ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

Безруких Ю.А., Левшина В.В. (Лф СибГТУ, РФ)

 

Market of service is very enormous, but his not much study.

 

Понятие жилищно-коммунальных услуг относится  к аспекту текущего функционирования жилищного фонда, каждая единица которого производит ряд потребительских услуг. Таким образом - единица жилищного фонда производит непрерывный поток жилищно-коммунальных услуг, которые можно количественно измерить за определенный период времени.

Жилищно-коммунальное хозяйство относится к сфере услуг, поэтому необходимо рассмотреть объект рынка сферы услуг  - как структуру единицы услуги. В соответствии с предметной областью исследования услуги  - целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Способность удовлетворить человеческие потребности называется полезностью.  Австрийская школа теории ценности подчеркивает, что полезность всегда имеет субъективный характер. Все то, что обладает полезностью, принято называть благом (материальные и нематериальные носители полезности, которые служат для удовлетворения потребностей). В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Рыночные процессы на современном этапе характеризуются ускоренным ростом развития услуг. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества.

В России только с первой половины 90-х годов, при активизации рыночных процессов начала развиваться сфера услуг. На данном этапе она характеризуется ускоренным ростом по сравнению с другими секторами национального хозяйства. Услуги играют значительную роль в удовлетворении личных потребностей человека являясь носителями специфических потребительских стоимостей - физических, интеллектуальных, социальных. Совершенно очевидно, что услуги, как важные и незаменимые жизненные средства входят в потребление и наряду с товарами, составляют основную часть фонда потребляемых населением благ. Под услугами понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Услуги играют значительную роль в удовлетворении личных потребностей человека, являясь носителями специфических потребительских стоимостей - физических, интеллектуальных, социальных. Совершенно очевидно, что услуги, как важные и незаменимые жизненные средства входят в потребление и наряду с товарами составляют основную часть фонда потребляемых населением благ. Услуги уже достаточно длительное время пытаются ввести в категорию продукции. Так, базовые международные классификации продукции, такие как СРС (Международный классификатор продукции ООН) и СРА (Международный классификатор продукции Европейского Союза), с единых позиций рассматривают традиционную товарную продукцию и услуги.  Тоже было сделано у нас в стране в первом рыночном классификаторе продукции – ОКПД.  Причем если товар производят, то услуги предоставляют.

На основе этого был сделан анализ определений «услуги», данных отечественными и зарубежными исследователями в трудах, опубликованных в разное время. Особенности понятия «услуги» в определениях различных авторов представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Определения «Услуги»

Определяющие

признаки

понятия «Услуги»

Формулировка определения «Услуги»

Автор

Услуга – как выгода

или ценность,

приобретаемого товара

ü        Услуги - суть неосязаемые товары, которые являются предметом рыночных транзакций;

ü        Услуги - это неосязаемые блага, которые приобретаются потребителями, но связанны собственностью;

ü        Услуги - не материальные активы, производимые для целей сбыта;

ü        Услуга – это товар, отличающийся от традиционного понятия товара (материального и нематериального) лишь условиями его доставки клиенту;

ü        Услуга – потребительская стоимость, «которую доставляет…труд, подобно всякому другому товару… Труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности…»

ü        Услуга – это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой – либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой.

Ф. Котлер

 

 

Г. Ассэль

 

 

 

Р. Малери

 

 

В. Трейер

 

 

 

 

К. Маркс

 

 

 

 

 

Т. Хилл

Услуга – как действие, не приводящее при этом к обладанию чем-либо

ü        Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект;

ü        Услуга – вид деятельности или благ, который одна сторона может предложить другой и который по своей сути не является осязаемым и не результируется в собственность клиенту;

ü        Услуга – процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия – поставщика услуг;

ü        Услуги – это действия, дела или исполнение работу, они неосязаемы;

ü        Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя по удовлетворению потребности потребителя;

ü        Услуга – определенное свойство объекта или субъекта, проявляющееся в результате взаимодействия с другими объектами и/или субъектами;

ü        Услуга – это форма взаимодействия клиента, которому предоставляется услуга, и лица (физического или юридического), предоставляющего эту услугу;

ü        Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом;

ü        Услуги – итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности потребителя. Услуга может быть связана с производством и поставкой материальной продукции;

ü        Услуги – виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, не изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат.

П. Дойль

 

 

 

 

Е. П. Голубков

 

 

 

 

К. Гренроос

 

 

 

 

 

К. Хаксеверер

 

 

ГОСТ Р ИСО 9000-2001

 

 

М. Сухоруков

 

 

 

В. Трейвер

 

 

 

 

Ф. Котлер

 

 

 

 

Сухоруков М. М.

 

 

 

 

 

 

Экономический словарь

Анализируя выше сказанное можно сказать: услуга - специфический продукт труда, который в основном не неосязаем и не приводит к завладению, чем либо, а стоимость его заключается в полезном эффекте труда. Анализ определений понятия «услуга» показывает, что в связи с многогранностью и широким спектром применения общепринятое понятие «услуга» не имеет точного определения.

Ежегодно объем оказываемых отраслью ЖКХ услуг увеличивается. Так, объем услуг, оказанный предприятиями ЖКХ всем группам потребителей за прошедший год составил в денежном выражении 723 млрд. рублей. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 14,8 %. Тенденция роста объема оказываемых услуг связана не столько с ростом численности населения и вводом нового жилья, сколько в первую очередь с ростом стоимости энергоресурсов и объемов потерь услуг в инженерной инфраструктуре ЖКХ. В России до недавнего времени в законодательных и нормативно правовых актах определение термина «жилищно-коммунальные услуги» отсутствовало, и впервые было дано в государственном стандарте. Услуга, и в том числе жилищно-коммунальная, - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя услуг, а также деятельность исполнителя, направленная на удовлетворение потребности потребителя (ГОСТ Р 50646-94). Жилищно-коммунальные услуги охватывают сферу обслуживания населения, а также других потребителей по удовлетворению материально-бытовых потребностей. Жилищно-коммунальные услуги – это конкретный результат экономически полезной деятельности, выражающей отношения между производителями и потребителями по производству, восстановлению и поддержанию надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния объектов жилищно-коммунального назначения, проявляющейся либо в виде товара, либо в виде действий или деятельности. Это блага, предоставленные не в виде вещей, а виде состояния функционирования ЖКХ. Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая и электрическая энергия, вода и т.д.). Для жилищно-коммунальных услуг характерны следующие признаки: принадлежность к группе жизнеобеспечения; социальная значимость; постоянный спрос; сезонность оказания услуг; низкая заменяемость другими услугами. В новых структурах жилищного сектора при развитии рыночных отношений, когда появилась возможность привлечения в сферу обслуживания жилфонда частных компаний, спектр ЖКУ населению продолжает расширяться. В мировой практике наблюдается тенденция к выделению на основе общих признаков определенных классов услуг (коммерческие и некоммерческие), которые являются основой сегментирования рынка.

Понятие жилищно-коммунальных услуг: служит убежищем, средством развития семьи, местом отдыха и т.д. Таким образом, единица жилищного фонда производит поток жилищно-коммунальных услуг. Как уже говорилось, услуги есть разновидность благ, поэтому поток услуг можно разделить на две группы – услуги свободные и экономические. Применительно жилищному фонду свободными можно считать услуги, которые предоставляются жилищем его собственнику автоматически, объем услуг не зависит от колебаний спроса со стороны потребителя. Это постоянные во времени услуги. Заменить набор свободных услуг потребитель может, лишь изменив место жительства. В свою очередь приобретение экономических услуг потребует от собственника некоторых издержек. Объем потребляемых экономических услуг зависит от спроса собственника на них. К услугам этого рода  можно отнести услуги по управлению жилищным фондом. Основу рынка жилищно-коммунальных услуг составляют экономические услуги, являясь результатом деятельности жилищно-коммунальных организаций по отношению к жилищному фонду. Как уже говорилось ранее, услугу можно рассматривать как выгоду или ценность, приобретаемого товара. С другой стороны, услугу можно рассматривать как действие, не приводящее при этом к обладанию чем-либо. Применим эти  два подхода к сфере жилищно-коммунальных услуг. Например, жилищный фонд производит непрерывный поток услуг, а потребительский спрос на жилье может зависеть от ряда его характеристик, в зависимости от которых меняется и ценность жилья. К таким характеристикам можно отнести: количество комнат, санузлов, гаражей и т.п., а так же близость жилья к месту работы, транспорту, обеспеченность района, расположения жилища. Услуга, как действие, в данном случае рассматривается как конкретный результат экономически полезной деятельности, как любой товар, для конкретного собственника, для удовлетворения его потребностей (например,  управление объектами недвижимости).

Известно, потребителю не нужен объект или субъект как носитель услуги, ему не нужен продукт, тем более ему не нужен товар. Потребителю нужно удовлетворение его потребности – какое-либо благо, т.е. услуга. Потребитель вынужден приобретать продукт именно ради этой услуги. Производителю, также как и потребителю, нужно только удовлетворение его потребности, нужна услуга в виде, например, прибыли или имиджа. Ведь производитель – понятие относительное. Он же является и потребителем для тех, кто приобретает его продукт, получая от них необходимое ему благо. Услуги – результат взаимодействия, как правило, заинтересованных сторон, причем источником и потребителем услуг является и та и другая стороны, каждая – своей услуги. Еще один важный термин – «заинтересованные стороны». Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001, заинтересованная сторона: лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации.

Жилищный кодекс РФ включил в перечень жилищно-коммунальных услуг понятие «управление многоквартирным домом», но четкого определения этого термина не дал. Поэтому необходимо исследовать понятийно-категориальный аппарат, для того чтобы уточнить, а может и попытаться дать определение этому понятию, это возможно будет нашей задачей для дальнейших исследований в области услуг жилищно-коммунального хозяйства.

 

Сайт управляется системой uCoz