СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

 

Идрисова З.Н., Уразбахтина Д.Р., Халикова Р.В. (УГАТУ,г. Уфа, РФ)

 

       

        The problems of increasing the competitiveness of the commercial banks in the Volga region are considered in this article.

 

Современное положение банковской системы России и прогнозы ее развития на ближайшее будущее приводят к осознанию актуальности такой характеристики банковской организации как конкурентоспособность. Данная позиция вызвана пониманием того, что во многом успешность деятельности коммерческого банка связана не только со способностью грамотно строить свою внутреннюю политику, но и приспособиться к внешним условиям с максимальной для себя пользой, предвосхищать тенденции развития рынка и получать конкурентные преимущества.

Игнорирование проблемы обеспечения конкурентоспособности объясняется сложностью, междисциплинарным и межотраслевым характером ее решения. В отечественной экономической литературе этим вопросам не уделяется достаточного внимания, отсутствует единый, общепризнанный подход к определению понятия и оценке конкурентоспособности банка. Основное внимание уделяется конкуренции в рыночной экономике и конкурентоспособности товаров и услуг.

Действительная конкурентоспособность хозяйственной единицы определяется на основе оценки конкурентоспособности производимой ей продукции. Нормативная база по определению, оценке и контролю за конкуренцией и конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов также требует существенных изменений и доработок. Поэтому большинство банков, на интуитивном уровне понимая первостепенную важность конкурентоспособности, не могут проводить единообразную политику в целях ее обеспечения, управлять ею в системе.

Таким образом, актуальность данной темы определена объективными современными условиями жизнедеятельности банков, функционирующих в конкурентной среде, когда клиент имеет возможность выбора, чьими услугами ему пользоваться.

Под банковской конкуренцией следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества между кредитными организациями в целях обеспечения лучших возможностей реализации банковских продуктов и услуг, максимально более полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли в данных условиях.

Участниками конкурентных отношений на рынке банковских услуг  являются:

-          самостоятельные частные кредитные организации и их филиалы (в том числе дочерние банки иностранных кредитных организаций);

-          небанковские кредитные организации (в пределах операций, определенных лицензией Банка России).

При этом основная цель их деятельности – обеспечение лучших по сравнению с конкурентами возможностей реализации банковских продуктов и услуг, максимально более полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли в данных условиях.

Помимо универсальных банков на рынке должны присутствовать и специализированные банки, в частности  с государственным участием.  Государство должно обеспечить равноправные условия деятельности для всех субъектов рынка банковских услуг всех форм собственности, только тогда этот рынок станет по-настоящему конкурентным.

Сравнительный коэффициентный анализ деятельности коммерческих банков Поволжья проводится на примере ОАО «ИнвестКапиталБанк» в сравнении с рядом  коммерческих банков Поволжья, которые являются лидерами региональной банковской системы.

Для оценки финансовой устойчивости банка применяются показатели, методики их расчета и определение обобщающего результата по ним, установленные Центральным Банком РФ в соответствии со статьей 44 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Анализ бухгалтерской отчетности банка показал, что в целом финансовое состояние банка можно считать положительным, так как происходит рост финансовых ресурсов, повышение собственного капитала, прибыли наряду с сокращением расходов на АУП и повышения прочих операционных доходов.

Для сравнительного коэффициентного анализа деятельности коммерческих банков используются следующие показатели:

1.     группа показателей оценки капитала - включает показатели оценки общей достаточности капитала и качества капитала.

2.     группа показателей оценки активов - включает показатели качества задолженности по ссудам и иным активам, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, степени концентрации рисков по активам.
3.     группа показателей оценки доходности - включает показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом.

4.     группа показателей оценки ликвидности - включает показатели ликвидности активов, ликвидности и структуры обязательств, общей ликвидности банка, риска на крупных кредиторов и вкладчиков.

После того, как были рассчитаны показатели финансовой устойчивости банков, проведен анализ этих показателей, рассчитали рыночные доли, занимаемые каждым банком, обобщающие результаты по каждой группе показателей.
Размер рыночной доли определяет возможность влияния банка на рынок и на конкуренцию.
 ,              
где Во – сумма доходов i  банка;  Вк – сумма доходов всех банков.
Обобщающий результат по группе показателей представляет собой среднее взвешенное значение показателей финансовой устойчивости банков,  который рассчитывается по формуле
ОР= (баллi*весi)/ весi,                    
где баллi – бальная оценка от 1 до 4 соответствующего показателя; весi – весовая оценка по шкале относительной значимости от 1 до 3 соответствующего показателя;  n – количество показателей.
Значения бальных и весовых оценок показателей группы устанавливаются Центральным банком РФ.
После вычисления обобщающего результата  по каждой группе показателей провели ранжирование банков.

Используя результаты ранжирования банков по рыночной доле и обобщающему результату по каждой  группе показателей, рассчитали коэффициент оценки, показывающий уровень конкурентоспособности  анализируемых банков по отношению друг к другу. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

КО = сумма рангов/число коэффициентов

По полученным данным можно сказать, что рассматриваемый ОАО «ИнвестКапиталБанк» занимает среднее место по конкурентоспособности.

Была предложена программа обеспечения конкурентоспособности коммерческого банка ОАО «ИнвестКапиталБанк» на рынке банковских услуг, включающая такие положения как, например, потребности увеличения доли рынка, увеличение рентабельности активов и капитала, увеличение общей достаточности собственных средств для финансирования деятельности банка, повышение деловой активности банка, повышение имиджа банка, доступности и пропускной способности банка, обеспечение постоянного анализа и прогнозирования рынка банковских услуг,  банков – конкурентов и количественные пределы обеспечения роста конкурентоспособности и эффективности деятельности  банка ОАО «ИнвестКапиталБанк» в общей программе обеспечения его конкурентоспособности в ближайшей перспективе. Предложенная методика позволит вывести банк на лидирующие позиции.

В заключение  хотелось бы еще раз отметить актуальность выбранной проблемы.

Банковский сектор – одно из важнейших направлений развития рыночных отношений, который является основой для нормального, эффективного функционирования рыночного механизма.

Коммерческий банк в современной России  становится основным элементом банковской системы. Так как именно развитие данного направления должно быть приоритетным, потому что действие кредитно-финансового механизма и определяет уровень развития экономики страны в целом.

Литература

1.    Амелин И. Э., Царьков В. А. Бизнес-план развития банка на основе динамической модели. Сб. трудов семинара Клуба банковских аналитиков 15.11.01: «Проблемы анализа и управления рисками в деятельности кредитных организаций». – М.: Европейский трастовый банк, Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001.

2.    Абламонов С. Научное управление активами коммерческого банка // Банковские технологии,  2004. — №7. — c.30- 32.

3.    Андрианов А. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг, 1999. - № 2. – с.15-16.

4.    Катенков В., Сазыкин Б. Стратегии управления банком: российские особенности. // Банковские технологи. -2002. -№1.

 

Сайт управляется системой uCoz