Стимулирование инновационной активности в области науки и образования

 

Аленкова И.В. (НГТУ, Н.Новгород, РФ)

 

For the future progress of science and education it is necessary to maintain and develop existing scientific potential by skilled staff recruitment, improvement of science and education financing.

 

Конец ХХ века стал для российской науки периодом преодоления кризиса, результатом которого явились невостребованность научных разработок и низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий. Сейчас состояние российской науки остается критическим. Доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 10 процента. Ежегодное обновление основных фондов научно-технического комплекса не превышает 6-8 процентов, материально-техническая база научных организаций стремительно стареет.

Одной из самых острых проблем науки остается кадровая проблема. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, превысил 55 лет и продолжает возрастать. Возникла реальная опасность утраты преемственности в науке, значимого положения отечественных научных школ в мировом сообществе. Главной целью в сфере науки в среднесрочной перспективе станет сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки.

В последние годы, несмотря на дефицит бюджетных средств, росло число государственных научных организаций. Сегодня в федеральной собственности находится около 2,8 тысяч научных организаций, что в разы больше, чем в большинстве развитых стран. В результате бюджетное финансирование распределяется между большим количеством организаций государственного сектора. Такое дробление средств препятствует их концентрации на приоритетных направлениях исследований и разработок, снижает эффективность их использования в сфере науки.

Необходимо качественное изменение структуры и размеров государственного сектора науки. Организации, полностью утратившие научный профиль, не имеющие достаточных кадровых и материально-технических ресурсов, должны быть ликвидированы. Требуется объединение государственных организаций науки со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня и приватизация научных организаций, не вошедших в государственный сектор науки.

Необходимо сохранение и развитие передовых научных школ, их кадрового потенциала и приборной базы как среды для расширенного воспроизводства знаний. Особой формой поддержки науки станет создание центров инновационных исследований. Они должны формироваться на конкурсной основе на базе существующих институтов либо путем объединения наиболее продуктивных научных групп из разных организаций.

Необходимо сформировать институты, содействующие передаче инноваций в производственный сектор, "приучению" предприятий к инвестированию в инновационные проекты. Для этого все бюджетное финансирование конкретных прикладных разработок за рамками непосредственных государственных приоритетов должно осуществляться на конкурсной основе и только при наличии софинансирования со стороны предприятий в объеме не менее 50% общей стоимости проекта. Это позволит сформировать "инновационные кластеры" в промышленности и сфере услуг.

Первоочередной мерой, способствующей коммерциализации научных результатов, должна стать передача прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет средств бюджета, организациям-разработчикам.

Мероприятия по поддержке инноваций должны включать:

·        создание комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе содействие созданию и укреплению инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, офисов по трансферу технологий);

·        подготовку кадров для инновационной сферы, в том числе, технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по продвижению инноваций в производство;

·        расширение использования механизмов снижения инновационных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их до стадии коммерческого исполнения;

·        стимулирование развития наукоемких производств в особых экономических зонах (технико-внедренческих зонах).

Результатом реализации предлагаемых мероприятий должно стать формирование сравнительно небольшого эффективного сектора науки, способного решать и решающего задачи инновационного наполнения экономической деятельности и имеющего достаточную материальную и финансовую базу для продолжения научных исследований в наиболее перспективных направлениях (в части и фундаментальной, и прикладной науки).

Основными же задачами модернизации образования являются обеспечение равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения и приведение системы образования в соответствие с перспективными потребностями рынка труда.

Необходимо формирование эффективного образовательного рынка, для чего требуется обеспечить доступность учебных заведений для потребителей, поддержку рейтингов, внедрение показателей образовательной статистики, в том числе качества образования, дающих всестороннее представление о состоянии отрасли и сопоставимых с показателями, применяемых в развитых зарубежных странах. Это позволит повысить качество общего и профессионального образования, создаст конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации их сети, в том числе к прекращению деятельности тех образовательных учреждений и программ, которые не способны обеспечить необходимое качество образовательного процесса, позволит создать условия для резкого увеличения экспортного потенциала российского образования (в том числе обеспечения необходимых условий для беспрепятственного получения образования в российских вузах и колледжах гражданам Российской Федерации, проживающим на территории стран СНГ и Балтии, содействия открытию филиалов российских вузов в этих странах).

Существующий уровень качества образовательных услуг в России не всегда соответствует предъявляемым к образованию требованиям. В ближайшие годы необходимо сосредоточить усилия на повышении качества образования, обеспечении соответствия образовательных услуг требованиям рынка труда. Предстоит провести структурную перестройку начального и среднего профессионального образования, оптимизацию перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров.

Для повышения качества образования и обеспечения соответствия требованиям работодателей необходимо не только изменение образовательных стандартов и структуры профессионального образования, но и обеспечение принципа непрерывности образования. Основными направлениями в данной сфере станут: интеграция средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы начального профессионального образования, переподготовки взрослого населения, профессиональной школой, интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов.

Обеспечение устойчивого экономического роста требует повышения инновационной активности российских предприятий. В настоящее время существует определенный разрыв между образованием, наукой и производством. Однако без обеспечения предприятий кадрами с соответствующей квалификацией и уровнем образования инновационное развитие невозможно.

Для опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям предусматривается создание федеральных научно-образовательных центров, обеспечение развития вузовской науки, поддержка научных школ, создание эффективной системы поддержки ведущих вузов России, формирование комплексов учебных заведений, как правило, на базе ведущих вузов (университетские комплексы). Необходимо создать условия для активизации осуществляемых учебными заведениями научных, в том числе фундаментальных, исследований путем развития системы государственных заказов и грантов.

Невозможно обеспечить требуемое качество образования без создания эффективной системы контроля его качества. Одним из направлений деятельности является введение стандартизованных процедур экспертизы учебных программ и учебно-методических материалов, а также независимого тестирования студентов и преподавателей. Необходимо укрепление материально-технической базы образовательных учреждений всех ступеней с использованием новейших технологий, повышение социального статуса педагогов и престижности педагогического труда.

В настоящее время значительное отрицательное влияние на систему образования оказывает медленное продвижение военной реформы. Из-за сохраняющегося призывного принципа комплектования воинского состава, значительная часть молодежи вынуждена искать способы поступления в вузы не в целях получения высшего образования, а исключительно в целях защиты от воинской службы. Такая ситуация серьезно искажает стимулы в получении как высшего, так и среднего профессионального образования, стимулирует увеличение в вузах специальностей, не востребованных на рынке труда, за поступление на которые абитуриенты готовы платить в целях получения отсрочки.

В области общего среднего образования необходимо обеспечить не только повышение качества, но и адаптировать его к изменившимся социально-экономическим условиям в части содержания и объема осваиваемых обучающимися знаний, изменения организационно-экономического механизма деятельности школ и управления ими.

В этой связи необходимыми условиями являются личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержка инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования; усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования; направленность образовательного процесса на развитие способностей мышления, формирование у обучающихся умения учиться, выработку практических навыков, выявление скрытой одаренности детей. В целях повышения качества общего и доступности высшего профессионального образования вводится система единого государственного экзамена.

Для обеспечения повышения качества образования необходимо не только изменить его содержание и структуру, но и изменить систему финансирования образования, повысить эффективность использования ресурсов, увязать ее с прогнозированием перспективных потребностей рынка труда и социально-экономическими приоритетами.

Наряду с этим усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном образовании, в первую очередь в формировании "кадрового заказа" для развития перспективных рынков и технологий.

Реализация намеченных мер позволит повысить качество общего и профессионального образования, создаст конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе прекращению деятельности учреждений, не способных обеспечить качество образовательного процесса.

Сайт управляется системой uCoz