ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «КРАСНОЯРСКИЙ ДОК»

 

Возная И.В., Храмов А.И. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

 

The article is devoted to the problem of evaluation of competitiue ability of Krasnoyarsky wood processing enterprise.

 

Победа в конкурентной борьбе является конечной целью любой фирмы. Достигается ли эта цель – зависит от конкурентоспособности производимых товаров и услуг фирмы, насколько они лучше по сравнению с продукцией и услугами других фирм.

Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, необходимо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать для чего это достигается. Главным при этом должно быть умение быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества, причем все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие компании сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все её работники.

Для того чтобы создать на предприятии производство мирового класса, надо стать лучшим в мире в избранной отрасли или на рынке, на который работаете, хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности.

В лесопромышленном комплексе России достаточно серьезный сектор занимает производство мебели – 12 %. В мебельной промышленности страны действует более 5700 предприятий, на которых работают более 150000 человек. Мебельная промышленность страны потенциально перспективна, является неотъемлемой составляющей, базовой для других отраслей лесопромышленного комплекса, таких как плитная, фанерная, деревообрабатывающая, бумажная, а также для смежных отраслей промышленности, прежде всего для химической, текстильной, фарнитурной, стеклозеркальной, машиностроительной и других отраслей.

В настоящий момент многие российские предприятия испытывают сложности, связанные с реализацией продукции. Это объясняется наличием многих факторов: жесткой конкуренции, как между российскими и зарубежными, так и между российскими предприятиями, неплатежеспособностью основных потребителей, неконкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке и др. Сложившаяся на текущий момент ситуация заставляет предприятия использовать различные тактики продаж, чтобы в конечном итоге одержать победу в так называемой «борьбе за покупателя». В связи с этим каждое предприятие должно иметь четко разработанную стратегию, которую бы знал каждый сотрудник, и которая служила бы ясным ориентиром дальнейших действий.

Однако не существует стратегии единой для всех компаний. Каждая фирма уникальна по-своему, поэтому и процесс выработки стратегии каждой фирмы уникален: он зависит от позиций фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, культурной среды и многих других факторов.

Красноярский деревообрабатывающий комбинат – старейшее предприятие Красноярского края, одно из крупнейших предприятий лесной отрасли Сибири.

Комбинат был основан в годы первой пятилетки.

В настоящее время на предприятии действуют: мебельное производство, производство древесно-стружечных плит, деревообработка. Основное направление предприятия – выпуск мебели. Продукцией мебельного производства является наборы корпусной мебели для общих комнат и спален, а так же отдельно стоящие изделия – столы письменные, книжные секции, комоды, тумбы прикроватные и др. Мебель из массивной древесины пользуется повышенным спросом, считается практичной, украшает интерьер.

За последние годы на предприятии произошли значительные изменения, которые вызваны рядом внутренних и внешних причин. Наблюдается увеличение выпуска товаров. Но вследствие недостатка денежных средств предприятие не может приобретать и внедрять в производство принципиально новые виды техники и прогрессивные технологии. В тоже время на комбинате ежегодно проводится реконструкция производственных помещений и модернизация оборудования, вследствие чего увеличилась фондоотдача. Увеличился коэффициент текущей ликвидности и достиг нормативного значения, то есть структура баланса изменяется в положительную сторону. В целом динамику основных технико-экономических показателей работы предприятия можно оценить как положительную, так как прибыль от производственно-хозяйственной деятельности выросла, а это и есть главное в работе любой коммерческой организации.

Ценовая политика ЗАО «Красноярский ДОК» формируется под влиянием ряда факторов, а именно спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Согласно проведенным расчетам можно сделать вывод, что самая большая доля производства принадлежит древесно-стружечным плитам, на втором месте по производству стоит мебель. Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «Красноярский ДОК» показала, что производство древесно-стружечных плит являющихся единственным видом продукции, которую предприятие экспортирует за границу, имеет соответственно и долю сертифицированной продукции очень большую – 92,9 %. Анализ показал, что из-за снижения объема производства древесно-стружечных плит предприятие теряет более 12 млн. руб. а из-за увеличения цены на туже самую продукцию приобретает более 35 млн. руб.

Анализом и диагностикой производственных результатов установлено, что произошло увеличение объема продукции в натуральном выражении по всему ассортименту продукции, за исключением мебели, которой необходимы дополнительные мероприятия по продвижению. Увеличение объемов остальных видов продукции обусловлено работой маркетинговой службы предприятия, так как выпускаемые пиломатериалы уступают по качеству конкурентам и не пользуются большим спросом, соответственно предприятию необходимо установить контроль за качеством и усовершенствовать технологию производства пиломатериалов.

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это много аспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и др.). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.

Анализ выявил, что ЗАО «Красноярский ДОК» не уступает своим конкурентам на местном уровне по оценке конкурентоспособности продукции. Продукция предприятия соответствует основным международным стандартам, функциональным и эргономическим, эстетическим, гигиеническим и экологическим (безопасность для здоровья), экономическим (умеренная стоимость). Предприятие не останавливается на достигнутом: неуклонный рост культуры потребителей заставляет совершенствовать производство, учитывая требования времени и динамику изменения спроса. Качество продукции предприятия заверено сертификатами. Используется экологически чистые материалы, применяются только безопасные технологии. Стратегия развития нацелена в будущее, поэтому предприятие не может не заботиться об интересах потребителей. Устойчивый спрос на продукцию – итог постоянной работы по расширению ассортимента продукции, совершенствование производства и поиск деловых партнеров.

 

Сайт управляется системой uCoz