ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

 

Приходько Е.А., Разумович И.В. (НГТУ, г. Новосибирск, РФ)

 

The results of studying the management of accounts receivable are stated in the given paper.

 

Современный этап экономического развития страны характеризуется замедлением платежного обо­рота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.

Для российских же предприятий в большинстве случаев характерно отсутствие планирования необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, а также недостатки в системе управления предприятий. Это еще раз подчеркивает необходимость в совершенствовании политики управления дебиторской задолженностью на современном этапе развития экономики.

Совершенствование политики управления дебиторской задолженностью необходимо проводить каждому предприятию, т.к. возврат дебиторской задолженности является, как правило, одним из основных источников поступления денежных средств, гарантией обеспечения ликвидности и платежеспособности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Дебиторская задолженность и политика ее управления важна, прежде всего, с позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности предприятия.

Одной из задач финансового менеджмента при совершенствовании политики управления дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также представление рекомендаций по работе с фактическими или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Задачами совершенствования политики управления дебиторской задолженностью являются: ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности; выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; ускорение востребования долга; уменьшение бюджетных долгов; оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от не использования средств, замороженных в дебиторской задолженности; определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что главными задачами политики управления дебиторской задолженностью являются:

·  использование наиболее эффективных форм расчетов для сокращения времени движения денежных средств от покупателя к поставщику и расчетных документов от поставщика к покупателю;

·  снижение периода оборота дебиторской задолженности;

·  увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности;

·  проведение наиболее эффективной кредитной политики.

Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность мероприятий по совершенствованию политики управления дебиторской задолженностью.

Целью совершенствования политики управления дебиторской задолженностью можно считать снижение величины дебиторской задолженности, поскольку на предприятие оказывает негативное влияние, как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение. Продажа в кредит, отсрочка платежей - дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Разумное использование взаимных долгов способствует росту продаж, только необходимо научиться управлять дебиторской задолженностью. Слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Таким образом, выбранная политика должна быть такой, которая оптимизировала бы размер дебиторской задолженности, запасов и наличности в целом.

Политику управления дебиторской задолженностью необходимо постоянно совершенствовать на всех этапах ведения хозяйственной деятельности, начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций. Также необходимо:

· постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;

· своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок, поставщики и покупатели по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье «Прочие дебиторы»;

· прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;

· оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности.

При совершенствовании политики управления дебиторской задолженностью необходим  ответ на три вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и как много.

Основной критерий эффективности политики управления дебиторской задолженностью - это рост доходности по основной  деятельности предприятия, либо вследствие увеличения объемов продаж (что  происходит при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).

Инструменты политики управления дебиторской задолженностью представляют собой как шаблоны для оценки потенциальных дебиторов, так и регламент или процедуры работы соответствующей бухгалтерской или финансовой службы.

При ответе на три основных вопроса политики управления дебиторской задолженностью, можно выделить ряд инструментов, определяющих ответы на них.

Ответ на вопрос «кому предоставлять кредит?» в большей степени зависит от риска не возврата кредита или затягивания сроков распоряжения полученными ресурсами. Поэтому распределение покупателей по группам риска является одной из основных задач политики управления дебиторской задолженностью

Одним из наиболее распространенных инструментов для решения этой задачи является метод оценки кредитной истории. Он основан на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и введению критериев принятия решения по предоставлению кредита. Использование данного метода помогает оценить насколько рискованно предоставление отсрочки платежа тому или иному покупателю.

Для оценки кредитной истории основных дебиторов можно выделить пять основных показателей:

· период работы с покупателями;

· период существования самого предприятия (количество лет с момента его государственной регистрации);

· объем накопленной дебиторской задолженности свыше одного квартала - для этого понадобится предварительно построить реестр старения счетов дебиторов;

· среднемесячный объем продаж, приходящийся на данного покупателя, за последние полгода;

· чистый денежный поток при расчете (определяется как сумма расчетов за отгруженную продукцию взвешенная по стоимости товаров, поступающих по бартерному обмену).

Любое предприятие  всегда ограничено в финансовых ресурсах, поэтому задача эффективного их распределения при минимальных рисках наиболее актуальна.

Если метод оценки кредитной истории позволяет взвесить риски, связанные с предоставлением кредитов отдельным покупателям, то метод определения оптимального срока кредита дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос об условиях размещения коммерческого кредита.

Предприятия выступают кредиторами для своих покупателей вовсе не из доброго отношения к ним. Основной мотив подобных сделок заключается в попытках увеличения объемов продаж.

При выработке политики платежей предприятие исходит из сравнения прибыли, дополнительно получаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемов продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

 Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

Как обеспечить полный возврат дебиторской за­долженности, сведя к минимуму возможные потери? Существуют три группы мер, кото­рые доступны предприятию: меры по досу­дебному взысканию задолженности, страхо­вание риска не возврата дебиторской задол­женности и факторинговые операции. При этом решения, принимаемые в ходе текущего управления дебиторской задолженностью, должны основываться на оценке эффектив­ности различных методов ее оптимизации, а также оценке реальной стоимости дебитор­ской задолженности.

Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара.

Следовательно, систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью — это комплекс мер, направленных на предотвращение ее появления путем тщательного анализа и ранжирования контрагентов. Способствовать этому может издание независимых авторитетных рейтингов надежности предприятий, формирование баз данных, содержащих достоверную информацию, существование кредитных бюро и т.д.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz