Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы

 

Безруких Ю.А. (Лф СибГТУ, г. Лесосибирск, РФ)

 

The particular business is a very important subject of a competition, especially this topical for dwelling economy.

 

Определяя актуальность данной темы, важно ответить на два главных вопроса:

1.                      Почему малый бизнес нужен в ЖКХ?

2.                      Почему малому бизнесу нужна сфера ЖКХ?

Что представляет собой современное отечественное ЖКХ? Это устаревшие (а чаще и вовсе отсутствующие) технологии и оборудование, большая затратность производства тепла и воды, неэффективные системы их транспортировки к потребителя. Уже для всех стал очевидным кризис сферы, жизненно важной для каждого без исключения. Финансовое обеспечение содержания городского хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджета городов. Где же выход? Можно ли вообще в условиях недостаточного бюджетного финансирования решить многочисленные проблемы предприятий ЖКХ? Кому и что для этого необходимо сделать? Создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач администраций городов. Малый бизнес стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Однако для того чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей, в том числе и финансовая.

Почему малый бизнес должен идти в ЖКХ? Отметим, что в сфере ЖКХ сосредоточено более 26 % всех основных фондов. На долю ЖКХ приходится 20 % общего объема энергопотребления. 64 % предприятий имеют частную и смешанную формы собственности на рынке услуг ЖКХ. Очень показательно, что в 29 субъектах Федерации предприятия ЖКХ имеют положительное сальдо финансовой деятельности. 1 января 2007 г. во всех жилых домах России созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ), которые выбрали управляющие компании для своих домов. В новое управление должно перейти большинство жилого фонда страны. По последним данным сейчас только 6 % жилого фонда находится в руках ТСЖ, в следующем году эта цифра должна достигнуть 10-12%. Зачастую приходится слышать от предпринимателей об убыточности сферы ЖКХ.

Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство может быть убыточным при нынешней системе, доставшейся в наследство от прошлого. Экономический потенциал сектора велик, и ЖКХ во многих странах является привлекательной отраслью экономики. Внедрение рыночных механизмов сделает вложения в жилищно-коммунальное хозяйство выгодными. По последним данным  сегодня доля частного бизнеса в ЖКХ равна 17 %. Появление коммерческих инициатив и приход в коммунальный сектор первых частных операторов создают реальные предпосылки для проведения в жизнь запланированных системных улучшений в ЖКХ, более масштабных инвестиций. Жилищно-коммунальное хозяйство называют одной из самых стабильных отраслей бизнеса, поскольку услуги, оказываемые населению, всегда востребованы. Пожалуй, это должно стать главным стимулом для предпринимательской активности. Получается, что сфере ЖКХ никак не обойтись без частных инвестиций. В то же время для предпринимателей жилищно-коммунальное хозяйство страны необычайно привлекательно. Стало быть, эти сферы обречены на диалог.

Определяя круг стоящих проблем, необходимо, во-первых, ответить на вопрос: почему ЖКХ непривлекательно для малого бизнеса? Выделим две большие группы проблем: первая содержит трудности, существующие в самой отрасли. Это те проблемы, которые придется взять на себя предпринимателю, вторая группа отражает проблемы, возникающие у самого предпринимателя на практике – это главные барьеры на пути реформирования ЖКХ.

Одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаточное финансирование сферы ЖКХ. В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около  20 % объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере. Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.

Существующая непривлекательность комплекса жилищного хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Итак, ЖКХ, при всей стабильности, пугает современного предпринимателя по следующим причинам: большая «затратность» производства; высокая стоимость капитального строительства; долгий срок окупаемости инвестиционных проектов; нестабильность тарифной политики; недостаточная прозрачность финансовых потоков; риски потери инвестиций от непрогнозируемой политики региональных властей. Таковы проблемы, возникающие перед частным инвестором, решившим войти в коммунальный бизнес. То есть это проблемы, существующие в сфере давно, проблемы, решение которых бизнесмен должен взять на себя. се это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и о межотраслевом характере возникших проблем.

Проблемы предпринимателей в сфере ЖКХ: недостаточное количество заказчиков; «межведомственная неразбериха»; налогообложение; отсутствие приемлемых условий кредитования; конкурсы; коррупция; нерентабельность бизнеса; Формальность существующих сегодня ТСЖ.  С 2006 года в городах проводятся конкурсы на обслуживание домов, на которые выставляются несколько лотов. Среди условий тендерной документации – обязательный опыт работы в сфере ЖКХ за предыдущий  год и величина залогового взноса за каждый лот. Совершенно очевидно, что условия конкурса сознательно сформулированы таким образом, что реально в нем могут участвовать только существующие предприятия системы ЖКХ, либо управляющие компании застройщиков. По большому счету - «Современные конкурсы – это выбор уже выбранной организации». В свою очередь создаваемые ТСЖ не могут сами управлять домом, так как сталкиваются с шантажом жилкомсервисов – таков вывод некоторых экспертов.

Обозначив круг проблем, сформулируем другой вопрос: Что уже сделано для преодоления трудностей в сфере? В ряде городов России осуществлен перевод отдельных видов услуг на полную оплату населением, что является привлекательным для частных предприятий. В ряде регионов функции по социальной защите граждан при оплате жилья и коммунальных услуг переданы органам соцзащиты. Важно отметить, что механизмы реформы уже были апробированы: 19 регионов Российской Федерации в порядке эксперимента стали внедрять новые принципы регулирования раньше, и в этих регионах сегодня быстро формируется благоприятная среда для вхождения частного бизнеса в сферу ЖКХ.

Правительство определяет следующие пути решения кризисной ситуации: развивать концессионные механизмы; вводить ограничения на приватизацию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения, сетей теплоснабжения; провести финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса (списание пеней и штрафов по налоговым неплатежам и неплатежам во внебюджетные фонды и реструктуризация тела основного долга на срок не менее семи лет).

ЖКХ – огромное поле деятельности для малого предпринимательства. Уровень доходности в данном сегменте экономики не очень высок, но стабилен. Особое внимание заслуживает такой вид деятельности, как сбор, сортировка и переработка вторичного сырья. В целях обеспечения условий для привлечения частного бизнеса в жилищную и коммунальную сферы необходимо: финансовое оздоровление предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса; законодательное установление единого порядка тарифного регулирования; перевод отдельных видов услуг на самоокупаемость; проведение детального анализа системы управления жилищным и коммунальным комплексами муниципальных образований; создание рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом. Реформа ЖКХ – это проблема регионов. Федеральная власть в этом плане может помочь реформе меньше, чем местное самоуправление. Все зависит от воли руководителя региона. В итоге, если говорить о проблеме привлечения бизнеса в ЖКХ на уровне города, в ней можно выделить три ключевые задачи, которые необходимо решить: решение межведомственной «неразберихи», то есть создание четкой нормативно-правовой базы, которая прописывала бы обязанности всех ведомств в ходе реформы ЖКХ; привлечение бюджетных средств для организации реформы ЖКХ; создание городской межведомственной комиссии по вопросам реформирования ЖКХ. Если эти задачи удастся решить, то, вероятно, риски привлечения частного бизнеса в сферу управления коммунальным хозяйством существенно снизятся.

Сегодня достаточно очевидно, что главный ресурс, который необходимо использовать с точки зрения изменения ситуации в жилищно-коммунальном секторе, - это определение правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между властью и бизнесом в секторе, а также создание мотивации для того, чтобы эта сфера была привлекательной для бизнеса. На правительственном уровне предпринимаются попытки планировать будущее ЖКХ. По данным различных , перспективы деятельности ТСЖ таковы: исключение затрат, связанных с оплатой госпошлины (2000 рублей); исключение затрат за открытие расчетного счета в банке; исключение затрат на оформление правоустанавливающих документов, в том числе на техническую документацию, необходимую для последующей эксплуатации инженерного оборудования; при оформлении собственности на землю под зданием освобождение от уплаты земельного налога на 3-5 лет в период становления ТСЖ; внесение изменений в Налоговый кодекс в части освобождения от налога на прибыль взносов на капитальный ремонт дома.

Подводя итоги, можно резюмировать следующее: малый бизнес стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Однако для того чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей, в том числе и финансовая. Доля частного капитала в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг нас современном этапе оставляет желать лучшего. Создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач глав администраций. Главные барьеры на пути реформирования ЖКХ – межведомственные трения, недостаточное количество заказчиков, высокое налогообложение, плохое кредитование малого бизнеса, «нечестные» конкурсы, несоответствие документации действительности и другие. Наряду с этими сложностями налицо кризис всей отрасли, износ основных фондов, нестабильность тарифной политики и т.д. Список можно продолжить, однако гораздо важнее определить пути решения проблем. Чтобы решить проблему привлечения бизнеса в ЖКХ необходимо решить как минимум три ключевые задачи: первая заключается в решении межведомственной «неразберихи», а вторая – в привлечении бюджетных средств для организации реформы ЖКХ, третья – в создании городской межведомственной комиссии по вопросам реформирования ЖКХ.

Если эти задачи удастся решить, то, вероятно, риски привлечения частного бизнеса в сферу управления коммунальным хозяйством существенно снизятся.

 

Сайт управляется системой uCoz