ИНСТРУМЕНТЫ АДАПТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Казанская Н.Н. (СибГАУ, г.Красноярск, РФ)
The basic graded attributes are formulated in this clause and also the classification of the adaptable tools, used by transnational corporations during the development of the Russian market, is resulted.
При освоении российского рынка транснациональные корпорации (ТНК) вынуждены приспосабливаться к новым для них условиям, затрачивая значительные средства и усилия. Часто для многих ТНК это является причиной отказа от намерения осваивать очень привлекательный рынок. В то же время Россия заинтересована в прямых зарубежных инвестициях. Поэтому представляются актуальными исследования инструментов адаптационных механизмов зарубежных ТНК к условиям российской экономики, которые не только обеспечивают адаптивный процесс, но повышают адаптивную способность объекта, раскрывают его адаптивный потенциал.
Для обоснования и наполнения адаптационных механизмов ТНК необходима классификация адаптационных инструментов. При этом можно выделить три классификационных признака инструментов адаптации: сфера применения, связь с внешней средой, степень новизны.
По первому признаку адаптационные инструменты можно объединить в три группы: финансовые, экономические и организационно-правовые.
Финансовые инструменты выполняют функции регулирования движения материальных потоков между расположенными в разных странах родственными компаниями. В связи с международным масштабом движения денежных средств их использование значительно усложняется и требует приспособления к денежным рынкам, как отдельных стран, так и международной валютно-кредитной системы в целом. Главная особенность финансовой политики ТНК в современных условиях состоит в комплексном использовании инструментов, причем в отдельные периоды в зависимости от условий конкретной страны преобладающее влияние может отводиться тому или иному инструменту.
Важную роль играет регулирование внутрифирменных финансовых потоков, подчиненное конечному результату деятельности ТНК, и осуществление централизованных многосторонних расчетов. К финансовым инструментам, обеспечивающим выполнение этих функций можно отнести диверсификацию инвестиций по разным валютам, неттинг, создание фонда свободных денежных средств, взаимное кредитование подразделений ТНК, хеджирование.
Наличие дочерних структур позволяет транснациональным корпорациям переводить свободные денежные средства из одной страны в другую, когда этому благоприятствует соотношение валютных курсов. Укрепление позиций рубля стимулирует сделки и в российской валюте. Однако транснациональные корпорации не могут владеть абсолютно точной информацией об изменении валютных курсов. Поэтому они используют позицию диверсификации инвестиций по нескольким валютам, то есть инвестируют финансовые ресурсы в активы, оцениваемые разными валютами. Это позволяет ТНК существенно снижать вероятность крупных потерь в случае, если курс одной из валют начнет резко снижаться.
Использование платежного неттинга (netting), как одного из финансовых инструментов позволяет транснациональным корпорациям минимизировать сумму внутренних денежных потоков, которые повышаются в связи с увеличением объемов обмена материалами, деталями, готовой продукцией между дочерними компаниями. Особо следует отметить огромные объемы таких межфилиальных денежных потоков как затраты, связанные с переводом денег через границы, включая затраты на покупку иностранной валюты, издержки по флоуту, телеграфные затраты. Эти трансакционные затраты оцениваются в пределах от 0,25 % до 1,5 % от переводимой суммы. Зачет взаимных требований или неттинг призван уменьшить эти затраты. Идея платежного неттинга заключается в том, что платежи между аффилированными фирмами идут туда и обратно, в то время как при неттинге переводу подлежат только не вошедшие во взаимозачет суммы. Причем возможно использование как двустороннего, так и многостороннего неттинга. При этом платежный поток конвертируется сначала в единую валюту. Российский рубль является конвертируемой валютой, поэтому данную схему в большинстве случаев можно использовать и в России.
Создание фонда свободных денежных средств, выполняющего функции управления денежными активами, - эффективный финансовый инструмент адаптации. В данном случае подразумевается перевод денег от дочерних фирм, величина которых превышает минимальные операционные потребности, на централизованно управляемый счет, или денежный фонд. Он позволяет дочерней фирме в России поддерживать только минимально необходимые остатки денежных средств, необходимые для осуществления сделок, а свободные денежные средства можно хранить в родительской компании или в фонде.
Поскольку потребности в денежных активах дочерних структур ТНК не зависят друг от друга, централизованное управление денежными средствами обеспечивает эквивалентную степень защиты с более низким уровнем денежных резервов.
Другая выгода от общего фонда заключается в том, что можно делать меньше заимствований, либо иметь больше свободных денежных средств для инвестиций, которые могут быть сделаны с максимальной выгодой. Соответственно сокращаются процентные расходы или увеличивается рентабельность инвестиций.
Внутрикорпоративное кредитование также можно считать эффективным инструментом адаптации. Внутрикорпоративные займы могут предоставлять родительские компании или дочерние структуры друг другу. Этот инструмент построен на использовании разного уровня процентных ставок на финансовых рынках разных стран. Помимо этого ТНК могут предоставлять дочерней компании отсрочку платежей по товарным поставкам или, наоборот, ускорять оплату продукции. Это означает, что дочерняя компания на определенный срок получает возможность пользоваться средствами материнской или родственной компании, что равнозначно предоставлению краткосрочного товарного кредита. К примеру, отсрочку платежей российской дочерней компании следует предоставлять в случаях, когда ожидается повышение курса рубля и, наоборот, досрочные платежи следует осуществлять, когда обнаруживается затруднение с выплатой и предполагается девальвация. Таким путем ТНК может избежать рисков неустойчивости валют и внезапных изменений валютных курсов.
Комплексное применение перечисленных выше финансовых инструментов позволяет говорить о формировании транснациональной денежной мобилизации (ТДМ) – системы, созданной с целью оптимизации денежных ресурсов путем отслеживания текущих денежных позиций. Собранная информация может быть использована для создания системы взаимозачетов в ТНК, для создания централизованного фонда, а также для определения наиболее эффективной политики краткосрочных заимствований.
Безусловно, важнейшим финансовым инструментом адаптации ТНК к российским условиям является такая стратегия покрытия валютного риска как хеджирование. Для разработки реалистической стратегии хеджирования транснациональная корпорация прогнозирует уровень риска, связанного с каждой валютой из числа тех, в которой она ведет расчеты по своим операциям. Так как валютные риски сильно различаются между собой, конкретный риск определяют по каждой валюте в отдельности. Важный момент измерения связан с прогнозированием курса валют. Независимо от принятого фирмой решения менеджеры оценивают диапазоны, в которых может изменяться курс той или иной валюты на соответствующем временном отрезке, а также располагают прогнозом движения денежных средств с указанием операций и дат получения или выплат средств.
Для отслеживания валютного курса ТНК используют различные методы оценки: от традиционной интуиции до сложных экономических моделей. Они создают собственные специализированные подразделения, либо обращаются к сторонним организациям. На современном этапе актуально использование компьютерных пакетов программ управления валютными рисками, таких как Risk Metries, Kondor+, Risk Manager, ускоряющих и упрощающих процесс принятия решений в управлении валютными рисками.
Стратегия хеджирования предполагает выбор управления валютным риском: полное покрытие риска с помощью одного из способов страхования; частичное покрытие; непокрытие валютных рисков. Сравнение альтернатив производится исходя из стоимости анализируемых способов хеджирования и возможности их реализации в рассматриваемых условиях.
Современные ТНК используют для хеджирования валютного риска ряд контрактных возможностей, например, фьючерсные валютные контракты и валютные опционы. На рынке валютных фьючерсов хеджер – покупатель фьючерсного контракта - получает гарантию, что в случае повышения курса иностранной валюты на рынке «спот» (наличных сделок) он может купить ее по более выгодному курсу, зафиксированному при заключении фьючерсной сделки. Таким образом, убытки по наличной сделке компенсируются прибылью на фьючерсном валютном рынке при повышении курса иностранной валюты и наоборот. Валютный курс на рынке «спот» сближается с курсом фьючерсного рынка по мере приближения срока исполнения фьючерсного контракта. Таким образом, в результате применения данного инструментария транснациональная корпорация добивается минимизации валютного риска.
Другой не менее важный финансовый инструмент, которым пользуются ТНК для адаптации, в том числе и к российским условиям – международная система передачи электронных платежных документов SWIFT. Всемирная межбанковская телекоммуникационная сеть использует стандартизированные форматы международных сообщений и эксплуатирует компьютерную сеть для безналичных расчетов. SWIFT сеть объединяет более 7000 банков и брокерских фирм в 192 странах и осуществляет более 5 млн. сделок в день на сумму около 5 трн. дол. Ее миссия - быстро переслать стандартные формы, предоставить своим членам возможность автоматически обрабатывать информацию с использованием компьютеров. SWIFT позволяет осуществлять все виды платежей, а также сделки с иностранной валютой. Для того чтобы транснациональные корпорации, развивающие свою деятельность в условиях российской экономики, могли пользоваться данной системой, необходимо наличие высокоавтоматизированных банков. Поэтому важно, что в России в настоящее время разработаны специальные правила формирования сообщений SWIFT-RUR 5 при операциях с российскими рублями. Это позволяет учитывать особенности осуществления расчетов кредитными организациями в России и дает возможность использовать единые технологии для автоматизации обработки финансовых сообщений, как в отечественной, так и в иностранных валютах.
SWIFT позволяет разработать для транснациональной корпорации, осуществляющей деятельность в России, наиболее приемлемые схемы управления расчетами. Чтобы справиться с отсрочками платежей по чекам или векселям, покупателей инструктируют перечислять деньги в «мобилизационные» точки, которые расположены в географическом центре региона и характеризуются наибольшими объемами продаж. Этими денежными средствами управляют централизованно или их переводят в дочерние фирмы, осуществляющие продажи. Например, российским покупателям можно делать все платежи в Швейцарию, где корпорация содержит штат, специализирующийся на управлении денежными активами и дебиторской задолженностью. Кроме того, покупателям можно платить прямо на определенный счет в филиале банка, который мобилизует все денежные средства ТНК от международной торговли. Этот способ особенно полезен, если банк имеет широкую сеть филиалов. Другой способ – перевод денег от покупателей в специально созданный «закрытый ящик», который представляет собой почтовый ящик на имя компании. Один или несколько раз в день местный банк открывает почту, полученную в ящике, и сразу же вносит чеки на депозит.
Чтобы выбрать наиболее предпочтительный способ управления денежными активами, транснациональным корпорациям необходима информация о банках, функционирующих в РФ. В настоящее время это выбор велик, т.к. российским законодательством предусматривается деятельность отечественных банков, а также филиалов и представительств иностранных банков.
Однако если заимствования все-таки необходимы, целесообразно использовать в качестве финансового инструмента получение заемных средств от международных банков, специальных международных и региональных инвестиционных организаций, банковских консорциумов.
Сочетание всех вышеназванных финансовых инструментов позволяет повысить адаптивную способность транснациональных корпораций. Эти инструменты характерны практически для всех ТНК.
На формирование организационно-правовых инструментов адаптации в большей степени влияют условия, сложившиеся в принимающей стране. Так, для России одним из важнейших инструментов являются организационно-правовые формы прямого инвестирования. Образование филиала иностранной ТНК в России предполагает уплату налогов в стране базирования, а при функционировании дочерней структуры ТНК на российском рынке налоги уплачиваются в стране – источнике их образования. Если ТНК имеет развитую сеть ассоциированных дочерних компаний, то целесообразно использовать такой инструмент, как создание субхолдинговой компании. Возможен также вариант создания совместных предприятий или приобретение уже функционирующих компаний.
Адаптироваться в новых условиях транснациональной корпорации помогает такой организационный инструмент как образование стратегических альянсов, целью которых, как правило, является минимизация высоких исследовательских издержек, особенно на стадии, предшествующей коммерциализации, за счет более эффективного использования знаний, имеющихся у всех участников союза.
Наличие емкого рынка в России позволяет ТНК применять такой инструмент как массовый ввоз продукции для продажи. Данный инструмент призван выполнять следующие функции: ознакомление покупателей с продукцией, создание привычного представления о товарах, имеющих хорошо известную торговую марку, оценка реального спроса на продукцию. И лишь затем принимается обоснованное решение об инвестициях в производство товаров на постоянной основе.
Открытие сборочных производств в России как инструмент адаптации позволяет корпорациям завоевывать и удерживать лидерство по продажам, так как разница в цене между товарами, ввезенными из-за рубежа и собранными в России составляет 10-15 %. Однако возникает проблема локализации производства в течение 30 месяцев. По российскому законодательству именно за этот срок необходимо перейти от крупноузловой к мелкоузловой сборке, т.е. если отечественные комплектующие не соответствуют определенным стандартам качества, то осуществить сборку за такой срок довольно сложно. Именно поэтому, кстати, в России пока не производятся автомобили всемирно известной марки Mercedes. Российское законодательство гласит, что беспошлинный ввоз в Россию, например, автокомпонентов для сборки возможен тогда, когда количество запчастей, собираемых, что называется, на месте, доходит до 30 процентов. Так как большинство российских производителей автокомплектующих не удовлетворяют зарубежным стандартам качества или просто не способны освоить новые технологи за короткий срок, на рынок придут иностранные производители. В ином случае необходимо создавать производство в таких организационно-правовых формах, при которых существует возможность получить налоговые и таможенные льготы. Кроме того, следует учитывать особенности регионального законодательства, так как отдельные регионы на законодательном уровне разрабатывают программы для привлечения иностранных инвесторов.
Стратегии массированного ввоза в Россию продукции, произведенной за рубежом, или открытие сборочных производств могут быть использованы и в комплексе, что говорит о формировании еще одного инструмента - многовариантные альтернативные сценарии выхода на российский рынок. Например, при отсутствии возможности прямых поставок, осуществлять сборку на производственных мощностях российских компаний и т.д.
Послепродажный сервис также является достаточно эффективным инструментом, который представляет собой сложное комплексное явление, вбирающее различные виды сервисных услуг: технические, консультационные, профессионального обучения и другие. Все они выполняют одну функцию - обеспечение качества товара в процессе его эксплуатации. Сервисные услуги помогают потребителю в эксплуатации техники, их отсутствие может привести к резкому падению спроса на эту продукцию, а следовательно к снижению прибыли. Недостаточный уровень технического обслуживания облегчает проникновение новых конкурентов, при оценке продукции которых принимаются во внимание не только цены и внешний вид товара, но и качество, и объем послепродажного обслуживания. Совершенствование обслуживания позволяет транснациональным корпорациям завоевывать новые рынки. При высоком уровне конкуренции транснациональные корпорации снижают ее интенсивность. Если ТНК занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше, а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже. В данном случае используется стратегия объединения нескольких конкурентов конкретной отрасли в отдельные союзы. Эти союзы формируются, как правило, из компаний, с одинаковыми стратегиями по использованию одних и тех же ресурсов и занимающие равные позиции на рынке.
Действующим российским законодательством предусмотрено создание свободных экономических зон с льготным налогообложением, что дает возможность транснациональным корпорациям использовать такой организационно-правовой инструмент, как освоение территорий, приравненных к особым зонам с льготным налогообложением, где они на первые 5 лет будут освобождены от налога на имущество и земельного налога, смогут применять метод ускоренной амортизации и списывать убытки и затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на расходы будущих периодов.
В качестве доказавшего эффективность организационно-правового инструмента адаптации ТНК можно выделить сотрудничество с фирмами розничной торговли, установление и развитие деловых контактов с российскими посредническими структурами, которым предоставляется право выступать в отдельных сделках от имени корпораций.
Анализ условий, предоставляемых Россией для зарубежных ТНК, выявил проблему низкого уровня подготовки руководителей, не соответствующего их требованиям. Для адаптации в данных условиях транснациональные корпорации используют такой инструмент как обучение персонала.
Достаточно важным, по нашему мнению, является тот факт, что транснациональные корпорации имеют возможность перераспределять сырье, оборудование, материалы между своими дочерними фирмами и тем самым снижать затраты. Таким образом, необходимые для одной дочерней структуры ресурсы могут быть восполнены за счет другой. В данном случае можно говорить о применении таких экономических инструментов как взаимные поставки сырья, материалов, оборудования, взаимные продажи товаров. Богатая сырьевая база в России и масштаб страны позволяют говорить о возможности использования здесь данного инструмента.
Изучение опыта деятельности ТНК в России показал, что они применяют аутсорсинг как один из адаптационных инструментов, поскольку на определенном этапе развития им приходилось направлять значительные финансовые и управленческие ресурсы на решение задач, не связанных напрямую с основной деятельностью. В их числе - разработка, внедрение и поддержка IТсистем, содержание автопарка, ведение бухгалтерского учета и т.д. Аутсоринг позволяет сконцентрироваться на основном бизнесе. Помимо этого использование аутсорсинга для ТНК – вопрос прозрачности. Планировать и контролировать расход средств, которые тратятся на оплату услуг стороннего сервис-провайдера, значительно легче, чем оценивать затраты, размытые по нескольким собственным департаментам. При этом улучшаются и другие финансовые показатели, которые влияют на стоимость акций и оценку эффективности бизнеса, например, рентабельность активов и производительность труда. Высокий уровень российских специалистов, хорошо развитая инфраструктура в крупных российских городах служат предпосылками больших перспектив в развитии данного направления.
Второй классификационный признак позволяет выделить внешние и внутренние адаптационные инструменты.
Внутренние инструменты позволяют транснациональным корпорациям использовать внутрикорпоративные возможности для адаптации. К примеру, взаимное кредитование между дочерними структурами, взаимные поставки сырья, материалов, оборудования и взаимные продажи товаров, неттинг, хеджирование, создание фонда свободных денежных средств, диверсификацию инвестиций по нескольким валютам.
С помощью внешних инструментов ТНК адаптируются к создавшимся условиям, взаимодействуя с внешней средой. Например, выбирая наиболее приемлемую организационную форму прямого инвестирования, корпорации учитывают особенности налогообложения предприятий различных организационных форм в России. Использование платежной системы SWIFT, кредиты от международных организаций, фьючерсные валютные контракты и опционы и другие инструменты, направленные на взаимодействие с внешней средой, являются внешним инструментарием.
Классификация по степени новизны предполагает деление инструментов на инновационные и заимствованные. Если первые обусловлены и порождены особенностями деятельности ТНК, то вторые применяют любые компании, в том числе выходящие на международные рынки, но не являющиеся транснациональными. Так, например, кредитами от международных организаций пользовались правительства различных стран для развития экономики своей страны, а также крупные национальные компании, еще до появления ТНК. Поэтому можно говорить о заимствовании транснациональными корпорациями этого инструмента. Массированный ввоз в Россию продукции, произведенной за рубежом с целью ознакомления покупателя, а затем осуществление прямых инвестиций в производство этой продукции является инновационным инструментом. ТНК используют такую уникальную стратегию именно в российских условиях.
Набор инструментов, используемых для адаптации, зависит от особенностей отраслевого регулирования. Кроме того, существенную роль играет региональный аспект, так как выбор организационно-правовых инструментов во многом зависит от регионального законодательства, регламентирующего различные вопросы организации деятельности зарубежных ТНК.
Классификация инструментов адаптационных механизмов ТНК позволит выработать индивидуальную линию поведения для каждой корпорации с тем, чтобы их приспособительные процессы были адекватны российским условиям.