РОЛЬ АВТОДОРОГ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА

Доля А.С. (РГУПС, г. Ростов - на – Дону, РФ)

 

Necessity of construction of motorways on territories of area Apsheronskogo of Krasnodar territory, the analysis and prospects of development of area, its tourist activity and attraction of investments.

 

После утверждения города Сочи столицей зимней олимпиады 2014 года, в Краснодарский край поступает большое количество инвестиций на развитие и преобразование края. Но основная их часть идет, естественно, на строительство комплексов разного вида, связанных с олимпиадой. Однако, помимо Черноморского побережья в регионе существует множество мест, которые нуждаются в инвестициях, для подъема туристской деятельности. Тем более, что все предпосылки развития туризма существуют.
Один из таких районов - Апшеронский, который расположенный на юге Краснодарского края и является одним из живописных мест Кубани. Он богат различными уникальными природными ландшафтами, туристскими и археологическими памятниками и туристскими маршрутами (конные, пешие).

Все это привлекает на данную территорию большое количество туристов, но есть и отрицательные стороны, которые отталкивают. Так в горной части района слабо развита дорожная сеть, дороги или гравийные или с плохим асфальтовым покрытием, что затрудняет подвоз туристов  и зачастую становятся препятствием для посещения. Чтобы все это преодолеть необходимо строительство нескольких автодорог, которые принесут, не мало прибыли району за счет развития туризма.

Одной из таких дорог является автодорога "Саратовская - Апшеронск - Дагомыс".

Сейчас существует проект альтернативной дороги (Майкоп - Фишт - Бабук-аул - Солох-аул - Дагомыс"), но она будет проходить по территории республики Адыгея и через Кавказский государственный биосферный заповедник. Даная дорога имеет недостатки:

1) сезонность, так как перевалы будет закрыты снегом с декабря по май, эксплуатация и содержание такой дороги потребуют больших финансовых затрат;

2) необходимо строительство значительного количества туннелей большой протяженности, это увеличит сметную стоимость в несколько раз.

Такая дорога экономически и геополитически не выгодна Краснодарскому краю. Проход транспортного потока в Сочи с восточной стороны России принесет значительный доход республике Адыгея, и позволит создать вдоль дороги соответствующую инфраструктуру в виде кафе, ресторанов, гостиниц и прочее, а также прибыль в свой бюджет. Республика получит стратегический выход на Черноморское побережье, что даст огромный толчок для развития отдаленных горных поселков и привлечет огромное количество туристов.

Помимо этого дорога нанесет ущерб фауне и флоре Кавказского государственного природного биосферного заповедника, по территории которого она должна проходить.

В 2002 - 2006 годы республика получила средства из федерального бюджета и улучшила за их счет автодорогу Майкоп - Гузерипль - Партизанская поляна, от которой в нескольких километрах находятся горнолыжные склоны. Данная территория принадлежит заповеднику, и  власти Адыгеи пытаются отторгнуть перспективные места для развития горнолыжного спорта.

На сегодняшний день есть технико-экономическое обоснование, которое показывает преимущества дороги "Саратовская - Дагомыс":

1)не затрагивает территорию заповедника;

2) требует строительства двух тоннелей (по 4 км каждый или один - 4 км, а второй - 8 км), так как будет проходить вдоль ущелья;

3) возможность комфортного проезда в Лазаревское и Дагомыс;

4) проходит на высоте менее 800 м над уровнем моря, что потребует небольших затрат на ее содержание, так как на такой высоте снег быстро тает;

5) дорога круглогодичного действия;

6) сократит путь в Сочи из Европейской части России;

7) принесет доходы в краевой и местные бюджеты;

8) улучшит инфраструктуру отдаленных горных поселков прилегающих к дороге районов и придать им новый импульс в развитии, а также стимулировать поток инвестиций, с учетом их большого туристского потенциала.

Существует план еще одной автодороги "Мезмай - Молочная (Молочка)", протяженностью 24 км. Эта автодорога позволяет непосредственно попасть из поселка Мезмай к слиянию рек Курджипс и Молочная, где на высоте около 1500 м находится нижний выкат и площадка, на которой предварительно планируется размещение нижних станций канатных дорог.  Участок около 60 га принадлежит к категории земель запаса, им может распоряжаться администрация Краснодарского края.  Данная территория является ключевой в плане строительства горнолыжного комплекса на Лагонакском нагорье. Не затрагивая территорию заповедника, она может быть соединена и, таким образом, закольцована с автодорогой, которая выходит на Азишский перевал ("Даховская - Лагонаки").
Одним из рекреационных центров многочисленных туристских объектов Апшеронского района является плато Лаго - Наки. К плато ведут две авто дороги, одна из которых с покрытием ("Даховская - Лагонаки"), а другая без ("Нижегородская - Мезмай - Лагонаки").

Дорога "Даховская - Лагонаки", ведущая к Азишскому перевалу (панорамная точка и начало горнолыжных трасс) - это единственная асфальтированная дорога наиболее близко подходящая к Лагонакскому нагорью. Дорога проходит через территорию Кранодарского края и республику Адыгею.

Республика Адыгея ходатайствует о передаче ей данной дороги и участков вдоль нее, путем равновеликого обмена территориями, в таком случае со стороны Краснодарского края будет утрачен доступ к Лагонакскому нагорью, это также приведет к потере доходов от туризма.

Дорога "Даховская - Лагонаки", является стратегической в плане увеличения потока отдыхающих на территорию Краснодарского края. Сегодня 85% отдыхающих приезжают в апшеронский район именно с целью осмотра достопримечательностей Лаго-Наки, где расположено 90% турбаз района.

Ключевым объектом, влияющим в перспективе на все развитие туристского комплекса в горной части Апшеронского района является автодорога "Нижегородская - Мезмай - Лагонаки", протяженностью 32 км и находящаяся в гравийном исполнении.

Отсутствие автодороги "Нижегородская - Мезмай - Лагонаки" в значительной степени препятствует созданию социальной инфраструктуры, а также развитию туризма в части района, которая примыкает к Лагонакскому нагорью. Поселок Мезмай является крупнейшим туристским центром района (напрамер: в 2006 году Мезмай встретил гостей XI Всероссийского Подгрушинского фестиваля бардовской песни).

Помимо того, что данная территория является уникальной с точки зрения природно-климатических показателей, она ежегодно притягивает тысячи туристов, которые приезжают полюбоваться красотами плато Лаго-Наки, пещер, хребта Азиштау и множеством красивейших природных смотровых площадок. В зимний период в данной местности существуют хорошие условия для катания на горных лыжах.

В настоящее время транспортное сообщение между поселком Мезмай и станицей Темнолесская Апшеронского района с районным центром чрезвычайно затруднено, полностью отсутствует сообщение перспективных центров развития туризма в районе Лагонакского нагорья и поселка Мезмай с другими населенными пунктами (расстояние между ними составляет 18 км).

Определим примерный поток отдыхающих, которые посещают плато Лаго - Наки в течении недели, их количество не равномерно, примем соотношение:

90% с субботы до воскресенья;

7% с пятницы до воскресенья;

3% на остальные дни.

Транспортный поток в данном направлении тоже неравномерный, это зависит как от дней недели, так и от времени года. Еженедельное количество машин составляет от 600 до 1000, из них на субботу и воскресенье приходится основная доля - около 500 машин, остальные в течении недели. А также пассажирские автобусы, которых насчитывается от 20 до 40 в неделю. Естественно, что в праздничные дни и в летний период количество машин значительно выше, а в "мертвый сезон" (18 недель из 52) в день приезжают не более 4 транспортных средств.

Произведем расчет приблизительного пассажиропотока:
1) минимальный турпоток составит:
580 автомашин в неделю * 2 человека в машине = 1160 человек в неделю,
20 автобусов в неделю * 30 человек в автобусе = 600 человек в неделю,
1160  + 600 = 1760 человек в неделю,
в году 52 недели из них 18 недель "мертвого сезона", имеем
1760 * 34 (52 - 18) = 59840 человек.
2) максимальный турпоток составит:
960 автомашин в неделю * 4 человека в машине = 3840 человек в неделю,
40 автобусов в неделю * 30 человек в автобусе = 1200 человек в неделю,
3840  + 1200 = 5040 человек в неделю,
5040 * 34 = 171360 человек.

Если будет построена дорога "Нижегородская - Мезмай - Лагонаки", то к полученным расчетам можно прибавить туристов, которые посещают Гуамское ущелье (хутор Гуамка) и поселка Мезмай, их число составляет не менее 2500 человек в неделю и не менее 200 человек в неделю в "мертвый сезон".

1)минимальный турпоток  составит:
2500 * 34 + 200 * 18 = 88600 человек
2) максимальный турпоток  составит:
4000 * 34 + 400 * 18 = 143200 человек.
Итого реальный поток отдыхающих составит:
1) Лаго - Наки
(59840 + 171360)/2 = 115600 человек
2) Гуамка - Мезмай
(88600 + 143200)/2 = 115900 человек
Итого:
115600 + 115900 = 231500 человек.

Следовательно, при строительстве дороги "Нижегородская - Мезмай - Лагонаки" возрастет количество туристов, посещаемых данный рекреационный центр. Дорога позволит сократить расстояние при проезде к достопримечательностям Лагонакского нагорья и турбазам из городов Краснодара и Ростова (на 40 км) и города Апшеронска (на 60 км), минуя при этом, необходимость проезда по территории республики Адыгея, которая получает дополнительные доходы от расположенных вдоль дороги "Даховская - Лагонаки" кафе и магазинов.

Строительство трех этих автодорог на территории Апшеронского района позволит привлечь наибольшее число туристов и принесет прибыль, как в местный бюджет, так и в краевой.

Сайт управляется системой uCoz