Современное состояние российской экономики в сфере ЖКХ

 

Безруких Ю.А., Евсеева С.А., Данилов С.В. (Лф СибГТУ, г. Лесосибирск, РФ)

 

The for dwelling economy services remains by the most problem sphere in economy and public life of Russia.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство остается наиболее проблемной сферой в экономике и общественной жизни России. Разруха достигла максимального масштаба во многом потому, что ответственность была сброшена государством на уровень даже не регионов, а местных властей, у которых в большинстве случаев не было ни организационных, ни финансовых возможностей поддерживать ЖКХ на должном уровне. В результате сегодня это огромные долги, вызванные неплатежами в первую очередь бюджетов, абсолютная бесконтрольность, массовое воровство и распадающиеся основные фонды. Ситуация усугубляется неадекватной политикой в области реформ. Вместо того чтобы жестко вводить федеральные стандарты, которые чисто технологически ограничивают масштабы воровства, государство пытается, не обеспечив финансовой прозрачности и контроля, распространять рыночные отношения. Это оборачивается простым стимулированием произвола монополий, только на локальном уровне.

Очевидно, что повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения невозможно без совершенствования системы управления и обслуживания жилищного фонда путем формирования профессионального конкурентного управления жилищным фондом, создания реальной системы экономической мотивации управляющих организаций для сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности их деятельности.

Основными же препятствиями открытия рынка конкурентоспособных услуг по управлению и обслуживанию жилищным фондом для частного бизнеса являются: приоритетность правовых вопросов в сфере управления государственным имуществом; недостаточная проработка организационно финансовой стороны деятельности по передаче управления жилищным фондом частным компаниям, отобранным на конкурсной основе; неотработанность механизма проведения первоочередных мероприятий для обеспечения начала работы частной компании по управлению жилищным фондом.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение); городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус); информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи системы компьютерной связи и обеспечения; внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство; санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов); зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство); гостиничное хозяйство; бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.); уличное освещение.

Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно  связаны с региональной экономикой. Городское хозяйство можно  рассматривать как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и  сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных,  коммунальных потребностей населения. В городское хозяйство  входят предприятия, выполняющие как производственные, так и  непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий  население города (территории), бытовое обслуживание, связь, торговлю,  общественное питание и некоторые другие отрасли.  К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства можно отнести:  сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг; особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей; сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций; отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг); многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности; сочетание крупного (производство энергии. Водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса; рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления; особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля; необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения; многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации). Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование  выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения  их жилищных условий и развития культуры населения.

ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. Отрасли ЖКХ можно классифицировать таким образом: санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке); внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен); коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы); коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы); внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение); подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские). В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные  учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную «сосудистую систему», связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).

К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести также его: многоотраслевой характер; преимущественно местный характер обслуживания; тесную связь с промышленностью; взаимосвязь отраслей и предприятий, обслуживающую особенности процессов воспроизводства.

Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и разветвленной является ЖКХ. Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности  населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и  производственной структуры региона.

ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность. Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельности человека, функционирование социальной и производственной  инфраструктуры территории. По экспертным оценкам ЖКХ охватывает в среднем от 50 до 70%  основных фондов, находящихся в муниципальной собственности и служит,  таким образом, материальной основой функционирования местных органов  исполнительной власти и важнейшей сферой их социальной ответственности.  Недостаток средств на содержание и ремонт объектов ЖКХ из-за  нерационального механизма их формирования и использования, частых и  неоправданных реорганизаций структуры управления ЖКХ привели к  резкому снижению надежности функционирования объектов ЖКХ. На 38%  увеличилась их аварийность.  Дефицит финансирования ЖКХ усугубляется отсутствием должного  нормативно-правового обеспечения функционирования этой отрасли сферы  услуг.  Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен совокупностью  причин: слабой технической базой отрасли; недостатком мощностей; отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание и др.  Их глубинной основой является неэффективный и несоответствующий  социально ориентированной экономике механизм установления тарифов и  сбора оплаты за коммунальные услуги, системы платежей и контроля за  использованием ресурсов на развитие ЖКХ.  ЖКХ относится к числу наиболее монополизированных отраслей  народного хозяйства. Монополизм в системе ЖКХ не позволяет  потребителям защищать свои права, снижает ответственность организаций за предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качество, ведет к формированию монопольных цен. В сложившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями па объектах ЖКХ.

Упадок ЖКХ, как отрасли, спровоцирован нехваткой средств, плохой ее организацией и устаревшей структурой, которые мало изменились с советских времен. Планово-распределительные отношения в жилищной  сфере дискредитировали себя еще в те времена. Бюджетное дотирование  ЖКХ было связано с ростом подавленной инфляции и политикой  удешевления стоимости строительства, что вело к увеличению расходов на  эксплуатацию (для справки: на эксплуатацию и содержание дома на  протяжении 50 и более лет приходится 95% совокупных затрат, а на его  строительство - лишь 5%).

Задачи демонополизации и приватизации предприятий бытового обслуживания в настоящее время решены в достаточно полной мере. Этот вид деятельности уже сегодня функционирует в рыночных условиях. Большинство разрабатываемых концептуальных программ по реформированию системы ЖКХ разрабатываются с целью демонополизации и развития конкуренции, в первую очередь, на рынке услуг жилищного хозяйства и ресурсоснабжения. При этом особое внимание отводится развитию конкуренции и демонополизации на локальных (в пределах муниципальных образований) товарных рынках. На дотирование ЖКХ России уходит от 40 до 80% средств местных бюджетов и значительная доля бюджетов субъектов Федерации. Это ведет к тому, что строить жилье городам невыгодно, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций, что способствует обострению бюджетного кризиса.

Не менее важная проблема - перекрестное субсидирование, позволяющее наряду с прямыми выплатами из бюджета держать жилищно-коммунальные платежи на достаточно низком уровне. При перекрестном субсидировании тарифы на электроэнергию и  теплоснабжение для населения устанавливаются в несколько раз ниже, чем  для предприятий (своеобразный скрытый налог на них). В планово-распределительной системе, когда плата за энергоресурсы была незначительной, а большинство предприятий существовало безбедно, это никого особенно не тревожило. Сегодня ситуация изменилась. Цены на энергоресурсы у нас приблизились к мировым, а тарифы для предприятий превысили мировые. Положение усугубляется тем, что энергозатраты отечественных предприятий в 3 раза выше зарубежных, соответственно и цены на аналогичную продукцию значительно больше. Поэтому Предприятиям, даже выпускающим качественную продукцию, трудно удержаться на рынке. Отказ от перекрестного субсидирования - основа для  снижения тарифов для предприятий. Наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных) в данную сферу продолжает оставаться население, хотя свыше 40% граждан числятся в должниках. Вокруг возможностей и направлений укрепления этого источника многие годы ведутся бурные споры, предлагаются те или иные варианты жилищно-коммунальной реформы.

Острейшей проблемой в жилищно-коммунальной сфере стало обилие льготных категорий граждан: 43 категории затрагивают 63% населения (это люди в погонах, судьи, работники прокуратуры, ветераны труда и войны, инвалиды I, II групп и др.). Законодательство освобождает их (полностью или частично) от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а приходящиеся на них расходы не компенсируют ни федеральные власти, ни ведомства.  Оцениваются такие льготы в 50-60 млрд. рублей в год. Причем наравне с  самими льготными категориями скидками на оплату жилья пользуются  члены их семей, в то время как треть граждан, в основном сельские жители,  имеющие собственные дома, никогда не имели подобных льгот. Россия характеризуется большим разнообразием региональных особенностей, связанных с административными, нормативно-правовыми, климатическими, технологическими отличиями и размерами территорий муниципальных образований. Большинство основных фондов в жилищно-коммунальной сфере  является муниципальной собственностью, то есть вопросы владения, распоряжения и пользования ими находятся в ведении муниципальных органов власти. Жилищное законодательство и вопросы социальной  поддержки населения являются законодательством совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Такая ситуация приводит к большому  нормативно-правовому разнообразию в регионах. Эти различия могут  заключаться в условиях финансирования отрасли, в подходах к вопросам  собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, в  социальной, тарифной политике в этой сфере.

В регионах сложились различные схемы административного управления отраслью, начиная от жесткой вертикальной схемы управления и финансирования в пределах региона и заканчивая ситуацией, когда муниципальные образования полностью самостоятельны в вопросах  жилищно-коммунального хозяйства. Существенно различаются подходы к управлению отраслью и на уровне муниципальных образований: в одних случаях преобладают административные начала, в других - ставка делается на развитие рыночных отношений. Климатические особенности в регионах приводят к различию в сезонности предоставления коммунальных услуг, в частности - отопления, к  использованию различных технологий их предоставления, и в конечном счете - к объективно разной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Учет климатических особенностей, например. Крайнего Севера, может привести к существенным разным подходам к развитию отрасли, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Наряду с климатическими существуют значительные  технологические особенности предоставления жилищно-коммунальных  услуг. К таким особенностям можно отнести вид топлива, используемый в теплоснабжении и способ его поставки, поверхностный или подземный водозабор, технология водоподготовки и т.д. Технологические особенности также могут существенно влиять на подходы к развитию конкуренции и демонополизации отрасли.  Пока не будет реальной конкуренции в жилищно-коммунальной  сфере, действенных стимулов и «кнутов» к снижению издержек, сокращению  штатов, внедрению новых технологий, потребители коммунальных услуг так и будут расплачиваться за бесхозяйственность и корыстные интересы руководителей и работников ЖКХ. В структуре коммунальных платежей плата за электроэнергию, тепло и воду составляет около 70%. Доля административно-управленческих издержек в себестоимости обслуживания квадратного метра жилой площади постоянно растет (например, в Новосибирской области она составляет 30%). Проверка жилищно-эксплуатационных организаций в 17 регионах России, проведенная Госстроем России совместно с Минфином РФ, показала, что более половины получаемых на эксплуатацию жилищного фонда средств эти организации тратят на зарплату и свои конторы. При этом эффективность труда работников ЖКХ в России в 4-16 раз ниже, чем их западных коллег, в том числе в странах с аналогичными климатическими условиями. Таким образом, выше сказанное позволяет сделать следующие выводы: - являясь сложной много профильной отраслью экономики жилищно-коммунальное хозяйство в основном находится на сегодняшний день в состоянии близком к кризисному, при этом специфика проблем различных секторов коммунального хозяйства значительно отличается друг от друга;- сложность проблемы становления и развития предприятий жилищно-коммунального комплекса обуславливает необходимость разработки широкомасштабной государственной политики в отношении процессов реформирования ЖКХ, преследующих целью становление и развитие отрасли; - при построении государственной концепции преобразований в сфере ЖКХ необходимо учесть российскую региональную специфику и задействовать всю вертикаль власти, при этом создав четкие и продуманные правила проведения реформы и механизмы их реализации. Подводя итог, сказанному в данной статье сделаем следующие выводы: отрасль жилищно-коммунального хозяйства прошла длительный путь эволюции и на сегодняшний день представляет собой сложный экономический комплекс; отечественный и зарубежный опыт демонстрирует, что устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства возможно только при консолидации усилий властных структур, частного бизнеса и потребителей; современное состояние российской экономике в сфере ЖКХ является следствием большого количества факторов, а потому для решения накопившегося комплекса проблем необходима разработка сложной комплексной государственной программы мероприятий учитывающей территориальную неоднородность России, необходимость развития конкуренции в некоторых секторах ЖКХ, охватывающую всю вертикаль власти.

Сайт управляется системой uCoz