СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ

 

Уляхин Т.М. (ТГТУ, г.Тамбов, РФ)

 

Modern approaches to quality management of positioning of the industrial enterprise on the basis of statistical methods of modelling.

 

В современных условиях, характеризующихся высокой динамикой деловой среды, вопросы управления качеством позиционирования промышленного предприятия приобретают особую значимость и актуальность.

Моделирование оценки качества позиционирования промышленного предприятия требует определения системы критериев оценки ее конкурентоспособности с целью выработки собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Система оценки должна быть неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта и требуется для:

- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;

- выбора партнера для организации совместной деятельности;

- привлечения инвестиционных средств;

- выхода предприятия на новые рынки сбыта и т.д.

Таким образом, концепция маркетинговых исследований должна строиться с позиций определения конкурентного статуса промышленного предприятия, что предполагает проведение анализа состояния предприятия по следующим параметрам:

- стратегические показатели деятельности предприятия (доля на рынке, объем продаж, размер прибыли, доходность акций, капитализация, прибыль);

- внутренних сильных и слабых сторон, внешние угрозы и возможности;

- конкурентные переменные (качество продукта, репутация (имидж), технологические навыки, сбытовая сеть, финансовое положение, издержки по сравнению с конкурентами);

- положение предприятия по сравнению с конкурентами.

Однако, информационное обеспечение бизнеса многих предприятий различной сферы деятельности, призванное удовлетворять растущие информационные потребности и предоставлять возможность выбора оптимального решения, не отвечает в полном объеме требованиям современной рыночной экономики [3]. Это проявляется в отсутствии соответствующей степени открытости и доступности информации, ее достоверности, своевременности поступления и уровня удовлетворения потребностей пользователей.

Таким образом, удовлетворение информационных потребностей управленческого персонала промышленного предприятия становится одной из самых актуальных задач. По мнению П. Хейне [2], информация о том, что и при каких обстоятельствах хотят делать другие, важна в любой сфере жизни, где желательна совместная деятельность. Ясная и точная информация не гарантирует эффективного сотрудничества, но существенно облегчает его достижение.

Следовательно, владение достоверной и актуальной информацией наряду с умением эффективно применять адекватные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой организации эффективной коммерческой деятельности любых предприятий, организаций, учреждений независимо от их организационно-правовой формы [1].

Для сбора необходимой информации применяется методы маркетинговых исследований, позволяющие сформировать информационное поле поддержки принятия управленческих решений.

Реализация системы маркетинговых исследований подчиняется общим принципам научного исследования, включающего следующие этапы [4]:

- определение проблемных ситуаций;

- формирование системы целей, выбор цели конкретного исследования;

- разработка концепции исследования

- постановка исследовательской проблемы;

- определение объекта исследования;

- выдвижение гипотез исследования;

- определение источников информации;

- выбор методов и средств исследования;

- определение полноты охвата генеральной совокупности;

- эмпирический этап: сбор информации, анализ, проверка гипотез, обобщение, описание;

- прогноз возможностей дальнейшего применения результатов исследования.

Приведенные выше теоретические положения разработки стратегии развития промышленного предприятия в условиях конкурентной среды и принципы формирования комплекса маркетинга позволили нам провести моделирование системы информационной поддержки деятельности предприятия, способствующей принятию оптимального управленческого решения на основе информационного ресурса, рассматриваемого как специальным образом организованную структуру данных [5].

Для оценки эффективности разработанной модели управления качеством позиционирования промышленного предприятия в условиях конкурентной среды автором предложена система параметров оценки качества позиционирования с позиций обеспечения эффективности производственной деятельности, финансовой устойчивости, результативности организации сбыта и продвижения продукции, положенная в основу методики оценки качества позиционирования промышленного предприятия.

Разработанная автором методика оценки качества позиционирования промышленного предприятия, основанная на анализе динамики интегрального показателя, включает:

во-первых, определение интервалов времени, через которые осуществляется мониторинг состояния предприятия по выделенным показателям;

во-вторых, расчет единичных показателей качества позиционирования предприятия и перевод показателей в относительные величины на основе сравнения полученных показателей с зафиксированными значениями;

в-третьих, расчет критериев качества позиционирования  организации;

в-четвертых, расчет интегрального показателя качества позиционирования промышленного предприятия (Ккп).

Интегральный показатель качества позиционирования промышленного предприятия (Ккп) определяется по формуле:

  (1)

где Кi – критерии качества позиционирования предприятия общим числом n; wi – весомость соответствующих критериев.

Автором на основе экспертных оценок определена весомость каждого критерия и показателя в структуре соответствующего ему критерия [5].

Таким образом, повышение качества позиционирования промышленного предприятия связано, прежде всего, с поиском оптимальных условий его функционирования. Решение указанного вопроса ведется, как правило, с использованием математической модели.

Экспериментальный и экспериментально-аналитический методы получения математического описания позволяют получить математическую модель конкретного процесса, реально используемую для целей управления. Получение математической модели или идентификация возможны как в режиме нормального функционирования объекта, так и с помощью специально спланированного активного воздействия.

Планирование эксперимента возникло в 30-х годах прошлого века идеями Р. Фишера и получило развитие в 50-х годах Дж. Боксом, К. Уилсоном, Дж. Хантером и др. Значительные результаты, полученные Кифером, Вольфовицем, которые оформили четкие теоретические основы, обеспечили возникновение теории оптимального эксперимента.

Статическая характеристика регулируемого объекта представляет собой зависимость выходной (регулируемой) величины Ккп от входных (регулируемых) воздействий Ki (рисунок 1) в установившемся режиме 1, т. е. зависимость:

   (2)

где Ki – параметры зависимости регулируемого объекта от входного состояния.

Рисунок 1 – Регулируемый объект

 

По степени определенности связи между величинами X и Ккп различают следующие виды зависимостей.

1.   Функциональная зависимость. Данная зависимость имеет место, когда X и Ккп являются неслучайными (детерминированными) величинами и выходная величина Ккп целиком определяется значением входной переменной.

2.   Вероятностная или "стохастическая" зависимость. Эта зависимость имеет место, когда условия необходимые для функциональной зависимости не выполняются. На практике вероятностная зависимость часто имеет место в следующих случаях.

а)   Между Ккп и X существует обычная функциональная зависимость, но значение X измеряется точно, а Ккп – с некоторой ошибкой d, т. е.

         (3)

Ошибка измерения d является случайной величиной, поэтому и выходная переменная Ккп является случайной величиной. Одному определенному значению Х = Х1 при нескольких измерениях будут соответствовать различные значения величины Ккп.

б)   Значение выходной переменной Ккп зависит не только от Х, но и ряда других, не подлежащих стабилизации параметров z1, z2, …, zm как контролируемых, так и неконтролируемых. В этом случае зависимость Ккп от Х может быть представлена как

     (3)

Если параметры z1, z2,…,zm меняются во времени случайным образом, то и выходная переменная Ккп будет случайной величиной.

Построение такой модели и применение соответствующих статистических методов моделирования позволит структурировать и формализовать описание информационных потоков, их взаимосвязи и взаимозависимости как элементов единой системы, выявить основные источники возникновения и получения профессионально значимой информации, разработать технологию информационного обеспечения. Реализация данного подхода может значительно повысить качество информационного обеспечения процесса принятия управленческого решения, что в свою очередь повысит конкурентоспособность промышленного предприятия в целом.

Литература

1. Голосов О.В. Методологические проблемы повышения экономической эффективности предприятий индустрии переработки информации // Дисс…доктора экономических наук. – М., 1984.

2. Хейне П. Экономический образ мышления. – Пер. с англ. – М.: Изд-во "Новости", 1991.

3. Денисова А.Л. Качество информационных услуг: теория и методология. – дис. на соиск. д.э.н., Ростов-на-Дону, 2001.

4. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 176с.

5. Уляхин Т.М. Управление качеством позиционирования промышленного предприятия в условиях конкурентной среды. Автореф. дис. … кнд. экон. наук / Тамбов, 1994.

Сайт управляется системой uCoz