стратегическое планирование деятельности лесопромышленного комплекса: проблемы Украины

 

Шубалый А.М. (ЛГТУ, г. Луцк, Украина)

 

The necessity of the use of methodology of the strategic planning in practical activity of wood economic complex. Suggestions are presented in relation to organization of process of the strategic planning according to the of a particular branch specific of wood economic complex.

 

С развитием рыночных отношений в условиях стимулирования процессов трансформации экономики со стороны государства лесопромышленный комплекс Украины оказался неадаптированным к быстрым изменениям конъюнктуры рынка. Первоочередное значение в такой сложной  ситуации имели вопросы выживания, а вопросы планирования работы на отдаленную перспективу отошли на второй план. В то же время, опыт ведущих зарубежных стран показывает, что в условиях стабилизации экономики и развития конкуренции конкурентные преимущества получают те предприятия, которые избирают правильную стратегию поведения на рынке соответственно собственным возможностям и внешним угрозам, то есть осуществляют стратегическое планирование. Учитывая стратегическое значение лесных ресурсов для безопасности государства, особенно актуальным является решение этих проблем для лесопромышленного комплекса, хозяйственные звенья которого выступают основными лесопользователями.

Исторически сложилось, что процесс становления и развития отечественной лесной науки и практики происходил в условиях функционирования административно-командной системы, неотъемлемым элементом которой было директивное, централизованное планирование деятельности хозяйственных звеньев на всех уровнях управления. Использование и воссоздание лесных ресурсов, как и других составляющих природно-ресурсного потенциала, проходило под бдительным наблюдением государственных контролирующих органов.

Сегодня же, критически осмысливая недостатки и достижения предыдущих поколений, следует отметить, что в отличие от многих сфер жизнедеятельности, именно благодаря централизации управления процессами лесовыращивания, лесоэксплуатации и лесопереработки с использованием научно обоснованной системы технико-экономических и экологических норм и нормативов удалось обеспечить динамическое развитие всех отраслей лесопромышленного комплекса на принципах непрерывности, неистощимости и комплексности лесопользования. Достижения отечественного лесопромышленного комплекса должны стать теоретико-методологической основой для возобновления утерянных в первой половине 90-х годов ХХ ст. позиций и выхода на качественно высший уровень эффективности хозяйствования.

Сложность решения этой проблемы связывается с необходимостью пересмотра базовых основ  всего механизма функционирования лесопромышленного  комплекса (включая вопрос собственности на лесные ресурсы и пересмотра организационных форм ведения хозяйства) с целью их адаптации к рыночной среде (создание соответствующей рыночной инфраструктуры), а также решение проблемы финансового обеспечения (создание финансового механизма на принципах самофинансирования). Решение этих проблем предусматривает проведение детального исследования ретроспективных данных, текущей ситуации и перспективных направлений развития лесопромышленного комплекса в контексте текущей и перспективной государственной политики в этой сфере.

Первым шагом в этих изменениях, по нашему мнению, должно стать детальное исследование и адаптация к отечественным условиям развития экономики и отраслевой специфики лесопромышленного комплекса рыночных рычагов, методов, инструментов и институтов, действенность которых проверена в хозяйственной практике развитых стран. Это касается и системы планирования, которая в рыночных условиях не предусматривает использования директивного метода формирования планов и жесткого административного контроля их выполнения, а базируется на использовании методологии стратегического планирования.

Учитывая широту и уникальность полезных свойств, а также направлений хозяйственного использования лесные ресурсы имеют стратегическое значение для каждого государства. Соответственно этому, планирование возобновления и использования лесных ресурсов должно осуществляться с использованием принципов и методов стратегического планирования. Это связано со спецификой развития лесного хозяйства и современными тенденциями развития социально-экономических отношений.

Функционирование лесопромышленного комплекса в условиях рыночных отношений ставит новые требования к организации процесса планирования. Сегодня для него не достаточно проведение кадастровой оценки лесных ресурсов и периодических лесоустройств, утверждение областных и общегосударственных программ, которые формируют лишь ограничения для лесопользования и целевые параметры лесного потенциала. Тогда как отсутствие действенной поддержки со стороны государства, а также действие законов рынка требует определения и подробного обоснования в процессе планирования стратегии их работы в долгосрочном периоде.

Первым шагом в этих изменениях должно стать формирование механизма стратегического планирования экономической деятельности лесопромышленного комплекса, который должен базироваться на рыночных принципах и обеспечивать устойчивое развитие лесного хозяйства. Важное место в структуре механизма принадлежит стратегии эффективного развития, как всего комплекса, так и отдельных хозяйственных звеньев [1]. Именно разработка стратегии (а не централизованных планов) позволит на основах реальной и объективной оценки достигнутого уровня эффективности, тенденций развития отрасли, изменения конъюнктуры рынка, обосновать и выбрать наиболее рациональные направления обеспечения эффективности функционирования комплекса, придерживаясь баланса экономических, экологических и социальных интересов.

Стратегическое планирование вносит существенные коррективы в методы планирования, отбрасывая возможность управления деятельностью организации исходя из экстраполяции прошлых тенденций. Возникает необходимость вносить стратегические коррективы в поставленные задания соответственно рыночным изменениям. Соответственно общей стратегии развития экономики страны в целом и государственной программы развития лесного хозяйства определяются основные концептуальные принципы развития лесопромышленного комплекса, которые отображаются в соответствующей программе. После этого, проводится детальный анализ сильных и слабых сторон, как всего комплекса, так и каждого его хозяйственного звена в разрезе направлений деятельности.

Здесь можно применять инструментарий SWOT-анализа и „бенчмаркинга” (сравнительный анализ ключевых факторов успеха предприятий). В результате, проводится оценка текущего состояния. На следующем этапе  проводится прогноз изменения основных параметров функционирования эколого-экономической системы. Ключевая роль здесь отводится  прогнозированию объемов лесопользования и лесовосстановления в соответствии определенным в процессе лесоустройства нормативов и лимитов, то есть определяется ресурсная база для лесопромышленной деятельности, исходя из которой определяются перспективные направления использования лесных ресурсов. На основе проведенных исследований определяется генеральная цель деятельности лесопромышленного комплекса, а также  цели за основными видами и направлениями его деятельности, что отображают видение будущего образа или целевое состояние эколого-экономической системы. Дальше с использованием портфельного анализа и экономико-математических методов проходит анализ стратегических альтернатив развития системы и соответственно выбранным критериям эффективности обосновывается общая стратегия работы комплекса, стратегии за основными видами деятельности, функциональные стратегии за отдельными направлениями для каждого вида деятельности, а также операционные стратегии каждого хозяйственного звена.

На следующем этапе формируется система стратегических планов, проектов, программ, где конкретизируется комплекс мероприятий и ресурсов, необходимых для реализации каждой стратегии. В то же время, не меньшее значение в процессе стратегического планирования имеет формирование эффективной подсистемы выполнения стратегических планов. Это предусматривает, с одной стороны, усовершенствование организации плановой работы (четкое определение взаимосвязей плановых подразделов с другими подразделами, утверждения схемы документооборота, форматов плановых и отчетных документов и т.д.), а с другой – построение эффективной организационной структуры управления лесопромышленным комплексом [2].

Кроме того, в тесной взаимосвязи с подсистемой выполнения стратегических планов находится подсистема стратегического контроля, которая должна обеспечить оперативный анализ причин отклонений от плановых показателей и генерировать мероприятия по устранению негативных влияний или вносить предложения относительно коррекции стратегии.

В современных условиях одним из основных требований к стратегическому планированию деятельности лесопромышленного комплекса является принцип моноговариантности, который обеспечит выбор оптимального варианта достижения поставленной цели в зависимости от влияния ряда ограничивающих факторов. Действенным средством многовариантного прогнозирования и планирования является  метод моделирования экономических систем. Система моделей стратегического планирования деятельности лесопромышленного комплекса представлена в единстве основных его отраслей. Каждый комплекс моделей представляет собой относительно самостоятельную подсистему, ориентированную на получение соответствующих показателей прогноза или проекта плана. При этом, каждая модель должна взаимодействовать с вертикальным и горизонтальным уровнями планирования, а также составлять основу для согласования сводных синтетических показателей с параметрами развития отраслей лесопромышленного комплекса.

Рационализация лесопользования, учитывая опыт последних десяти лет, зависит от того, насколько органы местного самоуправления могут влиять на темпы, пропорции и масштабы освоения лесосырьевой базы. Поэтому, что бы придать этому процессу организованности и ликвидировать инерционность отдельных мероприятий, стоит передать часть контрольных функций местному самоуправлению, что создаст систему противовесов между отраслевыми и территориальными органами управления и ограничит несанкционированную лесозаготовку.

Следовательно, эффективный механизм стратегического планирования развития лесопромышленного комплекса на данный момент не может базироваться как на исключительно рыночных основах, так и на основах плановой экономики. Лишь благодаря умелому сочетанию ценовых, кредитных, налоговых рычагов, определенных централизовано и тех, которые обусловлены рыночными отношениями, можно сформировать эффективный механизм, что будет стимулировать усиление лесовозобновительных  тенденций, и будет ограничивать проявления нерационального, а во многих случаях потребительского использования лесосырьевого потенциала.

Литература

1.Фурдичко О.И. Эффективность ресурсно-производственного потенциала лесохозяйственного комплекса (теория, методология, практика). - Львов: Мир, 1995. –  228 с.

2.   Шубалый А.М. Стратегическое планирование деятельности лесохозяйственных предприятий: сочетание зарубежного опыта и отечественной отраслевой специфики // Социально-экономические исследования в переходный период. Статистическое оценивание социально-экономических явлений в регионе: методологические подходы (Ежегодник научн. трудов). Вып. 4’2004 / НАН Украины. ИРИ. –  Львов, 2004. - С.417-426.

Сайт управляется системой uCoz