ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ФОРМИРОВАНИЯ И АУДИТА

ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Цыганкова Н.Ю.(ДонГАУ, п. Персиановский Ростовской области, РФ)

 

In this article is submitted the financial results their formation and checking are with the calculation of agricultural organizations.

 

Цель любой организации является получение прибыли от своей деятельности и увеличение капитала. На каждом предприятие в конце отчетного периода определяют финансовые результаты деятельности, они служат для отражения экономической эффективности производства и степени окупаемости затрат за отчетный период.  Финансовый результат может быть сложен из таких результатов как валовой доход, чистый доход, прибыль.

По словам  английского экономиста, лауреата Нобелевской премии Джона Хикса, прибыль – это сумма, которую человек может израсходовать в течение некоторого промежутка времени и в конце периода иметь тот же достаток, что и в начале [1].

Сельское хозяйство как отрасль материального производства характеризуется рядом особенностей. Они определяются с одной стороны действием естественных факторов, а с другой стороны – социальных. Естественные факторы влияют на производственный цикл, в сельском хозяйстве он длиннее, чем в  других отраслях. Влияние социальных факторов проявляется в том, что в сельском хозяйстве возможны различные формы собственности. Все это непосредственно отражается и в бухгалтерском учете финансовых результатов.

В сельском хозяйстве процесс производства образует валовую продукцию. Стоимость валовой продукции определяется стоимостью израсходованных средств производства и стоимостью вновь созданной живым трудом. Валовой доход состоит из оплаты труда и чистого дохода или разницы между общей стоимости валовой продукции и материальных затрат на производство.

Так как доходы – это источник существования любой организации, а прибыль является основным финансовым показателем деятельности организации, то в бухгалтерском учете чистый доход исчисляют как прибыль, которая характеризует экономическую эффективность производства и на основе выведения прибыли определяют рентабельность производства.

В соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету, доходы и расходы в зависимости от условий и  направления деятельности предприятия  по своему составу  условно подразделяются на:

А) доходы и расходы  от обычных видов деятельности;

Б)  прочие доходы и расходы.

 Доходы (расходы) организации это увеличение или уменьшение соответственно экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Доходы (расходы) по обычным видам деятельности формируются из доходов (расходов) связанных с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

К прочими доходами относят: плата за временное пользование; поступления, за пользование  прав, возникающих из патентов на  интеллектуальную собственность; поступления за участием в уставных капиталах других организаций; прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности;

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, за пользование денежными средствами организациями, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов; поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

Прочими расходами являются: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета, а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью;

- прочие расходы.

Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов в организациях ведется согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Эти положения носят обобщающий характер и в основном приспособлены для промышленных предприятий. Сельскохозяйственные организации имеют свои специфические особенности. Так в ПБУ 10/99 рекомендовано группировать расходы от обычных видов деятельности в соответствии со следующей группировкой: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

В данной группировке расходов не сделан уклон на увязку с управленческим учетом затрат по статьям калькуляции для их контроля, анализа и принятия решений по стратегии развития организации. Т.е относительно сельскохозяйственных организаций эту группировку трудно применить без каких-либо дополнений или изменений.

Группировка затрат по элементам должна строиться на основе последовательности формирования затрат и обеспечивать выполнение основных функций в системе управления и аудита: аналитической, информационной, контрольной, обратной связи, оценочной.

Для организации эффективной системы учета доходов, расходов и финансовых результатов, а так же для анализа и принятий решений по развитию организации, можно доходы и расходы в отчете о прибылях и убытках, что предусмотрено МСФО, классифицировать более расширено и к каждой группе можно открыть счет финансового учета. Например, Л. И. Хоружий и Р. И. Поташник, предлагают использовать счета, которые являются свободными, переименовав их [2].  И плюс ко всему, имея в виду специфику сельского хозяйства и подразделения его на отрасли растениеводство и животноводство разбить каждую на подотрасли и вести  раздельный учет  доходов, расходов и финансовых результатов. Открыть к ним субсчета не только первого порядка, но и второго порядка. Эти авторы базируются на опыте международной практике.

Это, несомненно, даст возможность более достоверного учета и детального исследования информации при аудите доходов, расходов и финансовых результатов, как внешним аудиторам, так и внутренним. Внешним – позволит более обоснованно выражать мнение о достоверности финансовой отчетности, а внутренним пользователям делать объективные выводы и вырабатывать проекты решений по повышению экономической выгоды сельскохозяйственной организации.

Эта структура счетов может быть не маловажным звеном, как в управленческом учете, так и в управленческом аудите. Все эти разработки направлены на увеличение прибыли в данном случае сельскохозяйственной организации. Чем более широко раскрыта информация о доходах, расходах и финансовых результатах тем эффективнее можно проанализировать и проверить правильность отражения операций по формированию финансовых результатов.

Что в свою очередь будет определять  и  размер прибыли, а так же сохранение и наращивания капитала. Эти цели, получение прибыли и наращивание капитала взаимосвязаны между собой, так как чистая прибыль выступает источником увеличения капитала. Одним из инструментов решения данной проблемы может являться экономический анализ, с помощью которого можно выявить изменения финансовых результатов и рассмотреть причины, а на основании анализа делать выводы и предложения по усовершенствованию  задач по увеличению прибыли предприятия.

Для контроля правильности формирования и отражения финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта было введено понятие аудит. Аудит – независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов. Аудиторскую проверку можно условно разбить на три стадии: планирование аудита, сбор аудиторских доказательств и завершение аудита.

В ходе аудиторской проверки аудитор должен получить достаточные  доказательства для составления аудиторского заключения о  проверяемых бухгалтерских отчетах.

На этапе планирования аудита определяется аудиторский риск и рассчитывается уровень существенности. Так же разрабатывается рабочая программа аудита, в которой описываются этапы проверки различных аспектов для получения полной картины финансовых результатов. К аудиторским процедурам можно отнести:

- Проверка в соответствии с нормативной базой бухгалтерской отчетности;

- Соответствие записей в форме №2 с Главной книгой и журналом-ордером №15- АПК, ведомостями №76-АПК,№77-АПК (аналитический учет);

- Арифметическая проверка суммы финансового результата (форма № 2), при этом можно использовать различные финансовые методы проверки в зависимости от того каким способом определяется метод начисления выручки от реализации соответствие с учетной политикой;

- Проверить правильность формирования финансовых результатов, а следовательно и использование прибыли в бухгалтерском учете;

- Установить достоверность показателей конечного финансового  результата проверить правильность учета затрат на производство и исчисления себестоимости продукции, и выручку от реализации и  различные выплаты (заработанную плату, начисление налога, дебиторские и кредиторские выплаты и т д.);

- Проверить оформление первичных документов;

- Правильность отнесения сумм на счета и ведения аналитического и синтетического учета и т д.

Следующим этапом сформировать аудиторские доказательства, задокументировать и оформить результаты аудиторской проверки.

На основании аудиторской проверки финансовых результатов и их использования можно сделать также не мало выводов и предложений  по достижению наиболее высоких финансовых  показателей в деятельности организации. Финансовый результата включает результат всех операций, соотнесенных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.

Объектом проверки является конечный финансовый результат (бухгалтерская прибыль или убыток) выявленный за отчетный период.

Целью аудита финансовых результатов является выражение мнения об уровне объективности, с которым отчетность характеризует финансовое положение, результаты деятельности в соответствие с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

Так, несомненно, финансовые результаты являются важным элементом деятельности любого хозяйствующего объекта, в том числе и сельскохозяйственного. Любому предприятию нужно контролировать свою деятельность и принимать оптимальные управленческие решения, которые будут обеспечивать эффективность деятельности и дальнейшее свое развитие.

 

Литература

1. Камардисанова Н.А. Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. – СПБ.:Питер,2002

2. Хоружий  Л.И., Поташник Р.И. Аудит финансовой отчетности в сельскохозяйственных организациях //Аудиторские ведомости -2006-№10

 

 

Сайт управляется системой uCoz