Влияние НОВой методики учета выпуска готовой продукции на финансовые результаты деятельности ПРОМЫШЛЕННОГО предприятия

 

Горина А.П., Девяткина И.А. (ГОУВПО МГУ им. Н.П. Огарёва, г.Саранск, РФ)

 

Nowadays Russian laws permit the free choice of methods for goods output management. These methods should be chosen according to specific features of companies and their financial state. In the following article there is the comparison of different methods for ready-made goods output management and the influence of these methods on the financial results of companies` work.

 

В настоящее время в Республике Мордовия активно развивается строительная отрасль народного хозяйства. Одним из представителей работающих в данной отрасли предприятий является Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат теплоизоляционных изделий» (ООО«КТИ»). Основными видами деятельности комбината являются:

 - производство минераловатных изделий (минеральная вата рулонированная бумагой, прошивные строительные материалы, плиты повышенной жесткости);

-  производство совелитовых изделий (совелитовая плита, совелитовый порошок, доломитовая крошка, строительная известь, известковое молоко);

-  снабженческо-сбытовые, торговые и посреднические операции.

Синтетический учет готовой продукции в ООО «КТИ» ведется на счете 43 «Готовая продукция». Поэтому и оставшаяся на складе, и проданная продукция бу­дут отражены в отчетности по фактической себестои­мости, а нормативная себестоимость выступает только в качестве текущей учетной оценки. Данный способ учета нельзя признать выгодным. В связи с тем, что спрос на продукцию ООО«КТИ» является сезонным, то в период снижения объемов продаж на складах скапливается значительный запас готовой продукции, и, соответственно, капитализируются все отклонения, увеличивая себестоимость остатков готовой продукции на складе. В связи с этим представляется целесообразным вести учет с приме­нением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». За счет списания отклонений фактической себестоимости от нормативной на проданную продукцию в полном объеме, за­пасы готовой продукции в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности будут отражены по нормативной себестоимо­сти.

Так, например, в течение сентября в ООО «КТИ» было произведено 91,32м3 прошивных матов М2-100 в сетке (60), нормативная себестоимость изготовления которых со­ставляет 1170,04 руб. за штуку. В том же месяце 78,50 м3 было отгружено покупателю. По окончании месяца выяснилось, что фактическая производственная себестоимость 1м3 прошивных матов из-за роста цен на сырье и тарифов на электроэнергию со­ставила 1253 руб. Сравним методики учета выпуска готовой продукции с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и без его использования на примере одного из приоритетных видов продукции ООО «КТИ» маты прошивные (удельный вес в объеме продаж за 2006г. 17,5%)(таблица 1).

 

Таблица 1 – Сравнение действующей и предлагаемой новой методик учета выпуска готовой продукции

Содержание хозяйственной операции

Действующая методика учета

Новая методика учета

Сумма, руб.

Корр-ция счетов

Сумма, руб.

Корр-ция счетов

Д-т

К-т

Д-т

К-т

1

2

3

4

5

6

7

Оприходованы на склад маты по нормативной себестоимости

106 848,05

(91,32×1170,04)

43

20

106 848,05

(91,32×1170,04)

43

40

Списана нормативная себестоимость проданных матов

91 848,14

(78,50×1170,04)

90

43

91 848,14

(78,50×1170,04)

90

43

Основное отличие методик: при сопоставлении дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимос­ти, т.е. отпадает необходимость в составле­нии отдельных расчетов отклонений, т.к. вся сумма отклонений относится на финансовый результат без распределения между остатками готовой продукции на складе и проданной продукцией

Списаны отклонения фактической себестоимости от нормативной

Сформирована фактическая производственная себе­стоимость продукции

7 581,39

(114429,44 – 106848,05)

43

20

114 429,44

(91,32×1 253)

40

20

Списаны отклонении фактической себестоимости от нормативной, приходящиеся на проданную продук­цию

6 521,22

(91 848,14×7,1%*)

90

43

7 581,39

(114429,44 – 106848,05)

90

40

Фактическая себестоимость 1м3 мата проданного в течении месяца

1 253

(91848,14 + 6521,22) : 78,5)

-

-

1 266,62

(91848,14 + 7581,39) : 78,5)

-

-

Себестоимость остатка готовой продукции на конец отчетного периода

16 060,08

(114429,44 – 91848,14 – 6521,22)

-

-

14 999,9

(12,82×1170,04)

-

-

Себестоимость 1м3 матов оставшихся на конец месяца на складе

1 253

(16060,08:12,82)

-

-

1 170,04

(16060,08:12,82)

-

-

Цена 1м3 матов прошив.

1500

-

-

1500

-

-

Признана выручка от продажи продукции

117 750

(78,50×1500)

62

90-1

117 750

(78,50×1500)

62

90-1

Отражена прибыль от продаж за отчетный месяц

19 389,5

(117750-(1253×78,5))

90-9

99

18 320,33

(117750-(1266,62×78,5))

90-9

99

Примечание: 7,1%* - процент отклонения фактической себестоимости от нормативной рассчитанный по формуле (1.1):

                    ,      (1.1)

где  О - сумма отклонений на остаток готовой продук­ции на складе на начало отчетного       периода (месяца), руб.;

        O1 — сумма отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного периода (месяца), руб.;

        Сп— остаток готовой продукции на складе на начало отчет­ного периода (месяца) по учетным ценам, руб.;

        Cп1 — поступление на склад из производства готовой продукции в течение отчетного периода по учетным ценам, руб.

В результате проведенного сравнения (таблица 1) выявлено, что при использовании в учете счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» будет отнесено 99429,53руб. или 1266,6руб. в расчете на один проданный куб.метр матов, что на 1060,17руб. больше, чем при условии распределения отклонений между проданной продукцией и остатками на складе (это естественно снижает доход от продажи на данную сумму). Однако, в балансе остатки готовой продукции будут показаны на сумму 14999,9руб или 1170,04руб. за 1м3 матов, что снижает себестоимость нераспроданной за месяц продукции на 82,96руб. за 1м3 (1060,18руб.). В то же время фактически и проданные, и не про­данные маты обошлись в 1253 руб. каждый. Если предприятие в рассматриваемой ситуации повысит нор­мативную себестоимость продукции, она сможет увеличить оценку актива баланса, а также прибыль от продаж.

Вариант учета с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» обладает следующими преимуществами:

- отпадает необходимость составле­ния отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости про­дукции от стоимости ее по учетным ценам, поскольку оно отражается на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и сразу списывается на счет 90 «Продажи»;

- совокупная прибыль будет одной и той же. Различия появляются в величине прибыли, относимой на каждый учетный период (месяц), что позволит предприятию временно сохранить необходимые оборотные средства (таблица 2):

 

Таблица 2 – Расчет совокупной прибыли от продажи матов прошивных

Содержание хозяйственной операции

Действующая методика учета

Новая методика учета

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Д-т

К-т

 

Д-т

К-т

1

2

3

4

5

6

7

Прибыль от продаж за прошлый месяц

19 389,5

90-9

99

18 320,33

90-9

99

Выручка за отчетный месяц

19 230,0

(12,82×1500)

62

90-1

19 230,0

(12,82×1500)

62

90-1

Прибыль от продаж за отчетный месяц

3 166,54

(19230,0-(12,82×16063,46))

90-9

99

4 236,1

(19230,0-(12,82×1170,04))

90-9

99

Совокупная прибыль за два месяца

22 556

90-9

99

22 556

90-9

99

- использование методики учета выпуска готовой продукции с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» позволяет избежать капитализации сумм отклонений фактической себестоимости от нормативной в товарных запасах на складах, когда спрос на продукцию уменьшается. Это особенно актуально для предприятий с сезонным характером производства, к таковым относится и ООО «КТИ». В период активного спроса, когда продажа осуществляется в довольно значительных объемах, списываются суммы отклонений фактической себестоимости от нормативной на финансовый результат и запасы продукции, остающиеся на складе в период спада спроса на теплоизоляционные изделия (январь - май) оцениваются по более низкой себестоимости – нормативной, что в свою очередь позволяет снизить цену на продукцию, с целью поддержания объемов продажи на определенном уровне. При учете остатков готовой продукции на складе по нормативной себестоимости их стоимость ниже фактической и составляет 1170,04руб. Не изменяя норму прибыли 20%, используемую при продаже продукции, оцененной по фактической себестоимости (1253руб.), предприятие может снизить цену на 1м3 продукции с 1500 руб. до 1417,3 руб.

 

Таблица 3 – Влияние изменения цены на продукцию

Показатель

Действующая методика учета

Новая методика учета

Себестоимость 1м3 остатка продукции, руб.

1 253,00

1 170,04

Норма прибыли, %

20,0

20

Цена 1м3 продукции, руб.

1500,00

1 417,30

Выручка, руб.

19 230,00(12,82×1500)

18 169,79(12,82×1417,3)

Прибыль от продажи, руб.

3 166,54

(19230-(12,82×1253))

3 166,88

(18169,79-(12,82×1170,04))

Совокупная прибыль за два месяца,руб

22 556

21 487

 

В результате снижения цены предприятие потеряет часть прибыли от продажи матов в сумме 1069руб. Однако этого не произойдет, если в результате снижения цены значительно увеличится спрос на продукцию. Чтобы не допустить потери прибыли необходимо рассчитать минимальный размер обязательного увеличения объема продаж матов прошивных: 1417,3х - 1170,04х = 1069 руб.; х = 4,32 м3

Увеличив объем продаж на 4,32м3 матов за счет снижения цены, в период сезонного спада спроса, ООО «КТИ» получит прибыль 4238руб. ((1417,3×17,14)-(1170,04×17,14)). Таким образом, совокупная прибыль за два месяца при этом будет составлять 22558,33руб., т.е. финансовый результат будет такой же как и при оценке запасов продукции по фактической себестоимости, но при этом на складах предприятия не будут отсутствовать залежалые неликвидные запасы готовой продукции в период сезонного спада спроса на теплоизоляционные изделия.

Если на готовую продукцию, оцененную по фактической себестоимости (1253руб.), сохраниться цена 1500руб. за 1м3, то продукция в период сезонного спада спроса может «залежаться» на складах. Это приведет к замедлению оборачиваемости оборотных средств предприятия и снижению качества продукции. Согласно маркетинговой политике ООО «КТИ» в случае «потери товарами качества и иных потребительских свойств» на продукцию предоставляется скидка до 35%. В подобной ситуации выручка от продажи снизится до 12499,5руб. (19230-35%), а предприятие получит убыток от продажи в сумме 3563,96руб.

Таким образом, в целях совершенствования бух.учета на ООО«КТИ» необходимо выбрать оптимальный вариант методики учета выпуска готовой продукции, соответствующий специфике деятельности предприятия и его состояния на текущий период деятельности. По нашему мнению, учет готовой продукции на предприятии необходимо осуществлять по сокращенной нормативной себестоимости с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», т.к. данный способ учета является наиболее удобным. Кроме того, снижение стоимости остатков продукции и возможность продажи продукции по ценам, соответствующим сезонному характеру спроса, принесут предприятию дополнительный доход за анализируемый период от продажи матов в размере 25050,96 руб. (21487+3563,96), а при условии увеличения спроса до уровня сезона массового спроса в результате снижения цены прибыль могла бы достигнуть как минимум 26122,29руб. (3563,96+22558,33).

Сайт управляется системой uCoz