НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ

 

Галушко Н.А. (КФ АТ и СО, г. Курган, РФ)

 

  The results of studying the processes development of system social services in Kurgan region.

 

Раскрывая содержание сферы услуг, многие исследователи отмечают в качестве первоочередной ее задачи оказание бытовых услуг населению. Их особенностью является направленность на обслуживание повседневных или периодически возникающих хозяйственно-бытовых и личных потребностей человека,  а также изготовление вещей и объектов по индивидуальным заказам.    

Бытовые услуги могут быть материальными и нематериальными.

Под материальными услугами понимаются услуги, при производстве которых труд фиксируется в материальном вещественном товаре, сохраняя или увеличивая его стоимость. При оказании же нематериальных услуг труд не фиксируется в материальном вещественном товаре.

За последние годы кардинально изменилась система государственного регулирования сферой бытового обслуживания населения. В доперестроечный период бытовое обслуживание представляло собой отрасль народного хозяйства, включавшую более 25 отдельных видов услуг. Управление отраслью осуществлялось через Министерство бытового обслуживания населения РСФСР, которое в начале перестройки было упразднено. Координационные функции Министерства были переданы постановлением правительства в ОАО «Росбытсоюз». Однако в связи отсутствия административных рычагов и финансовых средств у «Росбытсоюза» и активизации центробежных сил со стороны региональных демонополизированных и приватизированных хозяйствующих субъектов развал сферы бытовых услуг был неизбежен.  

По мере ликвидации Министерства бытового обслуживания населения, выступающего ранее в роли головного центра по вопросам организации и управления на предприятиях отрасли, а также утраты бюджетных источников финансирования научные, информационные, методические отраслевые центры либо распались, либо переориентировались на доходные виды деятельности. Развитая отраслевая инфраструктура оказалась подорванной.

Сегодня государство занимается преимущественно  вопросами развития и совершенствования системы стандартизации в сфере  услуг с учетом изменяющихся социально-экономических условий с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей, предотвращения причинения вреда их имуществу и охраны окружающей среды.

Сфера бытового обслуживания населения, являясь составной частью потребительского рынка, представляет собой социально-значимый сектор экономики, который нуждается в регулировании со стороны государства.

Государственное регулирование сферы бытового обслуживания населения должно осуществляться путем качественного взаимодействия федеральных, региональных структур и органов местного самоуправления.          

Важным аспектом сектора бытового обслуживания населения является его способность в большей степени смягчать проблему безработицы и в целом обеспечивать занятость населения. Подобные предприятия могут укомплектовываться женщинами, пенсионерами, инвалидами, лицами, не имеющими возможности трудиться полный рабочий день, т.е. теми категориями населения, которым непросто найти работу в рыночных условиях.

Сложность в обеспечении стабильности производства и невозможность согласования спроса и предложения требуют поиска новых форм организации в этой сфере, среди которых заслуживают внимания такие формирования, как цепные системы, франчайзинг и холдинги.

Бытовое обслуживание имеет важное значение для поддержания и повышения жизненного уровня населения.

В связи с тем, что услуги – это большое количество разнообразных видов деятельности, необходимо определиться с наиболее рациональными уровнями управления для каждого вида и методами, используемыми на каждом уровне.

Структура управления развитием рынка бытового обслуживания  представляет собой сложную,  систему воздействия на объект (в нашем случае – рынок бытовых услуг) через управляющие решения с получаемым на выходе сложно прогнозируемым социально-экономическим эффектом.  Жесткая оптимизация работы такой системы в принципе невозможна из-за большого количества факторов влияния. В тоже время, введение в систему постоянно работающей обратной связи  по типу " управляющее действие   –   социально-экономический результат – корректирующее   действие" позволит приблизиться к оптимальности воздействия. Такая обратная связь  в рассматриваемом аспекте достигается с помощью мониторинга рынка по тому или иному вопросу.

Сложность управления системой усугубляется еще и тем, что возможности принятия тех или иных управляющих решений и применяемых методов воздействия в значительной степени зависят от уровня властной структуры. Такие ограничения в использовании механизмов управления значительно снижают эффективность обратной связи.

В систему методов и рычагов регулирования развития сферы бытовых услуг могут быть включены следующие:

1)           в области налогообложения

-         общее снижение числа местных налогов и ставок по ним;

-         установление прямых налоговых льгот в части местных налогов, целевых платежей и сборов для предприятий;

2)      в области административно-экономического управления:

-         установление льгот по арендной плате и коммунальным платежам;

-         продажа помещений по льготным ценам;

-         прямое финансирование из муниципального бюджета;

-         условиями, на которых предприятиям будут предоставляться льготы;

3)      в области административно-законодательного регулирования:

-         лицензирование деятельности;

-         создание муниципальных лизинговых компаний;

4)      в области коммерческого расчета:

-         создание муниципальных предприятий и муниципальных рабочих мест создание предприятий на основе смешанных форм собственности;

-         установление территориального заказа на оказание услуг социально-незащищенным слоям населения.

 Каждый вид  услуг, в том числе и бытовые, входящие в сферу услуг, могут быть охарактеризованы с точки зрения управляемости по следующим взаимосвязанным показателям: метод управления и  уровень управления.  

 Методы, которые могут быть применены органами государственного управления для регулирования того или иного вида услуг можно объединить в шесть блоков:

1)     Законодательное регулирование производства и потребления услуг, трудовых отношений.

2)     Налоговое регулирование  (налоги, льготы).

3)     Производство услуг, являющихся общественными благами, через создание государственных или муниципальных предприятий, акционерных обществ с долей государственного капитала.

4)      Субсидирование производителей (полное или частичное) или косвенная поддержка производителей.

5)     Субсидирование потребителей бытовых услуг  .

6)     Организация процесса контроля и оперативного регулирования процесса оказания услуг.

Применение того или иного метода регулирования или их сочетания в значительной мере зависит от второго показателя управляемости услуги – уровня управления (федеральный, республиканский, местный, муниципальный) и формируется на основании 4 предпосылок, указанных выше.

В таблице 1 показаны методы регулирования (номерами от 1 до 6 в соответствии с вышеприведенной нумерацией), которые целесообразно использовать для бытового обслуживания на разных уровнях управления.         

 

Таблица 1 -  Классификация методов регулирования на разных уровнях управления (на примере сферы бытового  обслуживания в сравнении с ЖКХ)

        Уровень управле-

Вид                      ния

   услуг         

Федеральный

Региональный

Местный

Муниципальный

Бытовое обслуживание населения

1,2

1,2

2-6

3,4,5,6

ЖКХ

1,2

1,2

3,4,5,6

6

 

Таким образом, поле возможных вариантов регулирования представляет собой множество сочетаний из 6 возможных блоков методов, применяемых на 4 уровнях. Возможно использование   одновременно нескольких вариантов методов регулирования для одного и того же вида услуг.  

   Можно сказать, что на уровне муниципального образования имеется значительное количество методов управления и высока оперативность обратной связи по результатам управляющих воздействий. Кроме того, органы местного самоуправления заинтересованы в развитии доходных направлений социально-значимых услуг.

Из комплекса основных видов услуг в современных условиях в первую очередь необходимо уделять внимание социально важным видам. Причем особенно важно обратить внимание на возможность получения доходов от их развития. Одним из таких видов является сфера бытового обслуживания населения.

 

Сайт управляется системой uCoz