ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ-СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Богатая И.Н. (РГЭУ «РИНХ», г. Ростов-на-Дону, РФ)

Королева Н.Ю. (ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ)

 

A number of factors influence organization and planning of  account of financial results. A size of commercial organization is one of such factors.

 

На организацию и планирование аудита учета финансовых результатов оказывает влияние целый ряд факторов. Одним из таких факторов является размер  коммерческой организации.

Вопросы аудита учета финансовых результатов в коммерческих организациях-субъектах малого предпринимательства в настоящее время являются недостаточно изученными. Частично специфика деятельности и влияние ее на процесс аудита отражены в Положении по международной практике аудита № 1005 «особенности аудита малых предприятий», а также в российском правиле-стандарте «Особенности аудита малых экономических субъектов, одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г.

Вопросы аудита учета финансовых результатов являются чрезвычайно актуальными  для субъектов малого бизнеса. По официальным данным вклад российского малого предпринимательства в ВВП оценивается в 11 - 12%, а доля занятых в секторе малого предпринимательства - 15 - 17%. По уровню занятости в секторе малого предпринимательства Россия отстает от США и развитых стран Европы (50 - 55%), Японии - (80%). В Китае малый бизнес формирует до 60% ВВП, а число занятых в нем составляет до 70%. В странах ЕС и США на 1000 жителей приходится 30 - 35 малых предприятий, в России - около 7[1] .

Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. В соответствии Федеральным законом от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимают коммерческие организации, которые удовлетворяют 3 основным критериям:

1) в уставном капитале доля участия РФ и субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов;

3) доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов;

4) средняя  численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности – 100 человек;  в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В странах ЕС и США существует деление предприятий на следующие категории: микропредприятия (до 10 чел.), малые (от 11 до 50 чел.) и средние предприятий (от 51 до 250 чел. - в ЕС, от 51 до 500 чел. - в США). Для каждой категории предприятий предусмотрена своя система отчетности того уровня детализации, который соответствует размерам предприятия.

Согласно статистическим данным в РФ доля предприятий с численностью до 10 чел. составляет 73,5%, а с численностью до 50 чел. составляет 98%. На 1 января 2003 года в Ростовской области насчитывалось 25219 функционирующих малых предприятий. К концу 2005 года количество функционирующих малых предприятий составило 29099 единиц. Данный сектор играет важную роль в экономике Ростовской области. Так, выпуск товаров и услуг малыми предприятиями (без НДС и акциза) по всем видам деятельности в 2002 году составил 31738,9 млн. рублей, или 18,5 процента от выпуска продукции, работ, услуг всех предприятий Ростовской области (крупных, средних, малых), занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Произошел рост инвестиций, направляемых малыми предприятиями в основной капитал. В 2002 году объем инвестиций составлял 1849,4 млн. рублей, к концу 2005 года данный показатель вырос почти в 4 раза, составив 7261,3 млн. рублей.

Малый бизнес активно участвует в формировании консолидированного бюджета Ростовской области. Объемы  налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в Ростовской области  в 2005 году составили 1 816 666,4 тыс. руб., что  почти в 4 раза больше чем в 2003 году. За последние 4 года сальдированная прибыль малых предприятий  Ростовской области увеличилась на 22%. 

Количество субъектов малого предпринимательства в Ростовской области возросло с 127,019 тыс. ед. в  2002 г. до   146,953  тыс. ед. в 2005 г., прирост составил  1,15%.  Анализируя  предварительную оценку количества субъектов малого предпринимательства в 2006 году, а также прогнозные значения на 2007-2008 гг. мы наблюдаем  неуклонный рост  субъектов малого предпринимательства Ростовской области  в будущем.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым предприятиям Ростовской области за три года возросла на 13,6 процента, составив к концу 2005 года 185,2 тысяч человек. Доля оборота малых предприятий в обороте по полному кругу предприятий составила по последним данным 43,6% (в аналогичном периоде прошлого года – 38,8%). В таких сферах деятельности как оптовая и розничная торговля доля оборота составляет 67,3% и  33,4 % соответственно. За последние 4 года сальдированная прибыль малых предприятий увеличилась на 22%.

Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на предприятиях малого бизнеса в 2002 году составлял 1991,2 рубля. За 3 года ежегодный прирост по данному показателю составлял от 22% до 31%. Таким образом, к концу 2005 году размер среднемесячной заработной платы составлял уже 4176, 2 рубля. В 2006 году размер зарплаты увеличился до 5593,2 руб.

Государственная поддержка бизнеса стимулирует привлечение инвестиций в сферу предпринимательства. Так, с 2002 года объем инвестиций, направляемых малыми предприятиями в основной капитал увеличился в 5,8 раза и составил 10 784,4 млн. руб.

Все вышеизложенное свидетельствует о важной роли малого предпринимательства в экономике России и регионов. Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса.  «Поэтому важнейшей задачей при совершенствовании законодательства о поддержке малого предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый бизнес, в том числе в целях применения упрощенной системы налогообложения, с учетом аффилированных компаний (лиц).

К числу показателей, ограничивающих применение  УСН в гл. 26.2 НК РФ в частности относится доля участия других организаций, которая не должна превышать  25%. Вместе с тем ограничение по участию других организаций не учитывает возможность косвенной аффилированности или аффилированности с физическим лицом.

В настоящее время государство приходит к необходимости  принятия жестких меры по противодействию разукрупнению организаций, что   резко сократит число субъектов, применяющих УСН и  компенсирует потери бюджета. В результате, чего  будет обеспечено целевое применение упрощенной системы налогообложения - стимулирование в стране развития малого предпринимательства.

Как показывает опыт среди клиентов аудиторских фирм  очень много некрупных организаций  с небольшой стоимостью активов и малым количеством сотрудников. Небольшие  по размеру и объему операций организации, тем не менее,  подлежат обязательному  аудиту, в соответствии со ст. 7 федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.  Также  следует упомянуть не только об обязательном, но и о инициативном аудите, и сопутствующих аудиту услугах.

Можно выделить ряд особенностей, влияющих  на процесс проведения  аудита учета финансовых результатов малых предприятий. К ним относятся  небольшая численность, значительно меньший объем деятельности и количество хозяйственных операций, более простая структура, использование упрощенной документации и документооборота. Следовательно, для проверки малых предприятий можно использовать ограниченное число сотрудников. По-нашему мнению, аудиторские фирмы, оказывающие услуги малым предприятиям должны разработать соответствующий внутрифирменный стандарт, в котором должны найти отражения особенности проверки данных экономических субъектов. При этом необязательно для определения принадлежности к малому предприятию использовать общепринятые в РФ критерии отнесения к малым предприятиям. Как показывает зарубежная практика, термин «малое предприятие» должен отражать как размеры субъекта, так и его качественные показатели.  К числу качественных показателей за рубежом используются такие показатели как валюта баланса, величина доходов субъекта и количество сотрудников. В соответствии с МСА малым предприятием называется любой субъект:

а) право собственности и управление которым сконцентрировано в рамках узкого круга лиц (часто одного лица);

б) к которому могут быть применимы одна или несколько из следующих характеристик:

— ограниченное число источников дохода;

упрощенная система ведения бухгалтерского учета;

ограниченные средства внутреннего контроля в сочетании с наличием у руководства возможности действовать в обход таких средств контроля [2] [42].

Кроме указанных особенностей малых предприятий следует отметить высокую степень зависимости таких предприятий от внешних источников финансирования (прежде всего от кредиторской задолженности), а также наличие у большинства субъектов убыточной деятельности.

В российских стандартах аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в ред. от 25.08.2006г.) отсутствует стандарт, который бы устанавливал единые требования к аудиту  малых экономических субъектов. Правило (стандарт) аудиторской деятельности, которое было одобрено Комиссией по аудиторской деятельности 11.07.2000 официально не утрачивало силу. Данный стандарт был подготовлен на основе международных прототипов, входящих в систему международных стандартов аудита (МСА), но посвященных более частным вопросам, чем МСА. В материалах Международной федерации бухгалтеров (IFAC) они называются положениями о международной аудиторской практике (ПМАП). Аудиту малых предприятий посвящено ПМАП N 1005. Аудиторские  организации, разрабатывая внутренний стандарт, могут воспользоваться  как российским стандартом, так и ПМАП N 1005.



[1] Косолапов А.И. Специальный налоговый режим для малого бизнеса. // «Финансы», 2006, № 12. СПС «КонсультантПлюс»

 

[2] Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Международные стандарты аудита: учеб. пособие /  под. ред. С. М. Бычковой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 432 с.

 

Сайт управляется системой uCoz