СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Юленкова И.Б. (МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск, РФ)

 

Perfection of system of the state support of small business.

 

Опыт развития мировой экономической практики показывает, что социально ориентированная рыночная реформа выражается именно в развитии малого и среднего бизнеса, увеличении количества независимых предпринимателей. Поэтому в настоящее время необходима государственная стратегия развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Стратегическое развитие малого предпринимательства в РМ должно базироваться на признании его в качестве приоритетной сферы экономики, без которой невозможно решение многих социально-экономических проблем, таких, как расширение конкуренции и рост экспортного потенциала, создание дополнительных рабочих мест, повышение эффективности использования местных сырьевых ресурсов. Оно способно создать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для активизации предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил.

Результаты анализа работы малых предприятий в РМ свидетельствуют о том, что уровень их развития значительно отстает от среднероссийских показателей и по объему деятельности, и по уровню эффективности. Такое положение обусловлено рядом факторов, сдерживающих активность хозяйствующих субъектов и формирующих неблагоприятный предпринимательский климат в регионе. Представители малого бизнеса  республики отмечают в качестве препятствий для их всестороннего развития сложный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности, сопровождающийся оформлением множества документов в различных инстанциях; большое количество контрольных проверок со стороны многочисленных проверяющих органов; превышение служебных полномочий инспекторами контролирующих структур; сильный налоговый пресс; несовершенство законодательной базы, которая в большинстве случаев сдерживает, а не стимулирует развитие малого предпринимательства; проблематичность решения имущественных вопросов; отсутствие гарантий сохранения частной собственности; недоступность кредитных ресурсов; недостаточное обеспечение информационными, консультационными, маркетинговыми, инновационными услугами.

Для изучения сложившейся ситуации в РМ необходим стратегический план согласованных действий государства и субъектов предпринимательства, создающих прочные основы и надежные условия функционирования малого бизнеса. Такой план должен быть направлен на достижение республикой среднероссийских показателей развития МП путем эффективного использования предпринимательских ресурсов, а также государственных и внебюджетных средств.

Для расширения сети предприятий малого бизнеса нужно создать предпосылки для улучшения предпринимательского климата в республике: устранить административные барьеры, возникающие с момента принятия малыми предприятиями решения об организации собственного дела; обеспечить доступ к финансовым и информационным ресурсам; гарантировать сохранение частной собственности, свободу действий предпринимателей; обеспечить поддержку добросовестной конкуренции и «специализированных» структур, работающих с субъектами малого бизнеса. Малые предприятия не в силах самостоятельно разрешить данные вопросы, поэтому необходимо формирование такой системы их государственной поддержки в Мордовии, которая предполагает конкретную и эффективную помощь малому бизнесу.

Субъекты малого предпринимательства изначально находятся в значительно более неблагоприятных условиях, чем крупный и средний бизнес, а значит, им сложнее побеждать в конкурентной борьбе. От государства не требуется помощь каждому конкретному предприятию. Оно должно создать такие «правила игры», которые бы стимулировали развитие предпринимательской деятельности, позволяли цивилизованно и грамотно работающим малым предприятиям успешно конкурировать на рынке.

За последние десять лет на государственном уровне принималось немало нормативных документов, декларировавших поддержку малого предпринимательства. Однако единой для всех регионов России нормативно-правовой основы   не создано. Существующие правовые нормы формируют лишь «каркас» и границы деятельности субъектов МП. Но сегодня, когда общепризнано значение малого бизнеса в экономической и социальной жизни страны, этого недостаточно.

В целом, оценивая нормативно-правовое обеспечение развития малого бизнеса, нужно отметить следующее. Прежде чем разрабатывать новый закон, необходимо проанализировать законодательное поле, регулирующее конкретные и смежные с ними области юридического права. Цель анализа – устранение дублирования, противоречий в существующем законодательстве. Эта работа должна проводиться в тесном контакте с деловыми кругами, организациями, представляющими интересы малых предпринимателей, с собственно предпринимателями. Только так можно обеспечить продуктивность и эффективность нового закона, который будет стимулировать и поддерживать предпринимательскую активность. Введение нового закона должно сопровождаться информационной кампанией, в ходе которой предпринимателям разъясняются все предусмотренные им обязательные требования. Консультационное сопровождение нового закона позволит научить предпринимателей правильно вести себя после введения закона.

Следующим стратегически важным направлением развития малого предпринимательства является формирование благоприятных административно- организационных мер создания и функционирования   субъектов малого бизнеса. До сих пор сохраняются процедурные и финансовые проблемы в процессе регистрации, лицензирования, сертификации деятельности малых предприятий, а также их ликвидации.

Для упрощения процедуры регистрации малых предпринимателей в первую очередь нужно разработать комплект соответствующих документов, доступных и понятных каждому желающему открыть собственное дело. Вторая важная задача – решение проблемы сроков регистрации. В настоящее время  разные правовые документы устанавливают различные сроки регистрации: от 3 дней до 1 месяца. Фактически же, как показывает  практика, регистрация производится в срок от 1 до 3 месяцев. Необходимо законодательно установить единые сроки регистрации предпринимателей; разработать полный перечень законодательных актов, позволяющих четко и, главное, однозначно толковать все положения закона; повысить компетентность и квалификацию работников регистрационных организаций. Регистрация должна быть уведомительной, а не разрешительной процедурой, позволяющей зафиксировать, учесть юридическое лицо или индивидуального предпринимателя как налогоплательщика.

Развитие малого предпринимательства в республике требует формирования эффективной системы их финансово-инвестиционной и имущественной поддержки.

В республике Мордовия существует Фонд поддержки малого предпринимательства. Одной из основных его функций является прямое финансирование  развития предпринимательства через формирование и реализацию региональных программ поддержки малого бизнеса. Современные  условия диктуют необходимость переориентации деятельности фонда на стимулирование создания и трансферта передовых технологий, а также лизинговых проектов в сфере МП. Создание подобных фондов целесообразно и на муниципальном уровне. Финансовые ресурсы должны формироваться за счет средств республиканского, местных бюджетов, а также внебюджетных источников, что позволит разрабатывать и реализовать местные (муниципальные) программы развития малого бизнеса.

 Другим источником финансово-инвестиционных ресурсов для малого бизнеса могут быть крупные производственные организации, которые способны оказать ощутимую поддержку малым предприятиям, причем не только финансовую, но и в части менеджмента, внедрения прогрессивных систем управления, контроля качества и т.д. Однако в республике в настоящее время  многие крупные предприятия сами испытывают финансовые затруднения и их интересы лежат в других сферах. В таких условиях крупные промышленные предприятия региона будут скорее склонны к инкорпорации малых успешно работающих предприятий в свои структуры. Поддержка малых предпринимателей со стороны более крупных производств может осуществляться только в случаях налаживания между ними реальных  кооперативных связей. Особое место в этих взаимоотношениях должно быть отведено такой форме, как субконтрактация. Она является  эффективным инструментом развития производства, так как, в отличие от простых поставок сырья и комплектующих изделий, характеризуется прочностью и надежностью связей, ибо сопровождается устойчивыми долгосрочными партнерскими взаимоотношениями по более  широкому спектру проблем.

 Еще одну группу потенциальных инвесторов образуют сами малые и средние предприятия, действующие в сферах торговли и посреднических услуг. В результате усиления конкуренции и естественного сокращений условий для расширения деятельности они стремятся к расширению видов деятельности, диверсификации, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В этом плане малые предприятия других сфер хозяйств начинают представлять для них существенный интерес. Таким образом, малые торгово-посреднические предприятия  республики могут стать наиболее доступным источником инвестиций для МП. Они имеют реальные средства для создания основных и, что еще более важно, оборотных фондов, необходимых для формирования стартовых условий малого бизнеса в различных сферах хозяйствования.

В качестве удобного и экономического способа обеспечения субъектов малого предпринимательства производственным оборудованием и технологиями признано использование лизинговых схем  кредитования. В Республике Мордовия действует Мордовская лизинговая компания, которая создана в целях развития инфраструктуры государственной поддержки товаропроизводителей и эффективного использования производственного оборудования на основе финансового лизинга. Однако данный механизм недостаточно задействован в предпринимательской среде Мордовии. Причина кроется в том, что у большинства представителей малого бизнеса отсутствуют необходимые знания в области лизинговых операций, а также ощущается недостаток финансовых ресурсов. В связи с этим необходимо популяризовать лизинг путем проведения семинаров, консультаций, организаций обучения предпринимателей основам лизинговых правоотношений.

Следующим стратегическим направлением государственной политики развития малого предпринимательства является совершенствование налогообложения. Малый бизнес выступает важнейшим субъектом в системе налоговых отношений. Введение или отмена большинства налогов и сборов на малый  бизнес, величина отчислений и виды льгот находятся в компетенции региональных законодательных  органов, т.е. Государственного Собрания РМ и представительных органов местного самоуправления. Это позволяет республиканским органам власти варьировать налоговые условия бизнеса в интересах региона. А в интересы региона  сегодня входит введение налоговых льгот при участии субъектов малого бизнеса  в реализации социально значимых программ при осуществлении научно-исследовательских  разработок и внедрении инноваций. Также  республиканскими органами власти должно поощряться функционирование малых предприятий в районах республики и приоритетных зонах регионального промышленного развития (в АПК, в сфере информационных, консалтинговых, маркетинговых услуг, создании инфраструктурных объектов).

В Республике Мордовия приняты и действуют два законодательных акта, предусматривающих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий, с одной стороны, и уплату единого налога на вмененный доход – с другой. Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФ, малые предприятия  могут применять общепринятую систему уплаты налогов. Упрощенная система налогообложения, несомненно, имеет преимущества. Они выражаются не только в упрощении бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого бизнеса, но и в сокращении  абсолютного размера налоговых отчислений. В то же время в ней есть недостатки, так как она ограничивает виды деятельности, размеры бизнеса и объемы доходов предпринимателей. Также сохраняется обязательный порядок внесения в бюджет некоторых видов сборов и пошлин. Кроме того, отрицательно воздействуют на развитие МП общие недостатки российской налоговой системы. Следовательно, нельзя однозначно говорить о снижении налогового пресса в малом бизнесе.

Перспективным направлением развития инфраструктуры малого бизнеса в Мордовии является также создание региональной системы дистанционного консалтинга. Она позволит оперативно отвечать на запросы субъектов малого предпринимательства по основным вопросам их деятельности, осуществлять эффективный обмен информацией между консультантами и предпринимателями в рамках единого информационного пространства.

Создание доступной справочно-информационной системы позволит решать вопросы в области  привлечения инвестиций в малые предприятия республики. Такая система должна аккумулировать и предоставлять информацию относительно уровня  социальных и экономических рисков, маркетинговых исследований региональных рынков, а также способствовать получению сведений по товарам и услугам, производителям оборудования, свободным производственным площадям, незавершенному строительству и прочим ресурсам.

Кадровый потенциал является важнейшим фактором эффективного функционирования малого бизнеса. На его формирование  влияет развитие частнособственнической инициативы и предпринимательства, вовлечение в этот процесс талантливых молодых людей, раскрепощение труда и конкуренция рабочей силы, подготовка для рыночной экономики кадров предпринимателей, экономистов, менеджеров, служащих фирм.

Альтернативой государственным вложениям средств в организацию обучающих программ для малых предприятий могут быть вложения в обучение специфических целевых групп и развитие базовых образовательных  программ не столько обучению бизнесу,  сколько предпринимательству и предприимчивости как культуре. Сегодня настоящий лидер малого бизнеса должен не только обладать профессиональными знаниями и навыками ведения своего дела, но и быть культурным человеком.

Учитывая все вышесказанное, отметим главные направления государственной поддержки развития кадрового потенциала малого бизнеса в Мордовии: разработка и внедрение программ обучения предпринимателей на базе экономического факультета МГУ имени Н.П.Огарева, подготовка высококвалифицированных  менеджеров для малого бизнеса в рамках Президентской программы;  реализация обучающих программ, направленных на развитие среды и политики поддержки МП, инфраструктуры малого бизнеса; разработка и внедрение университетских специальных учебных курсов и курсов по выбору, учебных программ для школ и колледжей по малому бизнесу и предпринимательству; создание системы дистанционного обучения специалистов малого бизнеса с использованием Интернет-ресурсов, организация краткосрочных курсов и учебных семинаров по различным направлениям развития малого предпринимательства; формирование позитивного имиджа предпринимателей. С целью усиления внимания общественности к сфере малого бизнеса необходимо создать радио- и телевизионные  программы, организовать выпуск регулярного журнала и информационно-аналитических изданий о малом бизнесе; предприниматели, занятые в сфере малого бизнеса, должны иметь действенный механизм взаимодействия с различными ветвями власти, реальные возможности защиты своих интересов через общественные объединения. Сегодня 95%частных предпринимателей Мордовии не являются членами какой-либо организации предпринимателей. Необходимо сформировать в республике систему  ассоциаций предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, обеспечить научную, методическую, информационную поддержку и координацию деятельности объединений.

Практическая реализация рассмотренного комплекса стратегических направлений развития малого предпринимательства в Республике Мордовия позволит создать благоприятные правовые, экономические, социальные и организационные  условия для интенсивного развития и расширение сферы малого бизнеса в регионе.                                 

Сайт управляется системой uCoz