управление инновационной образовательной программой вуза: теоретические основы

 

Ерыгина Л.В., Аршинская С.Д. (СибГАУ, г.Красноярск, РФ)

 

In the article the Russian Federation development innovative strategy, a place of education in national Russia innovative system are considered, high school innovative educational program and its conceptual model are defined and strategic planning tools using in high schools innovative educational programs management is proved.

 

Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Меры государственной инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы. Неслучайно в последние годы основной целью общеэкономических программ стало именно развитие научно-технического и инновационного потенциала, создание и развитие национальных инновационных систем.

Научно-инновационный комплекс высшей школы является одним из важных элементов национальной инновационной системы России. За последние десятилетия в структуре НИС России произошли серьезные изменения, в результате которых доля сектора высшего образования в общих показателях исследовательской деятельности в России существенно возросла. Рост количественных характеристик исследовательской деятельности в университетах сопровождался глубокими качественными изменениями, приведшими к созданию научно-инновационного комплекса высшей школы, включающего в себя совокупность ресурсов и институциональных инструментов, обеспечивающих непрерывный процесс формирования знаний и их использование в целях воспроизводства кадров и экономического развития общества.

Как показывает опыт передовых стран мира, ведущая роль в переходе к инновационной экономике принадлежит университетам, так как здесь сконцентрированы основные составляющие успеха: научно-технические идеи и разработки; подготовка высококвалифицированных специалистов.

Однако в деятельности вуза существует немало проблем, среди которых: усиливающийся дисбаланс между имеющимся спросом на основные продукты деятельности вуза; потеря былой стабильности, особенно в области содержания и технологии образования; конкуренция традиционных способов с иными формами освоения знаниями; изменение внешней среды; повышение требований потребителя к качеству научных исследований, технологических разработок, образовательных услуг.

Таким образом, обозначенные тенденции требуют как смены парадигмы образовательного процесса в профессиональной сфере, так и новой экономической основы для образовательных учреждений, обеспечивающей на принципах самодостаточности и интеграции в экономическую систему общества.

Это объективно привело к формированию качественно новых структур в сфере высшего профессионального образования – инновационных университетов.

Основным фактором, обеспечивающим выполнение опережающей миссии образования в обществе становятся образовательные программы, определяющие подготовку специалистов, способных решать инновационные задачи. Такого рода проблемы актуализованы на всех уровнях управления. Выступая на встрече с руководством правительства, парламента и членами Госсовета, президент России отметил необходимость создания механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Особую важность в аспекте создания основы для прорывного инновационного развития страны, укрепления ее конкурентоспособности, по мнению Президента, приобретает разработка и реализация инновационных образовательных программ вузов.

Самохвалова С.М. предлагает определить инновационную образовательную программу (ИОП) вуза как документ, определяющий систему взаимообусловленных мер и действий вуза, научного, производственного сообщества по подготовке специалистов в области разработки и реализации проектов управления жизненным циклом конкурентоспособных наукоемких инженерных, социально-экономических, гуманитарных решений по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Учебная программа конкретизирует содержание учебного процесса по определенному предмету. И результат ее освоения оценивается, как правило, через проявления определенных знаний, умений и навыков учащегося. Образовательная программа есть, в конечном счете, совокупный социально-культурный результат деятельности всего учреждения, в котором знаниевая составляющая не является определяющей. В этом качестве выступают такие «параметры», как личностная и гражданская зрелость выпускников, их способность и готовность к сознательному и ответственному выбору своей жизненной (а не только образовательной) траектории, социально-психологическая и культурная адекватность окружающему миру (компетентности) и многое другое.

Все сказанное позволяет предположить, что концептуальная модель ИОП может быть уточнена по таким базовым характеристикам, как состав участников (субъектов) программы, интеграционные связи, возникающие между ними, внутренние и внешние факторы успешной реализации программы, результаты, получаемые каждой из сторон в ходе реализации программы.

Основным объектом ИОП являются ключевые компетенции специалистов. Поскольку инновационная образовательная программа должна предусматривать четко регламентированный набор квалификационных характеристик и качеств специалиста, необходимо корректно представить ключевые компетенции как ориентиры при определении новых профессиональных требований. Таким образом, инновационная образовательная программа с одной стороны, должна быть нацелена на подготовку кадров, задействованных в инновационной деятельности предприятий и организаций, а, с другой стороны, ИОП должна стимулировать инновационную деятельность самого вуза. По своей сути ИОП является системообразующим документом, интегрирующим образовательные процессы и научный поиск.

Процесс подготовки специалистов на основе ИОП предполагает не только использование в учебном процессе новых научных знаний, но, самое главное, оно включает сам процесс творческого поиска новых знаний в качестве компоненты образовательного процесса. Следовательно, эффективная реализация такого рода программ возможна при наличии у учебного заведения значительного кадрового, научно-исследовательского, информационно-методического, материально-технического, социального и коммуникационного потенциала. Инвестирование средств в указанные направления развития вуза, реализующего ИОП, способно дать импульс активной инновационной деятельности в сфере образования, науки, техники, культуры, искусства, управления, политики и т.п.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Использование стратегического подхода при принятии инвестиционных решений о развитии передовых специальностей, использовании новых образовательных технологий способно обеспечить связь между объемами необходимых для инновационного развития ресурсов с возможными изменениями в самом вузе и вне его, снизить уровень инновационных рисков.

Эффективным инструментом достижения желаемого результата в данном случае выступает инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического планирования. Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Инновационный менеджмент тесно связан со стратегическим управлением (Планированием)! А функция планирования в системе управления предприятием является одной из главных, центральных функций, определяющей конечные результаты экономической, финансовой и инвестиционной деятельности. От качества организации плановой работы на предприятии зависит его выживание, дальнейшее развитие и рост в условиях рынка и усиления конкуренции.

Стратегическое планирование – это набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия организации, обеспечивающая достижение целей функционирования организации.

Термин «стратегия» происходит от греческого слова strategos, которое переводится на русский язык как «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин достаточно широко вошел в обиход многих специалистов, а также в теорию и практику современного менеджмента, но при этом диапазон трактовок этого понятия достаточно широк, особенно, в аспекте стратегии высшего учебного заведения.

Поэтому под стратегией предлагается понимать систему основополагающих правил, приемов, необходимых для выработки и принятия научно обоснованных долгосрочных управленческих решений, которыми вуз руководствуется в своей деятельности, с целью получения в перспективе устойчивых конкурентных преимуществ на целевом рынке, что дает ему возможность выживать в постоянно меняющейся окружающей среде.

Стратегия развития вуза, осуществляющего свою деятельность на основе ИОП, должна определять цели и основные пути их достижения таким образом, чтобы учебное заведение сконцентрировало свои действия в едином поступательном направлении. А поскольку инвестирование инноваций является стратегическим решением,  и от обоснованного выбора стратегий зависит уровень инновационных рисков, то вузу необходимо предусмотреть определенную этапность работ по стратегическому планированию развития. Однако, как показывает практика реализации стратегических планов и программ, основная сложность стратегического планирования состоит не в выборе стратегии, а в обеспечении связи между стратегическим и тактическим планом.

Данная проблема особенно актуальная для учебных заведений, где пока наработан небольшой опыт стратегического управления.

Для доведения стратегических решений об инвестировании инновационных образовательных программ на тактический уровень управления необходимо определить систему показателей, которые должны быть приведены в соответствие с той или иной стратегией. Следовательно, достижение планового уровня выделенных показателей будет являться индикатором стратегического контроля и даст возможность оценить насколько успешно реализована стратегия.

 

Сайт управляется системой uCoz