МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Семенова Н.Н. (МГУ  им. Н.П. Огарева,  г. Саранск,  РФ)

 

The Russian agrarian sector is now in difficult financial position. In the given paper there are some methods of financial sanitation of the  agrarian ventures.

                                      

Экономическая ситуация в сельском хозяйстве России на сегодняшний день такова, что деятель­ность хозяйствующих субъектов происходит в ус­ловиях глубокого кризиса, сопровождающегося не­устойчивостью производственных связей, ростом инфляции, невозможностью получения кредитов, недостаточностью государственной поддержки и ростом взаимных неплатежей.

Реформирование агропромышленного комп­лекса (АПК), осуществляемое в стране в течение последних лет, поставило большинство сельскохо­зяйственных предприятий на грань банкротства. Преобразования свелись в основном к передаче земли и имущества в собственность трудовых кол­лективов и к изменению статуса сельскохозяй­ственных предприятий, но не затронули сути внут­рихозяйственных отношений, не сопровождались появлением новых движущих сил экономического развития села. Таким образом, в настоящее время подлежит банкротству преобладающая часть сель­скохозяйственных предприятий.

Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Найти формальные основания для инициации процедуры банкротства сегодня не составляет труда: достаточно, чтобы предприятие имело задолженность в объеме 100 000 рублей и более и не погашало ее более трех месяцев.

Банкротство в строго юридическом смысле слова наступает по решению суда, либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. До этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии.

Предпосылки для банкротства предприятия складываются в течение нескольких лет. Обычно за несколько лет до банкротства появляются значительные убытки, которые руководство предприятия, не занимаясь анализом ситуации, покрывает за счет оперативных действий, продавая часть активов. Однако поскольку причины, приведшие к кризису на предприятии, не были проанализированы, через два-три года предприятие сталкивается с неизбежностью банкротства.

Причины банкротств предприятий различны и многочисленны. Предпосылки банкротства следует рассматривать как взаимодействие целого ряда причин, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию, и на них у предприятия нет практических возможностей влиять или это влияние может быть слабым. Другие причины носят внутренний характер. Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии.

К основным внешним причинам, влияющим на финансово-хозяйственную деятельность предприятий и угрозу банкротства, следует также отнести банкротство должников, политическую нестабильность общества, усиление международной конкуренции, демографические факторы, культурный уклад, политические риски и прочие.

На наш взгляд, механизм банкротства применительно к сель­скому хозяйству должен учитывать следующие специфи­ческие особенности:

1. В настоящее время в России актуальной яв­ляется проблема обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому одним из условий реализации механизма банкротства должно быть со­хранение, а в перспективе и увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.

2. Сельскохозяйственное производство, в от­личие от промышленности, связано с использова­нием естественных биологических процессов. От­сюда организованное оформление передачи соб­ственности, и в первую очередь земли, основных и оборотных средств должно осуществляться по за­вершении сбора сельскохозяйственных культур, до начала очередного цикла сезонных работ.

3. В ходе анализа финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

4. Введение механизма банкротства требует под­готовки специалистов по антикризисному управ­лению, которые в одном лице должны быть про­фессионально грамотными технологами сельскохо­зяйственного производства, экономистами, фи­нансистами и юристами.

5. Механизм банкротства, ипотечная ответ­ственность при выдаче кредитов и другие факторы предполагают оценку стоимости имущества сельс­кохозяйственных предприятий, основные средства которых зачастую продаются по ценам в 5-6 раз ниже их реальной стоимости. Поэтому необходи­мо в конкретные сроки создать институт профессиональных риэлторов-аграрников.

6. Банкротство производителей связано с воз­действием факторов внешних и внутренних. К пер­вым относят факторы, воздействие которых про­изводители не в состоянии изменить, например политику государства, конъюнктуру рынка и др.; ко вторым – факторы, которые связаны с непосред­ственной деятельностью самих товаропроизводи­телей – организация производства, маркетинг и так далее. В мировой практике считается нормальным, когда 8-10% банкротств в сельском хозяйстве свя­зано с воздействием внешних факторов, а 90% и более – внутренних. В России тенденция противо­положная. Здесь преобладает негативное воздей­ствие внешних факторов: диспаритет цен, слож­ность с финансированием и кредитованием произ­водственных процессов и так далее. Следует также учесть, что, как показывает мировой опыт, предель­но допустимый уровень банкротств, даже в период кризиса с характерным массовым разорением сель­скохозяйственных производителей, не должен пре­вышать 10-12%. Иначе происходит снижение объемов производства, на восстановление которых у общества просто не хватает сил и средств.

Внутренние причины банкротств сельскохозяйственных предприятий условно можно выделить в следующие группы:

·  отсутствие маркетинговой стратегии на рынке, слабая адаптация процессов производства и реа­лизации произведенной продукции к требовани­ям конъюнктуры рынка. До 90% руководителей хозяйств чисто психологически вопросы техноло­гии производства ставят выше организационно-экономических. В условиях рынка это недопусти­мо, так как важно не только произвести продук­цию, но и продать ее с выгодой для себя. Отсюда возникает необходимость создания маркетинго­вых служб в хозяйствах и маркетинговых центров на районных и областных уровнях управления;

·  износ материально-технических ресурсов и не­выполнение технологических операций. Учи­тывая сложное финансовое положение боль­шинства хозяйств, для предотвращения их по­тенциального банкротства санационные ме­роприятия правительства должны включать развитие лизинга и материально-техническое обеспечение фьючерсных контрактов прави­тельства под государственные закупки сельс­кохозяйственного сырья и продовольствия;

·  слабая организация производства, падение техно­логической дисциплины характерны для 75% хо­зяйств-банкротов. Выход здесь один – менять соб­ственников с возможной продажей ресурсов бо­лее крупным и рентабельным предприятиям, спо­собным наиболее эффективно их использовать;

·  невозможность диверсификации производства. Опыт наиболее рентабельных хозяйств показы­вает, что, как правило, это крупные высокотовар­ные предприятия с замкнутым технологическим циклом. Кроме производства, переработки и ре­ализации сельскохозяйственной продукции, у них налажено производство товаров народного потребления и оказание услуг населению.

При разработке адаптационно-антикризисных мер для предприятий агарного сектора экономики необходимо учитывать все многообразие внутрихозяй­ственных путей и способов предотвращения банкрот­ства. Основные внутрихозяйственные факторы, способ­ствующие адаптации и предотвращению банкротства сельхозпредприятия можно объединить в три основные группы: организационно-экономические, производ­ственно-технологические, социальные (таблица 1).

Организационно-экономические, производ­ственно-технологические и социальные факторы предотвращения банкротства (через адаптацию и повышение эффективности хозяйствования) тесно взаимосвязаны. Наибольший эффект они дают при их системном использовании.

Следует отметить, что универсального метода финансового оздоров­ления сельскохозяйственных предприятий, естественно, нет. Это во многом определя­ется характером производственной деятельности, состоянием потенциала предприятия, местом его на рынке сельхозпродукции, значением и ролью в социально-экономическом развитии района и дру­гими факторами.

 

Таблица 1 - Антикризисные меры по предотвращению банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей

Организационно-экономические

Производственно-технологические

Социальные

Повышение интенсивности производства

Улучшение использования земли и техники

Развитие социальной инфраструктуры

хозяйства

Оптимизация размеров производства

Повышение урожайности культур и продуктивности животных

Уменьшение дифференциации доходов по группам работников

Развитие специализации и кооперации, рационализация сочетания отраслей

Улучшение качества продукции

Улучшение условий труда и качества жизни

Совершенствование организации труда и производства

Снижение ресурсо- и трудоемкости продукции

Повышение семейных доходов

Снижение хозяйственного риска

Оптимизация производственной структуры

Повышение степени содержательности труда

Улучшение качества бизнес-планов и прогнозирования

Углубление эффективных технологий

Изменение статуса наемного работника

Улучшение трудовой мотивации

Внедрение эффективных технологий

Улучшение экологии

 

При разработке программы антикризисных мер для конкретного предприятия необходимо учитывать все многообразие внутрихозяйственных путей и способов предотвращения банкротства.

В зависимости от возможностей восстановления платежеспособности предприятий необходимо определять меры их экономической поддержки. При этом должен быть обеспечен строгий контроль за осуществлением предусмотренных мер по выводу хозяйств из кризисной ситуации. Это позволит на основе объективной диагностики финансового состояния и оценки перспектив развития предприятия определить внутренние резервы и эффективно распорядиться выделяемыми средствами поддержки, мобилизовать трудовой коллектив на выполнение сложнейших задач оздоровления экономики предприятия.

В настоящее время в каждом субъекте Российской Федерации создается Территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления деятельности по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих долги.

Одним из критериев успешности рыночных реформ в аграрном секторе современной России следует считать устойчивое, экономически эффективное и экологически безопасное производство, способное сбалансировать потребительский спрос на приемлемом для населения ценовом уровне и при достаточном ассортименте продукции.

Таким образом, финансовое оздоровление и реформирование сельскохозяйственных предприятий поможет большинству из них перейти от экономики выживания к бизнесу, превратить их в жизнеспособные, рыночно ориентированные производственные единицы.

 

Сайт управляется системой uCoz