МАЛЫЙ БИЗНЕС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Ворническо Н.И. (НГТУ, г. Новосибирск, РФ)
The result of this studying is about serious difficulties of small enterprises development.
В развитых странах малый бизнес занимает ведущие позиции в сферах производства, обслуживания, торговли. Однако в российских условиях становление этого сектора экономики идет достаточно медленно.
Российское малое предпринимательство переживает кризис. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать.
Можно назвать три группы причин, объясняющих актуальность данной проблемы и требующих ее решения. Во-первых, экономические: малый бизнес в России не является как в развитых странах крупнейшим производителем благ и услуг и базой научно-технического прогресса. Во-вторых, социальные: для многих людей малое предпринимательство – форма самовыражения, реализации своих замыслов. Выполнение данной функции малым предпринимательством в современных условиях слабо выражено. В-третьих, политические: малое предпринимательство – это база для формирования среднего класса, а значит фактор повышения стабильности общества, что также на данном этапе общественного развития проявляется недостаточно.
Разумеется, функционирование малого предпринимательства требует и особых условий, и больших усилий, в том числе со стороны как федеральных, так и территориальных органов власти.
Наибольшее влияние на малый бизнес оказывают непоследовательная политика федеральной власти и неудовлетворительное состояние законодательной базы. Однако существует немало факторов, которые находятся в компетенции местных органов управления. Именно эти факторы нуждаются в тщательном анализе, так как их корректировка наиболее реальна и позволяет надеяться на оперативное изменение условий деятельности малого предпринимательства.
Переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.
Малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.
Успешное развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от взаимодействия с кредитными институтами. Несмотря на то, что в названиях многих банков и специализированных фондов формально присутствуют декларации о содействии малому бизнесу, в реальности большинство субъектов малого бизнеса не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам. Это связано с отсутствием механизмов, учитывающих специфику российского малого бизнеса.
Малые предприятия готовятся к вступлению в реальную конкуренцию с крупными государственными и постгосударственными структурами. Большинство малых предприятий в России являются многопрофильными, что значительно повышает их устойчивость на рынке за счет внутрипроизводственного перераспределения ресурсов и работы на различных сегментах рынка.
Абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий, в том числе монопольных, демонстрирует его большой внутренний потенциал, возможность для достаточно широких слоев населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность и благосостояние.
Малые предприятия испытывают серьезные трудности, характерные для малого бизнеса во всех странах, но в России значительно усугубившиеся в условиях переходного периода. Экономическая нестабильность, кризисное состояние производственных отраслей, неразвитость инфраструктуры, давление со стороны более крупных конкурентов (в том числе иностранных), усложненные процедуры регистрации и лицензирования, кризис неплатежей и недобросовестное поведение предприятий-потребителей, отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развития технологий в условиях инфляции, спросовые ограничения, неравноправное положение на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов, недостаток управленческих навыков, криминализация экономики - все эти факторы оказывают негативное воздействие на развитие малого предпринимательства в России.
В последние десятилетия набирает силу общемировая тенденция развития малого бизнеса, превращения его в важнейшее звено полноценной рыночной экономики. Заметное усиление позиций малого предпринимательства характерно не только для промышленно развитых государств. Экономические успехи многих постсоциалистических стран Восточной Европы и Прибалтики в значительной степени связаны с быстрыми темпами возрождения малых форм хозяйствования, увеличением их численности и расширением масштабов деятельности.
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Существенная роль малого предпринимательства определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.
Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики. Однако субъектам малого предпринимательства свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, сложность получения внешнего финансирования и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Давно назрела необходимость формирования в России комплексного механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Государство должно предпринять действенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса, созданию системы информационного обеспечения предпринимателей, организации технопарков и бизнес-инкубаторов. Требуется также межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства.
Несмотря на широкомасштабную подготовку кадров для сферы малого бизнеса на протяжении 10 лет, проблема кадрового обеспечения остается актуальной. Связано это, прежде всего с тем, что в целом формирование системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности в России носит в значительной мере стихийный характер. По мнению экспертов, этот процесс находится не только вне государственного влияния и поддержки, но и общественные предпринимательские структуры в этой сфере действуют разрозненно, не имея согласованной стратегии, как ее развития, так и использования.
Особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.