Закономерности  взаимодействия инфраструктуры и предприятий промышленности

 

Гутнова М.Ф. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)

 

Regularity interaction infrastructure and enterprise industry.

 

Мероприятия по совершенствованию  взаимодействия  предприятий промышленности и объектов инфраструктуры должны преследовать две основные задачи:

1. обеспечивать улучшение показателей деятельности предприятий промышленности. В этом случае реализуется главное предназначение инфраструктуры — содействие развитию предприятий промышленности и удовлетворение их потребности. Если предприятия промышленности не будут иметь выгоды (производственных, экономических, имиджевых и др.) от взаимодействия с объектами инфраструктуры, то оно (это взаимодействие) теряет свой смысл;

2. способствовать улучшению показателей деятельности инфраструктурных организаций, которые существуют на основе заказов и договоров с предприятиями промышленности. Если заказы со стороны промышленности отсутствуют (независимо от причин) или не обеспечивают среднюю рентабельность, то организации инфраструктуры могут прекратить свою деятельность.

Экономический результат совершенствования  взаимодействия  предприятий промышленности и объектов инфраструктуры проявляется за счет:  возникновения  экономии времени и ресурсов; роста показателей производства и производительности труда; возникновения новых возможностей развития промышленного предприятия, которые, в конечном итоге приводят к результатам первых двух групп факторов

Образование экономических результатов совершенствования взаимодействия  предприятий промышленности и объектов инфраструктуры может быть обусловлено следующим.

Во-первых, в самом общем плане совершенствование взаимодействия  предприятий промышленности и объектов инфраструктуры должно приносить некоторую экономию (времени, ресурсов и т.д.). Техническое совершенствование предприятий на основе введения более производительных машин  приводит в самой общей форме, к уменьшению стоимости, а стало быть, и цены товара, удешевлению его, т. е. сокращению рабочего времени, необходимого для производства единицы товара. Однако взаимодействие  предприятий промышленности и объектов инфраструктуры может быть направлено и на организационное  совершенствование производства, что также способствует снижению производственных затрат.

Во-вторых, в результате технического совершенствования предприятий промышленности возрастает объем производимых благ, что позволяет в большей степени удовлетворять потребности населения. При этом, как правило, повышается производительность индивидуального и общественного труда на основе использования машин и технологий, заменяющих ручной труд, либо позволяющих выпускать больше продукции в единицу рабочего времени.

В-третьих, развитие инфраструктуры создает ряд дополнительных направлений деятельности по производству материальных и нематериальных продуктов и отграниченных от промышленности по формальным признакам, но взаимодействующих с ней в области интеграции и кооперации деятельности. В связи с тем, что инфраструктурная деятельность в большей степени связана с оказанием услуг преимущественно сложного и наукоемкого характера, общая структура экономики и всего национального хозяйства изменяется в пользу нематериального производства, что создает перспективную основу для формирования в стране информационной экономики и постиндустриального общества. При этом, конечно следует обеспечить постоянное совершенствование взаимодействия  предприятий промышленности и объектов инфраструктуры на основе взаимовыгодного сотрудничества, чтобы  количество создаваемых в обществе благ (материальных и нематериальных) росло значительно быстрее, чем число работников промышленности, занятых созданием материальных продуктов.

В-четвертых, процесс совершенствования взаимодействия  предприятий промышленности и объектов инфраструктуры должен обеспечивать прирост дополнительной потребительной стоимости, который без этого совершенствования не мог быть получен. Результатом взаимодействия предприятий промышленности и объектов инфраструктуры является создание дополнительных потребительных стоимостей, которые затем учитываются в валовом общественном продукте. При этом результат дополнительных потребительных стоимостей складывается из двух составляющих: а) прирост дополнительных потребительных стоимостей, получаемый  за счет кооперации с инфраструктурой; б) величины стоимости, созданной непосредственно объектами инфраструктуры, которая не отражается в показателях промышленности, а относится на показатели соответствующей отрасли. Такой дополнительный прирост потребительной стоимости позволит более точно учитывать производительность труда, как в промышленности, так и в отраслях инфраструктуры.

В-пятых, внедрение на предприятиях промышленности более эффективных оборудования, управленческих и технологических процессов  позволяет комплексно, с меньшими потерями использовать материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, энергию), утилизировать отходы и т.д., в конечном счете, снижать материалоемкость свей продукции и в результате уменьшать количество переносимого на единицу изготовленной продукции прошлого труда, овеществленного в предметах труда. При этом стоимость израсходованных материальных ресурсов распределяется на большее количество произведенных товаров, составляя в каждом из них все меньшую величину и приводя к снижению  материалоемкости всего валового дохода.

В-шестых, процесс совершенствования взаимодействия  предприятий промышленности и объектов инфраструктуры обеспечивает уменьшение абсолютной величины стоимости новых, более эффективных оборудования, технологий и инноваций, переносимых на единицу потребительной стоимости.  Аналогичное положение применимо и к области оказания услуг инфраструктурными организациями. Инновация, используемая на одном предприятии, может быть распространена и на другие предприятия, создавая в них массу потребительных стоимостей, в которые заложена стоимость самой инновации, поэтому стоимость этой инновации для отдельного предприятия может быть значительно снижена.

Экономический результат совершенствования взаимодействия  предприятий промышленности и объектов инфраструктуры реализуется в двух взаимосвязанных формах — прямого и косвенного влияния услуг на выполнение работ, которое достигается в результате этого взаимодействия.

Прямое влияние услуги  выражается в снижении затрат на мероприятия совершенствования взаимодействия  предприятий промышленности и объектов инфраструктуры по мере расширения масштабов этого взаимодействия и устаревания самой услуги по этапам ее жизненного цикла (рис.1).

Условные обозначения: 1– себестоимость услуги;  2—  цена услуги; 3 – эффективность применения.

Рисунок 1- Закономерности прямого влияния услуг инфраструктуры

 

В основе прямого влияния услуги лежит взаимоувязанная динамика технико-экономических показателей такой кооперации: ее себестоимости, цены, эффективности применения, что обеспечивает уменьшение затрат потребителя на приобретение данной услуги.

Себестоимость новой услуги  в период ее разработки и освоения относительно высока, (включая издержки освоения), и она медленно снижается по причине сложности ее применения, неосвоенности, высокой цены и пр.

Затем величина спада возрастает,  но вскоре спад замедляется и кривая себестоимости становится более пологой, а в период устойчивого массового спроса – практически стабильной. Когда услуга устаревает, объемы ее применения сокращаются и себестоимость возрастает.

Цену услуги ее производитель должен поддерживать несколько выше, чем уровень себестоимости для образования прибыли. При этом если фактическая себестоимость может изменяться довольно часто, то цена является более стабильной величиной и продавец услуги изменяет ее гораздо реже и только в случае крайней  необходимости.  Эффективность применения услуги в первоначальный период ее применения в производстве возрастает, затем постепенно снижается, а после этапа устаревания наблюдается ускорение спада.

Косвенное влияние услуг инфраструктуры возникает тогда, когда  результат применяемой услуги обеспечивает получение дополнительного социально-экономического эффекта не только в объекте ее прямого воздействия, но и в других сопряженных объектах. Например, автоматизация производства приводит не только к росту производительности производства, но и улучшает учет продукции, совершенствует систему делопроизводства, снижает потери, возникающие за счет простоев рабочих и т.д. Поэтому использование таких услуг, которые имеют широкий диапазон своего косвенного воздействия, позволяет повысить их результативность и эффективность (рис. 2).

Условные обозначения: 1– прямое влияние услуги;  2, 3, 4 – косвенное влияние услуги по отдельным объектам; 5 — совокупная кривая прямого и косвенного влияния; 6— совокупный результат услуги.

Рисунок 2- Закономерности косвенного  влияния услуг инфраструктуры

 

Если взаимодействие предприятия промышленности и объектов инфраструктуры осуществляется на разовой основе, каждая последующая услуга разрабатывается и внедряется как новая, что приводит к значительным издержкам и снижению ее эффективности. При этом совокупный результат будет относительно невысоким.

В случае если взаимодействие промышленности и инфраструктуры происходит на постоянной основе, то создаются условия воспроизводства, когда предыдущие усовершенствования служат основой для последующих нововведений. При этом происходит снижение затрат освоения, а прямое и косвенное влияние услуги создают возможности для получения все большего эффекта.

Сайт управляется системой uCoz