ПРОБЛЕМЫ РЕНТНОЙ ОЦЕНКИ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
 
Тимерьянов А.Ш. (БГАУ, г. Уфа, РФ)
 
The paper deals problems of rent taxes in forestry.
 
Хотя в последние годы Бюджет России исполняется с профицитом, существующая налоговая система остается неэффективной. Одним из путей повышения ее эффективности является повышение доли рентных платежей в доходной части бюджета. Россия богата природными ресурсами, при этом доля рентных платежей остается низкой - менее 4% консолидированного бюджета.
Существенная доля платежей в добывающих секторах экономики собирается в виде нерентных платежей: НДС, налога на прибыль и т.д. Уровень платежей в лесопользовании продолжает оставаться чрезвычайно низким, не обеспечивает финансирования лесохозяйственных мероприятий. В итоге вложения государства в лесное хозяйство для бюджетной системы остаются убыточными.
Современными лесными экономистами признается, что для формирования эффективной системы платежей за лесные ресурсы в их основе должна лежать рента, которую следует понимать как сверхнормативную прибыль лесопользователей,  обусловленную благоприятным сочетанием природных факторов. Рентный доход определяют как разницу между средневзвешенной ценой и нормативными затратами на производство продукции с учетом нормальной прибыли лесопользователей. Рентные платежи должны стимулировать деловую активность и рациональное использование лесосырьевых ресурсов при обеспечении полного изъятия лесного дохода. 
Существующая система платного лесопользования выполняет чисто фискальные  функции. Для основной части лесопользователей, эксплуатирующих низкорентабельные лесосеки, эта плата, относимая на финансовые результаты предприятий, увеличивает себестоимость лесозаготовок, приводит к снижению их уровня, убыткам.  Как результат, государство недополучает даже символические суммы налогов. Для другой части налогоплательщиков, ведущих лесозаготовки на рентабельных лесосеках, платежи при использовании лесосырьевых ресурсов увеличивает себестоимость незначительно. За счет лучших породно-размерной структуры и местоположения лесосек у лесозаготовительных предприятий образуется рентный доход. 
Государство как собственник лесосырьевых ресурсов должно полностью изымать эту сверхнормативную прибыль.
Одним из важных  инструментов в системе  реформирования системы платежей является  экономическая оценка лесных ресурсов. При экономической оценке лесных ресурсов необходимо исходить из двойственной народнохозяйственной ценности их, которая определяется, во-первых, их ролью как источника древесины и продуктов побочного использования, и, во-вторых, их средозащитными и рекреационными функциями. В настоящее время стоимостная оценка лесных ресурсов соответствует оценке запасов древесины на корню (попенная плата), что составляет по оценкам специалистов примерно 60% всей стоимости лесного комплекса, остальные 40% приходятся на важнейшие экосистемные функции леса. Оценка средозащитной ценности лесов находится в стадии теоретической разработки. Один из подходов к практическому решению этой проблемы основан на установлении норматива для приведения разновременных затрат и эффектов в лесном хозяйстве, исходя из социально-экологических требований к режиму лесопользования. Низкий норматив приведения разновременных затрат и эффектов в настоящее время показывает, что часть продукции лесного хозяйства не получает денежного выражения, а поступает в распоряжение общества практически бесплатно.
Необходимость стоимостной оценки лесных ресурсов ощущается все острее. Она позволяет точнее определить реальное и потенциальное богатство лесных территорий, затраты на воспроизводство лесов, оценить реальную эффективность инвестиционных проектов лесопользования, упорядочить финансовую систему в лесном секторе на базе рентного дохода, согласовать интересы нынешнего и будущих поколений, стратегические цели и текущие задачи  природоохранной деятельности. 
Рентный подход отражает, с одной старины, результативную характеристику, когда  наблюдается   превышение   результатов   эксплуатации   объекта  над затратами, и, с другой стороны, затратную, когда в  отличие  от фактических  затрат, в ренте затраты являются общественно необходимыми, возникающими  при выбытии оцениваемого объекта. Рентная  оценка   по  своему   значению   равна   народнохозяйственным дополнительным  затратам, которые  могут  возникнуть  в  связи  с  выбытием этого ресурса из эксплуатации (например, исчерпанием полезного  ископаемого, затоплением сельскохозяйственных    земель,    заменой     рекреационного использования леса эксплуатационным и т.д.).
Поскольку леса выполняют одновременно ряд функций и получаемый при этом эффект проявляется во времени по-разному, то становится очевидным, насколько сложен этот объект для оценки. Два абсолютно одинаковых в лесоводственном отношении участка леса могут иметь разную ценность в зависимости от их местоположения и выполняемых функций. 
В зависимости от целей оценки объектами ее могут быть: 
а) лес как биогеоценоз и как объект природопользования, народнохозяйственная ценность которого характеризуется всей суммой эффектов, приносимых обществу в процессе комплексного его использования;
б) земля как элемент биогеоценоза и как главное средство производства в лесном хозяйстве;
в) лесосырьевые ресурсы (древесный запас, ресурсы прижизненного и побочного пользования) как биоценоз и источник получения древесины и других продуктов леса;
г) средозащитные и рекреационные функции леса.
Оценка леса представляет собой комплексную оценку, выражающую народнохозяйственный эффект многоцелевого его использования. Отдельные компоненты леса и функции леса также могут выступать в качестве самостоятельных объектов оценки. Если объектом оценки выступает лес или его отдельные элементы, то предметом оценки во всех случаях является их народнохозяйственная ценность. Чем большим количеством полезных свойств обладает лес, чем он более качествен и удобен для эксплуатации, тем большую ценность он имеет.
Необходимо отметить, что не все виды природных ресурсов поддаются де-нежной оценке. К таким ресурсам относятся реликтовые растения и животные, уникальные природные комплексы, потерю которых невозможно компенсировать.
Экономическая ценность таких объектов бесконечно велика. Вопросы использования и воспроизводства таких ресурсов должны регулироваться особыми законодательными актами. В качестве одного  из  методов  оценки нематериальных природных благ предлагается  метод  компенсации, когда стоимость блага оценивается путем сравнения с  затратами  на  создание заменителя (например, стоимость леса в зоне отдыха  равна  сумме  затрат на содержание подобных зон отдыха).   
Переход к рыночной экономике, восстановление института частной собственности, формирование новых экономических, финансовых и правовых отношений государства, предпринимателей, общества и граждан определили необходимость научного изучения проявлений, четкого обоснования принципов и размеров изъятия и распределения ренты. Расширение и многообразие видов использования ресурсов сегодня приводит к возникновению так называемых "рентных эффектов" практически во всех отраслях экономики и вынуждает более глубоко и разносторонне изучить возможность их возникновения, разработать механизмы их расчета. На сегодня не сложилось единого, общепризнанного мнения среди отечественных и зарубежных ученых о том, что такое рента, как ее определять и распределять. Зарубежные источники не дают четких представлений о том, как действующие в экономически развитых странах механизмы рентных изъятий и система распределения средств ренты могут быть использованы в специфичной российской экономике. Все это обусловливает необходимость объективного и универсального подхода в определении величины дифференциальной ренты для рентных эффектов, возникающих в ходе экономических отношений. 
Достаточно противоречивый вопрос стоимостной оценки природного богатства, неоднократно поднимавшийся многими экономистами различных научных школ и направлений, до сих пор не находит удовлетворительного ответа. Экономическая рента определяется как разница между рыночной стоимостью продукта от природопользования и издержками общества на его создание. Однако рентный метод стоимостной оценки природных ресурсов не является оптимальным, поскольку положения, на которых он базируется, вызывают ряд сомнений. В частности, понятие "экономическая рента" означает, что цена природного ресурса как фактора производства определяется только той сферой экономики, где он (природный ресурс) непосредственно используется. Следовательно, не учитывается альтернативное применение природного ресурса. Эксплуатация земли, например, осуществляется не только в сельском хозяйстве, но в других отраслях экономики. 
Возникает вопрос о необходимости унификации стоимостной оценки земли, иначе потребуется множество методов оценки (на основе рыночных цен, затрат, доходов, данных разных рынков и цен, товаров-заменителей), что осложнит сопоставимость различных результатов и учет при этом целого ряда факторов. В то же время рентный метод призван учитывать все издержки и доходы от использования природных ресурсов не только в текущем периоде, но и в ожидаемой перспективе. Многие виды ресурсов настолько специфичны, что получение доходов откладывается на длительный период, который отражает продолжительность природных процессов по естественному восстановлению природной базы. 
Несмотря на высказанные критические замечания, следует признать, что рентный метод при стоимостной оценке природных ресурсов является наиболее адекватным, поскольку, объединяя отдельные аспекты большинства других методов оценок, он полнее отражает естественную производительную силу природного богатства. Все больше зарубежных и отечественных экономистов высказываются за разработку и внедрение системы показателей экономической ренты, в которой должны быть объединены платежи за использование всех видов экономических ресурсов, потребляемых в процессе воспроизводства: горная, лесная; земельная, водная ренты. Нужен механизм согласования рентных доходов и рентных платежей, заключающийся в постепенном переходе от существующего налогообложения к прямому природно-ресурсному. 
Природно-ресурсное налогообложение должно осуществляться на базе учета в платежах за традиционные природные ресурсы рентных показателей, в платежах за загрязнение окружающей природной среды - наносимого экономического ущерба от загрязнения. 
Сейчас платежи фактически строятся по другому принципу. Это вполне объяснимо и связано с двумя обстоятельствами: низкой платежеспособностью природопользователей в современной экономической ситуации в России;  существующей системой налогообложения, в рамках которой нельзя существенно поднять платежи без повышения налогового бремени для налогоплательщиков.
Необходимые для перехода на рентное налогообложение изменения налоговой системы включают в себя:
- последовательное замещение доходов бюджетов разных уровней от налога на прибыль, личного подоходного налога, НДС, акцизов и т. д. доходами от налогообложения природных ресурсов;
- осуществление мер по постепенной адаптации налогоплательщиков к новым условиям налогообложения путем развития налогового кредита и льгот для отдельных плательщиков природного налога;
- осуществление налогообложения земельного отвода и других видов недвижимости с учетом перемещения центра тяжести налогообложения со зданий и сооружений на земельный отвод в составе недвижимости;
- образование резервных фондов.

 

Сайт управляется системой uCoz