ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ИНВЕСТИЦИОНЫХ ПРОЕКТОВ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

Радугина В.С. (ЛГТУ, г.Липецк, РФ)

 

Problem of risk management of the small business investment is one of the main questions which should be decided. Peculiarity of such risks and the main measures on their lowering are stated in the given paper.

 

На современном этапе развития рыночной экономики малый бизнес становится серьёзным экономическим, социальным и политическим явлением. Инвестиционная деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения гибкости экономики региона в целом. Развитие инвестиционного процесса малого бизнеса создаёт благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идёт структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.

В процессе разработки и последующего осуществления инвестиционного проекта на него воздействуют и внешние, и внутренние факторы, при этом возможна ситуация, когда воздействие одних противоположно действию других. В этом случае поиск взаимозависимостей между отдельными факторами и оценка инвестиционного проекта в целом по всем параметрам становятся чересчур трудоёмкими, поэтому ряд исследователей предлагают в этой ситуации в качестве интегрального показателя использовать риск инвестиционного проекта. Таким образом, риск становится основным критерием оценки привлекательности инвестиций, и, как следствие, управление рисками – одной из важнейших составляющих реализации инвестиционного проекта [1].

Риски объективно присущи любой стадии инвестиционного процесса, но в то же время необходимо помнить, что их набор не является постоянным: одни из них появляются и растут, другие постепенно уменьшаются и почти исчезают, третьи объединяются между собой, создавая качественно новые риски. Обычно выделяют три стадии реализации инвестиционных проектов: разработка инвестиционного проекта, разработка бизнес-плана реализации проекта, практическая реализация проекта и материализация бизнес-идеи. Каждой из этих стадий присущи свои риски. При этом риски каждой последующей стадии включают в себя и риски предыдущей, так что по мере воплощения в жизнь инвестиционного проекта его общий риск возрастает. Таким образом, проблема управления рисками и поиск путей их снижения становится одним из основных вопросов, которые должны быть решены при осуществлении инвестиций малых предприятий.

Необходимо отметить, что в малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях [2]. В первую очередь, малые предприятия очень сильно зависят от жизненного цикла выпускаемых товаров. Это характерно как для предприятий, специально создаваемых для выпуска некоторого нового для рынка вида продукции или услуги, так и для давно работающих малых предприятий, решающихся на осуществление инвестиционной деятельности. Малый ассортимент выпускаемой продукции (или оказываемых услуг) повышает риски предприятия, так как в этом случае даже незначительное ухудшение конъюнктуры способно привести к резкому ухудшению финансового состояния предприятия.

Вновь создаваемые малые предприятия обычно выходят на рынок с каким-либо одним видов продукции или услуг. Это утверждение верно и для многих уже работающих малых предприятий. Поэтому представляется обоснованным применение к деятельности малых предприятий теории жизненного цикла товара. Рассмотрим инвестиционные риски на каждом этапе развития малого предприятия.

Для создания предприятия необходимо первоначальное вложение средств. Следовательно, уже на самом раннем этапе функционирования малого предприятия его успех зависит от успеха первоначальных инвестиций. В теории жизненного цикла товара этот этап называется «внедрением на рынок». В этот момент сбыт растёт крайне медленно, а в связи с высокими затратами прибыли может не быть вообще, что можно объяснить несколькими причинами, связанными как с деятельностью самого предприятия, так и с особенностями поведения потребителей. Даже для крупных предприятий этот этап сопряжён с высоким риском. Для малых предприятий это ещё сложнее, так как у них нет других продуктов, за счёт которых можно было бы компенсировать риски и возможные убытки. Естественно, крах инвестиционного проекта  на этом этапе деятельности малого предприятия приводит и к банкротству самого малого предприятия. Практика показывает, что около 70% вновь образованных малых предприятий заканчивают свою деятельность именно на этой стадии.

Если малое предприятие успешно внедрило свой товар на рынок, то за этим следует этап роста. На этом этапе продажи товара растут, предприятие начинает получать прибыль, которая постоянно возрастает, как за счёт роста сбыта, так и за счёт снижения издержек предприятия в результате действия эффекта масштаба производства. Но на данном этапе малое предприятие также испытывает и ряд трудностей. Основной из них является то, что рост объёмов оборота предприятия ведёт к повышению потребности в дополнительных источниках финансирования, обычно краткосрочных. Ликвидность предприятия снижается, в результате может образоваться нехватка средств для расчётов по текущим обязательствам. Инвестиции на данном этапе возможны только в случае достаточно эффективной работы предприятия. Как известно, расходы предприятия в этот момент весьма высоки, так как рост объёмов производства и сбыта требует постоянного роста затрат самого разнообразного характера. Невысока вероятность того, что в таких условиях малое предприятие сможет выделить ресурсы на разработку и осуществление инвестиций. С другой стороны, бурный рост доходов может подтолкнуть предприятие к осуществлению инвестиций, с тем, чтобы максимально полно воспользоваться ситуацией и закрепить имеющийся успех. Однако если перспективы были оценены неверно, то провал инвестиционного проекта может привести к краху малого предприятия. Неслучайно процент банкротств на данном этапе – от 30 до 50%.

Если предприятие смогло преодолеть первые два этапа, то оно переходит к этапу зрелости. В это время доходы предприятия достигли максимального уровня и стабилизировались (может наблюдаться небольшой рост), а его расходы также стабильны и невысоки. И в данной ситуации предприятие может пойти двумя путями. Вариант первый – предприятие нацелено на расширение. В данном случае получаемая прибыль тратится на осуществление инвестиций. Чистые инвестиции (инвестиции за вычетом износа) малого предприятия больше нуля, то есть идёт расширенное воспроизводство. Владельцы предприятия понимают, что выпуск одного вида товара или услуги сопряжён с высоким риском. Предприятие стремится к диверсификации производства, увеличивает его масштабы, и, если всё проходит успешно, оно достаточно быстро перестаёт попадать под категорию «малые предприятия». В этом случае предприятие несёт высокие риски, так как любой инвестиционный проект для малого предприятия имеет крайне важное значение, его провал грозит крахом всего бизнеса. Но возможен и другой вариант развития событий. Для непосредственного выживания предприятия достаточно, если валовые инвестиции будут совпадать с величиной износа (то есть чистые инвестиции будут равны нулю). Причём это совпадение может наблюдаться только в долгосрочном периоде. В рамках одного-двух лет инвестиций вообще может не быть. Многие владельцы, особенно владельцы микропредприятий (то есть до 5-10 человек), считают существующие масштабы бизнеса оптимальными и не желают увеличивать размеры предприятий. Во-первых, как уже было сказано выше, инвестирование связано с высокими рисками. Во-вторых, предприятие в результате осуществления инвестиций может превысить существующие нормативы и потерять льготы, присущие малым предприятиям, что для их собственников также является негативным фактором. Но при этом собственники малого предприятия должны учитывать, что излишнее уклонение от риска в бизнесе иногда не менее опасно, чем принятие слишком высокого риска. Не взятый на себя разумный риск – это упущенные возможности, которые, возможно, в будущем приведут к провалу предприятия [3].

Четвёртый этап, спад, характеризуется снижением объёмов реализации до очень низкого уровня или вовсе до нуля. Этого этапа желательно избежать. Единственным способом для малого предприятия сделать это, является переход на производство нового вида товара (или оказание нового вида услуг). Для предприятий первого типа (нацеленных на расширение) этот этап был ожидаемым, если их деятельность на этапе зрелости была успешной, то предприятие сможет пережить упадок и продолжить свою работу.

Риски, связанные с малым предприятием имеют ту отрицательную особенность, что их практически невозможно диверсифицировать. Таким образом, собственник малого предприятия подвергается гораздо большему риску, чем держатель акций акционерного общества, который в любой момент может продать свои акции и/или диверсифицировать портфель. Действительно, если малое предприятие, принимает решение об осуществлении инвестиционного проекта, то оно подвергает себя огромному риску не просто получить убыток, а получить убыток, который невозможно компенсировать за счёт других инвестиционных проектов, потому что этих других проектов просто нет.

Как показывает практика, количественно рассчитанные для предприятия малого бизнеса финансовые коэффициенты обычно свидетельствуют о повышенных по сравнению с прочими предприятиями рисках (и производственном, и финансовом) [4]. Поэтому коэффициентный (количественный) анализ риска должен быть дополнен качественным анализом по крайней мере, в трёх направлениях.

В первую очередь необходимо оценить клиентуру предприятия. Понятно, что предприятие с многочисленными клиентами вряд ли сильно пострадает от потери одного-двух крупных покупателей. Но для малого предприятия с ограниченным числом клиентов, такая ситуация может привести к банкротству предприятия или, по крайней мере, к резкому падению объёмов реализации.

Второе направление оценки риска связано с оценкой ассортимента производимых товаров. Ориентация на единственный товар, пусть даже и крайне удачный, не приводит к росту финансовой устойчивости, так как в этом случае вся сумма постоянных расходов не распределяется между несколькими производимыми товарами, а относится только на один. К тому же, рыночный спрос на товар, производимый малым предприятием, может быть ограничен, а это, в свою очередь, не позволяет фирме увеличивать объёмы реализации и, как следствие, масштабы собственной деятельности.

Немаловажным фактором, влияющим на степень риска, является личность собственника, его деловая репутация и способность выполнять свои обязательства. При оценке риска, связанного с инвестиционным проектом, необходимо ответить на вопрос, сможет ли данный бизнес существовать, если по каким-то причинам его нынешний владелец уйдёт из бизнеса до истечения срока инвестиционного цикла. Для малых предприятий ключевую роль играет именно человеческий фактор, и уход из дела даже одного из нескольких собственников такой фирмы может привести к возникновению финансовых трудностей у предприятия в целом.

Помимо того, что риски малых предприятий при осуществлении инвестиционных проектов выше, чем аналогичные риски крупных предприятий, малые предприятия имеют гораздо меньше возможностей для управления рисками. Управление рисками – это та часть деятельности руководителей фирмы, которая направлена на экономически эффективную защиту фирмы от нежелательных сознательных и случайных обстоятельств в конечном итоге, наносящих материальный ущерб фирме. Управление рисками можно определить как процесс выработки и осуществления решений, которые минимизируют широкий спектр влияний случайных или злонамеренных событий, в конечном счёте наносящих существенный материальный ущерб фирме. Если рассматривать управление рисками как процесс, то он включает в себя следующие элементы:

- выявление факторов, влияющих на конкретный вид риска;

- анализ выявленных факторов;

- оценка конкретного вида риска;

- определение допустимого вида риска;

- разработка мероприятий по снижению рисков;

- реализация мероприятий и оценка результатов [5].

Как известно, все мероприятия по снижению рисков можно классифицировать на четыре группы: методы уклонения от риска; методы локализации риска; методы диссипации риска; методы компенсации риска [6]. К сожалению, все четыре направления снижения рисков могут применяться малыми предприятиями только в весьма ограниченной степени.

Методы уклонения от рисков связаны в основном либо с избеганием рисковых ситуаций (отказ от ненадёжных партнёров и высокорисковых проектов) либо с применением инструментов страхования. К сожалению, малые предприятия зачастую имеют слишком незначительное число партнёров и вариантов вложения средств для того, чтобы позволить себе отказаться от некоторых из них в связи с высокими рисками. Страховые институты в настоящее время в России находятся в основном на стадии формирования и не могут в полном объёме выполнять свои функции инструментов управлению рисками.

Методы локализации риска в наименьшей степени применимы малыми предприятиями. Обычно эти методы связаны с выделением особо рисковых участков деятельности в отдельные предприятия либо подразделения. Очевидно, что малому предприятию не под силу создать дочернюю компанию, а создание подразделений, описанных выше, не принесёт желаемого результата, так как в силу масштабов предприятия такое подразделение будет иметь серьёзное влияние на деятельность предприятия в целом.

Диссипация и диверсификация рисков также имеют ограниченное применение в качестве инструмента управления рисками инвестиционных проектов малых предприятий. Действительно, если малое предприятие, принимает решение об осуществлении инвестиционного проекта, то оно подвергает себя риску не просто получить убыток, а получить убыток, который невозможно компенсировать за счёт других инвестиционных проектов, потому что этих других проектов просто нет. Кроме того, малое предприятие не может себе позволить диверсификацию рынков сбыта и зон хозяйствования, либо расширение круга поставщиков: и без того небольшие объёмы сделок в этом случае окажутся «распылены» между большим числом контрагентов.

Методы компенсации риска подразумевают не только внедрение стратегического планирования на предприятии, но и активное влияние на внешнюю среду. Хотя и эти способы управления риском инвестиционного проекта находят весьма ограниченное применение в малом предпринимательстве, нельзя не признать, что в последнее время все большую роль начинают играть объединения и ассоциации малых предпринимателей, которые позволяют представителям малого бизнеса воздействовать (пусть и в небольшой степени) на социально-экономическую и нормативно-правовую среду.

Высокий уровень рисков, связанных с инвестиционной деятельностью малых предприятий зачастую приводит к тому, что финансирование инвестиций за счёт кредитов банков или привлечения финансовых ресурсов других хозяйствующих субъектов для малого бизнеса сильно затруднено. Также необходимо учитывать тот факт, что высокие риски инвестиционного проекта предприятия не могут не повлиять на величину процентной ставки по кредиту. Всё это вызывает необходимость поддержки инвестиционного процесса малого бизнеса со стороны общественных и государственных организаций, заинтересованных в развитии малого бизнеса.

 

Литература

1. Москвин, В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов [Текст] / В.А. Москвин. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 352 с.

2. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]: учебник / Е.С. Стоянова [и др.]; под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Изд-во «Перспектива», 2002. – 656 с.

3. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития [Текст] / О.Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.

4. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]: учебник / Е.С. Стоянова [и др.]; под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Изд-во «Перспектива», 2002. – 656 с.

5. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития [Текст] / О.Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.

6. Качалов, Р.  Управление хозяйственным риском – основа экономической безопасности региона [Текст] / Р. Качалов // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 4 – с. 45-52.

 

 

Сайт управляется системой uCoz