ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЛЕСОВОДСТВА СЕРБИИ

 

Стефанович Б.Ж., Йованчичевич Б.Д. (Лесной факультет, г.Белград, Сербия)

 

This paper presents the beginning of privatization in state department of Forestry in Serbia. The privatizations in Forestry started in 2003 in field of forest cutting and forest transportation. This process means of changes in organization, models of investments and modernization of production.

 

Приватизация в Сербии

С времен планового хозяйства, сербская экономика унаследовала государственные и общественные формы собственности капитала на предприятиях. Поскольку оба эти типа собственности являются коллективными, управление капиталом предприятия, и его деятельность в рыночных условиях, связано с рядом  организационных, технических, кадровых и экономических проблем. После перемен на территории бывшей Югославии, особенно в Сербии, большое количество предприятий потеряли рынок и специалистов, сохранив при этом плохое управление, устаревшую технологию и амортизованные основные средства, лишних рабочих (особенно административных работников), а также неоправданно большие права работников при минимальной, либо никакой ответственности. В целях решения проблем осуществления деятельности предприятий, сербское государство пошло на изменения в структуре собственности и на продажу части государственных и муниципальных предприятий. Приватизация в Сербии началась приняием Закона о приватизации 29 июля 2001 года. В соответствии с настоящим Законом, процесс приватизации подразумевает открытую продажу 70% имущества предприятий с превалирующим государственным и общественным капиталом. Законом предусмотрено применение методов приватизации путем аукциона и тендера, в соответствии с действующей процедурой.

Реальное начало приватизации в Сербии произошло в 2002-ом году, когда были проданы цементные заводы в гг. Поповац, Косиерич и Беочин. На основании имеющегося до настоящего времени опыта, принято считаеть, что эти три продажи реализованы очень успешно. А именно, после продажи, все три завода увеличили производство, перешли на экологически более чистые технологии, через хорошую социальную программу они освободились лишних работников, в то время, как заработные платы работников, занятых на производстве, превышают суммы средней зарплаты в Сербии. До настоящего времени, большинство приватизованных предприятий продолжили свою работу, но с изменениями, относящимися, в первую очередь, к уменьшению числа работников и применению социальных программ.

Вместе с рядом положительных эффектов приватизации, принято считать, что она принесла бы еще более успешные результаты, если бы не было проблем, связанных с ее применением: относительно небольшое участие иностранных стратегических инвесторов, а также требования бывших владельцев вернуть им их имущество (денационализация), проблема неточных и неясных данных о капитале, обязанностях и взиманий с предприятия, бухгалтерский учет, неприспособлен международным стандартам, невозможность получения права собственности в отношении сельскохозяйственных и строительных земельных участков, неурегулированные книги в кадастре, неразвитая инфраструктура, и т.д. Кроме того, причины вялых продаж кроются и в политических столкновениях в стране, в высоких социальных требованиях работников, и в опоздании с принятием законов, которые иностранным инвесторам гарантируют благоприятную и четкую обстановку в госинститутах и на рынке.

Концепт приватизации подразумевает изменения структуры и организации также и на муниципальных предприятиях. Меньше всего сделано на этом поле, так как это и была самая тяжелая часть настоящего процесса. Из сорока предприятий, предусмотренных для реструктуирования, этим процессом серьезнее охвачено только несколько из них. Одно из этих предприятий ЙП „Србияшуме“ (Муниципальное Предприятие «Сербиялес»). В рамках этого предприятия приватизированы отделы, занимающиеся рубкой леса, изготовлением заготовок из леса и транспортом леса.

 

Состояние в ЙП „Србияшуме“ до приватизации

Муниципальное предприятие хозяйствования лесом „Србияшуме“ основано 1 октября 1991 года, в соответствии с Законом о лесных угодьях. В  период с 1991-1999 гг ЙП „Србияшуме“ осуществляло свое назначение и управляло государственными лесными угодьями на территории всей Республики Сербии. Предприятие было разделено на 27 лесных хозяйственных районов, которыми управляло 27 лесных хозяйств, насчитывающих итого 110 лесных правлений. Однако, за последние несколько лет произошли крупные политические и управленческие перемены, которыми принятие решений и юрисдикция перенесена на органы и институты автономных краев Косово и Метохия, и Воеводина.

Согласно Резолюции Обединенных Наций 1244, территория Косово и Метохии находится под административным правлением UNМIK, так что пять лесных хозяйств и одно охотничье-лесное хозяйство с этой территории, в 1999 году выделились из состава ЙП „Србияшуме“ и основали предприятие „Косовошуме“. В соответствии с положениями Закона об утверждении определенных юрисдикций Автономного края Воеводина, четыре лесных хозяйства с территории Воеводины и охотноводческое предприятие „Србияшуме-ловотурс“ выделились в конце 2002 года из состава ЙП „Србияшуме“ и формирали ЙП „Воеводинашуме“. Имея в виду выше приведенные факты, ЙП „Србияшуме“ сегодня распоряжается государственными лесами в лесничествах на территории центральной Сербии, без краев.

На территории всей Республики Сербии с краями, предприятие ЙП "Србияшуме" в год в среднем рубило порядка 1.800.000 м3 леса, в том числе технического леса порядка 700.000 м3, а просторного леса порядка 1.100.000 м3. При этом, на основании потенциала древостоя и стация в лесах Сербии, оценен объем производства древесного сортимента в объеме порядка  5.000.000 м3. Из этого объема, на мелкий сортимент, так называемого просторной древесины, выпадало 3.600.000 м3 или 72%, в то время как оцененный объем производства цельнобревенного сортимента, предназначенного для механической переработки составлял порядка 1.400.000 м3 или 28%. В сегодняшнем предприятии ЙП "Србияшуме" объем производства составляет порядка 1.100.000 м3 древесины с приблизительно теми же процентами мелкого и цельнобревенного сортимента. Максимальное количество работников в прежнем, объединенном предприятии, составляло порядка 11.000, а в данный момент в ЙП „Србияшуме“ работает порядка 3.800 работников. Основная проблема и раньше, когда существовало единое муниципальное предприятие на территории всей Сербии, и в данный момент, это - структура работающего персонала. А именно, соотношение административных и оперативных работников 50:50%.

 

Анализ производственного процесса в лесном хозяйстве во время приватизации

Поскольку леса являются общественным добром, представляющим интерес для всего общества, государство оформило муниципальное предприятие для хозяйствования лесом и доверило ему управлять лесами, являющимися государственной собственностью. Кроме того, ЙП „Србияшуме“ является компанией, которая осуществляет свою деятельность в рыночных условиях на принципах прибыльной организации. В таких условиях производился анализ деловой деятельности в целях уменьшения расходов. После объемных анализов экономики деятельности на всех уровнях организационной структуры ЙП „Србияшуме“, инициированных Правительством Республики Сербии, и реализованных в Генеральной дирекции, специалисты пришли к двум основным выводам: неоправданно большое количество работающих на административно-техничких работах, и очень большие расходы в сочетании с низкой производительностью на самом низком уровне организации в самом производстве: рубке леса и изготовлении  древесных сортиментов, и транспорте леса.

  Если делать анализ самого производства можно заметить, что работа рабочих нормирована, что поставлены реальные нормы, но с большей старательностью в работе, и с лучшей организацией этой самой работы они могут быть перевыполнены, чем увеличивается объем производства древесного сортимента. Раньше, перевыполнение нормы награждалось соответствующими выплатами, и это значительно отражалось на общий объем зароботка рабочих. Однако, после перемен в осуществлении деятельности, падает цена труда, тем самим падает и мотивация для перевыполнения нормы. В таких условиях, объем производства остается в рамках нормы, а рабочее время используется нерационально. Заработок рабочих на предприятии имеет определенный минимальный размер, так что рабочему загарантирован минимальный оклад, вне зависимости от его вложенного труда. Такая ситуация очень отрицательно влияет на старательность рабочих и их мотивацию, а тем самим и на объем производства. Недостаточная старательность рабочих на рабочем месте является последствием низкого уровня их ответственности в отношении  рабочего процесса и коллектива. По причине не выполнения работы, умышленных ошибок, опструкции и прекращения производства рабочий фактически может быть оштрафован суммой в размере 10-20% уменьшения оклада. Такие штрафные санкции вполне приемлемы для отдельных лиц, поскольку по размеру они не соответствуют маленькой прилежности в выполнении рабочих обязанностей. Отношение рабочих к средствам труда, особенно к механизации, очень плохое, поскольку эти средства являются собственностью предприятия. Плохое состояние механизации и частые поломки накладывают обязательство выполнять дорогой ремонт и наладку, которые ложатся за счет работодателя, то есть предприятия. Пока рабочие средства ремонтируются, рабочим выплачивается несколько уменьшенный оклад. Это уменьшение незначительно, так что работников устраивает получать такой вид заработка.

Приватизация в области использования лесных ресурсов привела к изменению владельца призводственных средств и изменила отношение к труду. Приватизация в области лесного хозяйства началась в 2003 году и до настоящего времени, этот процесс в большей степени закончен. Перемена собственности в отношении рабочих средств, чаще всего - механизации, реализована путем продаж методом лизинга. Чаще всего, механизацию продавали непосредственным пользователям. Рабочие, вместе со своими производственными средствами, объединились и основали маленькие частные предприятия по принципу законченного цикла производства. А именно, для того, чтобы выполнить требования производственного процесса, частное предприятие, выполняющее рубку леса и изготовление продуктов из деревесины, а также транспорт древесины, в своем составе должно иметь несколько бензопил с рабочими-лесорубами и достаточное количество тракторов с трактористами и вспомогательными рабочимы, которые волокут  лес. Учитывая персональный состав и технические потенциалы, деятельность частных предприятий шла в направлении специализирования в отдельных работах в лесном хозяйстве. В самом начале деятельности, частные предприятия, то есть работники в этих предприятиях, через оплату механизации путем лизинга связаны с муниципальным предприятием контрактом о выполнении услуг рубки и изготовления продуктов из древесины, а также транспорта леса. Таким образом, им предоставлена возможность отработать свою задолженность, с одной стороны, в то время как муниципальное предприятие путем их привлечения получило непосредственных исполнителей, то есть реализаторов производственных планов. В частных предприятиях отношение к труду диаметрально различается, поскольку итоговый оклад зависит исключительно от выполненной работы работников. Личная ответственность значительно выше, и рабочие могут остатся без работы из-за нарушений. У работников личное отношение к производственным средствам, поскольку каждая пауза в работе очень сильно отражается на размер оклада, так что работник в машине видит добро, от которого зависит его эгзистенция. Кроме того, очень часто кто-нибудь из рабочих (помимо своего основного занятия) обучен выполнять определенные не крупные интервенции и мелкий ремонт машин. С другой стороны, существующий Закон о труде дает гороздо больше полномочий владельцу частного предприятия, и ограничивает права работников, так что движение рабочей силы гораздо больше.

 

Вывод

Приватизация в Сербии началась с принятия Закона о приватизации 2001 года. Приватизация подразумевает общественную продажу 70% имущества предприятий с большинством государственного и муниципального капитала. Концепт приватизации подразумевает также реструктуирование общественных, муниципальных предприятий, среди которых находится и ЙП „Србияшуме“ (МП»Сербиялес»). Приватизация в лесном хозяйстве была необходима из-за уменьшенной производительности труда, отрицательного отношения работников к труду и к производственным средствам, а также плохого состояния механизации. Приватизация лесохозяственного сектора началась в 2003 году в области с самыми крупными затратами рубка леса, изготовление продуктов из древесины и транспорта древесины. Реструктуирование ЙП „Србияшуме“ в смысле приватизации подразумевает продажу механизации непосредственным пользователям методом лизинга, учреждение малых частных предприятий, которые за счет муниципального предприятия используют леса, перемену организации ведения деятельности в целях изменения отношения рабочих к труду и производительным средствам, инвестирование в производство путем модернизации производственного процесса, включением современных машин, а также специализацию отдельных фирм для выполнения специфических работ в лесном хозяйстве: изготовление  планов и программ, оказывание услуг в лесном хозяйстве, лесохозяйственный инжиниринг, консальтинг в лесном хозяйстве и т.д. В целях продолжения дальнейшей успешной приватизации путем учреждения гибких малых и средних частных предприятий, будет создан благоприятный климат в конкурентных рыночных условиях, которые, в свою очередь, при поддержке соответствующей законной регулятивы, привлекут и иностраных стратегических партнеров и инвесторов.

Сайт управляется системой uCoz