся акцент на конкуренцию в другую область, например, предприятия соседних регионов.

Таким образом, проведенный нами анализ предлагает исключительно доступный, и в тоже время эффективный, вариант оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в малом бизнесе.

 

Литература

1. Ясин, Б.Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. -М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. - 220 с.

2. Райс, Эл, Траут, Джек. Маркетинговые войны. -СПб: Питер, 2000.- 256 с.

Сайт управляется системой uCoz