Региональные особенности налогового регулирования инвестиционной деятельности в РФ

 

Байзулаев С.А., Айсанова С.А. (КБГУ, г. Нальчик, РФ)

 

In article are uncovered the regional peculiarities of the tax regulation of investition activity in RF. Their essence consists in the possibility of ensuring of the favorable working conditions of organizations in the period of the realization of investition projects.

 

В настоящее время идет формирование нового этапа инвестиционного развития, который связан с активизацией инвестиционной деятельности. Для обеспечения этого процесса, закрепления положительных тенденций необходимо существенное обновление работы производственного  аппарата всех отраслей экономики, поддержка инвестиционных процессов на всех уровнях управления. Эта поддержка может осуществляться посредством предоставления и обеспечения гарантий прав инвесторов, а также создания льготного режима инвестиционной деятельности. Возможность использования налогов в регулировании инвестиционной деятельности предоставляется потому, что одной из основных функций налогов является регулирующая. Эта функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных целей налоговой политики. Участие государства в регулировании инвестиционной деятельности при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые ставки и налоговые льготы. Следовательно, определяя оптимальный размер ставки налогов и используя систему налоговых льгот, воздействующих на процессы инвестирования, можно регулировать спрос на инвестиции.

Формирование инвестиционной политики и как следствие – разработка мер регулирования инвестиционного процесса происходит не только на федеральном, но и на региональном уровне. Причем акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности в последнее время были смещены именно на региональный уровень. Это связано с усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сфере, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах. Но при разработке регионального законодательства следует соблюдать принципы непротиворечивости и компетенции, чтобы не было расхождений с федеральным законодательством.

В настоящее время к основным принципам инвестиционной политики субъектов Федерации наряду с созданием организационных структур по содействию инвестициям, разработкой и экспертизой инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования относится предоставление инвесторам различных льгот и применение к ним стимулов финансового и нефинансового характера. Стимулы финансового характера (привилегии) – это создание льготного режима инвестиционной деятельности, а именно: предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, разрешение ускоренной амортизации, установление льготных условий пользования землей, недрами, природными ресурсами.

На региональном и местном уровнях должно действовать законодательство, обеспечивающее благоприятные условия работы организаций в период реализации инвестиционных проектов.

Неравномерность распределения предприятий с участием иностранного капитала, как по федеральным округам России, так и внутри них, неоднородная структура инвестиций в региональном разрезе выдвигает на первый план проблему выявления совокупности условий, оказывающих влияние на предпочтение инвесторов.

Анализ основных факторов инвестиционного климата в свою очередь позволяет определить рычаги воздействия на инвестиционную ситуацию в регионе, способствует формированию эффективной инвестиционной политики.

Среди условий, влияющих на предпочтения инвесторов, можно выделить характеристику экономического потенциала, включающую в себя оценку ресурсно-сырьевого потенциала, инфраструктурного потенциала, трудового потенциала, инновационного потенциала, общие условия хозяйствования, зрелость рыночной среды, социально-политические факторы, организационно-правовые факторы, финансовые факторы.

Рассмотрим именно организационно-правовые факторы формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе. Анализ инструментов поддержки инвесторов, предусмотренных нормативно-правовыми актами регионов, позволяет выделить три группы инструментов стимулирующего характера, различающихся по степени их распространенности. Наиболее распространенные - предоставление налоговых льгот, государственных гарантий в обеспечение займов и бюджетные вложения в инвестиционные проекты. Реже встречается субсидирование части процентных ставок по кредитам, а  недоиспользуемые - льготы, связанные с арендой недвижимости и пользованием землей (используются лишь в каждом третьем регионе).

Практика показывает, что хотя налоговые льготы не являются решающим фактором при выборе того или иного региона для размещения инвестиций, однако неверно недооценивать степень влияния регионального налогообложения (размер ставок, объем предоставляемых льгот) на инвестиционную активность территории. Поскольку налоговая ставка имеет значение при определении общего налогового бремени, она принимается в расчет при определении стратегии финансирования и налогового планирования компании. При прочих равных условиях при выборе того или иного проекта компании принимают во внимание различия в установленных законом ставках налогов и наличие налоговых льгот, направляя доходы в регионы с более низким налогообложением. Механизм привлечения инвесторов с помощью льгот по налогам, поступающим в бюджет региона, используется многими регионами.   Положение с предоставлением налоговых льгот в отдельных регионах характеризует таблица 1.

 

Таблица 1 - Особенности предоставления инвестиционных налоговых льгот по регионам

Регион

Налог на имущество

Налог на прибыль

Срок предоставления

Условия предоставления

Нижегородская область

Полное освобождение

Снижение ставки до 13,5 %

 

Заключение инвестиционного соглашения

Самарская область

Полное освобождение

Снижение ставки до 13,5 %

На период окупаемости, но не более 5 лет

Заключение инвестиционного соглашения

Ростовская область  

Снижение ставки до 1, 1 % 

 

Снижение ставки до 13,5 %

 

Заключение инвестиционного соглашения

Ленинградская область          

 

Полное освобождение

Снижение ставки до 13,5 %

На период окупаемости плюс два года

Заключение инвестиционного соглашения

Московская область

Инвестиционных льгот общего характера нет

Инвестиционных льгот общего характера нет

 

 

Республика Татарстан

Снижение ставки до 0,1 %  

 

Инвестиционных льгот общего характера нет

На период окупаемости, но не более 7 лет

Заключение инвестиционного соглашения

Саратовская область

Снижение ставки до 1,1 % при размере кап. вложений более 50 млн. руб.  

Инвестиционных льгот общего характера нет

 

Заявительный порядок (проверить)

 

Волгоградская область

Полное освобождение

Снижение ставки максимально до 13,5 %

На период окупаемости, но не более 5 лет

Заключение инвестиционного соглашения

Новосибирская область          

 

Полное освобождение

Снижение ставки до 15,5 % и 13,5%

На период окупаемости

 

Адыгея          

 

Полное освобождение

Снижение ставки до 13,5 %

На период окупаемости

 

 

Краснодарский край

Инвестиционных льгот общего характера нет

Инвестиционных льгот общего характера нет

 

 

Источник: www.2buh.ru 

 

Предоставление регионами наиболее значительных по масштабу льгот - по региональной части федерального налога на прибыль - осуществляется крайне выборочно из-за ограничений, накладываемых законодательством и системой межбюджетных отношений. Согласно ст. 284 НК РФ, "налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%". Таким образом, данная льгота не может превышать 4% из 17,5% региональной части поступлений по налогу на прибыль. Кроме того, недополученные при предоставлении льготы налоги не компенсируются региону, т.к. суммы недополученных налогов не берутся в расчет бюджетного потенциала. В результате предоставление льгот по налогу на прибыль является практически недоступным инструментом для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью. Зачастую льгота предоставляется только тем компаниям, в приходе которых регион крайне заинтересован и надеется компенсировать текущие потери налогов будущим ростом их поступлений.

Размер понижающей ставки по налогу на прибыль варьируется в диапазоне от 13,5 до 17%. В ряде регионов инвесторам предоставлено право уплачивать налог на прибыль по пониженной ставке 13,5% вне зависимости от размера и динамики финансово-экономических показателей инвестора. В других предоставление пониженной ставки в диапазоне 16%-13,5% напрямую связано с приростом налоговой базы по налогу на прибыль текущего года по сравнению с предыдущим.

В отдельных регионах пониженная ставка по налогу на прибыль для инвесторов составляет 13,5% и 15,5% процента в зависимости от объема капитальных вложений. Так, при объеме инвестиций более 4% от налогооблагаемой базы по налогу на прибыль применяется ставка 13,5%. При объеме инвестиций от 2 до 4% налогооблагаемой базы применяется налоговая ставка 15,5%.

В некоторых субъектах РФ региональное законодательство вообще не предусматривает предоставлении инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

Регионы более свободны в предоставлении инвесторам льгот по налогу на имущество организаций. Согласно ст. 372 НК РФ, "устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую базу, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также устанавливаться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками".

В последние годы льготы по налогу на имущество составляют основу пакета льгот для крупных инвесторов во многих регионах, но цена пакета невелика, поэтому незначительна и его привлекательность.

Особый порядок налогообложения налогом на имущество компаний-инвесторов может осуществляться как в форме полного освобождения от уплаты налога, так и в форме применения пониженной ставки. Что касается срока предоставления льготы, то он, как правило, напрямую зависит от срока окупаемости проекта, рассчитанного на основании представленного бизнес-плана. Законодательством ряда субъектов Федерации предусмотрены дополнительные ограничения по срокам предоставления льготных условий налогообложения по налогу на имущество - например, не более 5 лет, не более 7 лет, в течение 2 лет после срока окупаемости, если размер выручки от реализации инвестиционного проекта составляет не менее 90% в общем объеме выручки .

В ряде регионов предоставление налоговых льгот связано с величиной произведенных капитальных вложений, минимальный размер которых, дающий право на получение льготы, составляет, например, 50 млн. руб.

Некоторые регионы пошли по пути отказа от инвестиционных льгот общего характера, предоставляя льготы для определенных категорий инвесторов. Широкое распространение в законодательной практике регионов получило предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиции в объекты инфраструктуры. Анализ регионального законодательства также показал, что ряд льгот прямо указывают на отраслевую специализацию региона.

Если характеризовать ситуацию в целом, следует отметить, что для настоящего времени в целом характерна общая тенденция на ориентацию на крупных инвесторов, в том числе иностранных, в политике регионов. Региональные власти по-прежнему считают, что несколько крупных инвестиционных проектов позволят им в будущем существенно увеличить свой налоговый потенциал, как это сейчас происходит в регионах с крупными металлургическими и нефтедобывающими предприятиями. Между тем тот пакет льгот, которым регионы могут распоряжаться более свободно и без угрозы для текущего исполнения бюджета, все же довольно мал и зачастую не играет существенной роли при принятии инвестиционных решений бизнесом, а, следовательно, и не слишком эффективен для привлечения крупных инвесторов.

Для инвесторов со средними и незначительными объемами капитальных вложений наличие налоговых льгот является более существенным: в этом сегменте возрастает роль налоговых преференций в механизме привлечения инвестиций.

 

Сайт управляется системой uCoz