ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

Чуваева А.И., Семкин Д.А. (ЛфСибГТУ, г. Лесосибирск РФ)

 

The given work is devoted to the analysis of prospects of development of Krasnoyarsk Region. Primary goals of the sold project are considered.

 

Принятие решения об инвестировании средств в ту или иную отрасль экономики должно базироваться на подробной комплексной оценке инвестиционной привлекательности отрасли. Инвестиционные решения относят к числу наиболее сложных, в том числе по процедуре выбора. Они должны основываться на многокритериальной сравнительной оценке определенного ряда факторов и тенденций.

В Красноярском крае были созданы условия для привлечения инвестиций и разработаны программы инвестиционного развития края, это объясняется, прежде всего, степенью его индустриального развития; его географическим расположением; уровнем развития инфраструктуры, в том числе для инвестиционной деятельности; степенью выгодности разработки полезных ископаемых и т. д.

Базовым положением объединительного процесса является формирование принципиально новых источников финансирования доходной части бюджета Красноярского края. Генерацию дополнительных денежных потоков должны обеспечить крупные инвестиционные проекты.

От запуска крупных проектов, выиграет и федеральный бюджет. Однако федеральная власть может использовать инструмент федерального бюджета и в обратном направлении, направив часть полученных от региона денежных средств обратно в регион в виде финансирования целевых программ, субсидий, субвенций проектов развития.

Перечень инвестиционных проектов, определяющих экономическую стратегию развития объединенного региона, включает проекты по освоению ресурсной базы и глубокой переработке полезных ископаемых, развитию промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также переселение жителей из северных районов и ветхого жилья.

Для успешного развития Красноярского края в долгосрочной перспективе необходимо решить ряд задач.

Рассмотрен ряд задач: освоение нефтегазовых месторождений, освоение Ангаро-Енисейской провинции, обеспечение новых производств электроэнергией - достройка Богучанского ГЭС, организация мультимодального транспортного узла, социальные проекты - переселения жителей и курортный бизнес.

Освоение нефтегазовых месторождений. Красноярский край занимает 2 место в России после Тюменской области по содержанию нефтегазовых ресурсов. Они составляют: по нефти - 8,2 млрд. тонн, по свободному газу - 23,6 трлн. м3, по растворенному в нефти газу - 638 млрд. м3. Это половина углеводородных ресурсов восточных районов России.

Наиболее масштабными проектами являются проекты освоения Ванкорского нефтяного месторождения и освоение месторождений нефти и газа Юрубчено-Тохомской зоны.

К освоению Ванкорского месторождения приступила компания "Роснефть". “Роснефть" за 5 лет инвестирует в Красноярском крае 79 млрд. рублей. Ежегодные налоги в бюджеты всех уровней от работы Ванкорского месторождения составят 0,8-1,2 млрд. долларов, минимальный доход бюджета Красноярского края от региональной части налога на прибыль по Ванкорскому проекту достигнет 8 млрд. рублей в год. Для освоения этого месторождения понадобится как минимум 5- 6 лет. Налоговые поступления только от этих проектов могли бы сделать самодостаточным объединенный регион.

Освоение Ангаро-Енисейской провинции. К Ангаро-Енисейской провинции относятся 6 районов края: Туруханский, Енисейский, Северо-Енисейский, Кежемский, Богучанский, Мотыгинский, и при этом Лесосибирск, Енисейск, Игарка находятся в краевом подчинении. Традиционно в составе провинции рассматриваются южные районы Эвенкийского АО.

Здесь имеются уже осваемые в настоящее время природные месторождения (свинцово-цинковое месторождение, бокситы, марганец, уголь, добыча золота и т.д.), стоимость которых оценивается экспертами в 250 млрд. долларов. Помимо полезных ископаемых в этом районе находятся уникальные неосвоенные запасы леса - сырьевая база для строительства нескольких ЦБК и заводов по производству древесных плит.

Обеспечение новых производств электроэнергией - достройка Богучанского ГЭС. Организация новых крупных производств в Ангаро-Енисейской провинции невозможна без обеспечения их электроэнергией. Поэтому при принятии решений о строительстве там заводов по глубокой переработке  лесных ресурсов и других производств  особую значимость приобретает достройка Богучанской ГЭС - инфраструктурного объекта, необходимого для развития всей зоны Нижнего Приангарья. Помимо обеспечения электроэнергией производств Нижнего Приангарья Богучанская ГЭС может снабжать электроэнергией разработку нефтегазовых месторождений Эвенкии, а также осуществлять экспортные поставки электроэнергии в Казахстан и Китай. Проблема в том, что завершение строительства станции целесообразно лишь при наличии в зоне энергоемких производств. Ими могут быть алюминиевый или ЦБК, способные потреблять примерно 70% электроэнергии станции, остальной энергии хватит для других производств на территории зоны (в настоящее время если была бы построена Богучанская ГЭС потреблялось бы с нее не более 50% энергии, а то и меньше).

Организация мультимодального транспортного узла. Организация мультимодального транспортного узла предполагает строительство ряда автомобильных и железнодорожных магистралей. Особая роль в развитии транспортного узла отводится созданию на базе красноярского аэропорта "Емельяново" мультимодального транспортного узла (хаба). Его концепция предусматривает объединение авиационных, автомобильных, железнодорожных перевозок в единый блок, за счет эффективной системы организации транзита грузовых и пассажирских перевозок.

Социальные проекты - переселения жителей и курортный бизнес. В Красноярском крае действуют две программы переселения: с северных территорий и из ветхого аварийного жилья. Особую актуальность переселение приобрело в связи с процессом объединения, поскольку содержание жителей на северных территориях Таймыра и Эвенкии обходится бюджету объединенного субъекта в 3-10 раз дороже, чем в южных районах Красноярского края. Бюджету экономически выгодно предоставить людям новое жилье, переселив их за несколько сотен километров из ветхого жилья, где зачастую отсутствуют элементарные удобства.

В таблице 1, указан  объем инвестиций для реализации инвестиционной программы развития Красноярского края.

 

Таблица1 - Объем инвестиций для реализации инвестиционной программы  развития Красноярского края  на период с 2008-2015 гг.

Наименование

Период освоения

Млн. долл.

%

Ванкорское месторождение нефти

2005-2009 гг.

3600

18

Юрубченское месторождение нефти*

2005-2010 гг.

10550

53

Месторождения Ангаро-Енисейской зоны

2005-2010 гг.

372

1

 Горевское свинцово-цинковое месторождение

2005-2011 гг.

126

0,6

Золоторудные месторождения

2005-2009 гг.

246

1,2

Лесной комплекс

2005-2015 гг.

3034

15

Достройка Богучанской ГЭС

2005-2009 гг.

800

4

Аэропорт "Емельяново"

2005-2009 гг.

564

2

 в том числе средства федерального бюджета

 

14

0,07

Развитие дорожной сети

2006-2010 гг.

648

0,1

в том числе средства федерального бюджета

 

113,24

0,5

Программа переселения (средства федерального бюджета)

2005-2012

70

0,3

Итого:

 

19637

100

в том числе средства федерального бюджета**

 

196.81

 

Лесной комплекс нуждается в  привлечении инвестиций т.к. удельный вес убыточных предприятий возрос 5% (уровень 1992 г.), до 50% ( уровень 2005 г.).

При реализации данных проектов, налоговые  поступления должны не только перекрыть дотацию федерального бюджета, но и повысить уровень жизни людей проживающих в регионе (создание социальных программ, увеличение благосостояния людей и т.д.).

 

Таблица 2 – Дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней за период 2008-2015гг.

Налоговые поступления

Млн. долл.

Млн. руб.

Федеральный бюджет

4655

133601

Бюджет объединенного региона

3104

89098

Всего

7760

222699

Инвестиционное развитие края, дает возможность стабилизации производства основных видов продукции и их последовательный рост до уровня, обеспечивающего устойчивое финансовое положение организаций. В результате рассмотренных инвестиционных проектов, можно предположить, что благодаря внедрению данных программ в Красноярском крае произойдет:

ü     Завершение процессов финансового оздоровления предприятий.

ü     Повышение инвестиционной привлекательности Красноярского края.

ü     Процесс перехода предприятий на поэтапный процесс, позволяющий повысить их конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках, за счет рационального использования сырья и материальных ресурсов, значительного повышения производительности труда и реализации других резервов повышения эффективности производства.

ü     Получение экономической выгоды от реализации инвестиционных мероприятий.

Меры государственной поддержки инвестиционных проектов на федеральном и региональном уровнях должны привлечь в регион частный капитал, который самостоятельно будет реализовывать запуск новых производств и/или модернизацию действующих.

Сайт управляется системой uCoz