СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И PЕИНЖЕНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

 

Мерзлов И.Ю. (ПГУ, г.Пермь, РФ)

 

Quality management system supposes business-processes to be direct management objects. They determine the practical side of production quality showings execution.

 

Повышение качества продукции во многом определяет конкурентоспособность организации в рыночных условиях, рост эффективности производства, обеспечивает положительную динамику научно-технического прогресса, рациональное использование всех видов ресурсов, используемых в производственном процессе. Стремление к постоянному повышению качества продукции — одна из самых характерных тенденций развития современной мировой экономики.

Соответственно, качество как ключевой фактор конкурентоспособности распространяется на всех хозяйствующих субъектов национальной экономики. Качество продукции заключает в себе диалектическую взаимосвязь ряда  свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Наиболее известна классификация, включающая в себя десять групп свойств и соответствующих показателей: назначения, надежности, сохраняемости, технологичности, стандартизации и унификации, патентно-правовые, эргономические, эстетические, экологические показатели и показатели безопасности.

Следовательно, при построении процесса управления качеством продукции непосредственными объектами управления становятся бизнес-процессы, которые определяют практическое выполнение указанных групп показателей качества продукции. Эти процессы являются, по сути, непрерывными и реализуются на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, то есть в организации должна быть внедрена система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых закреплен международный опыт управления качеством продукции в организациях большинства сфер экономики. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества, то есть непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Между тем немаловажную роль играет формальная сторона: стандарты ИСО 9000 стали мощным средством для западного рынка в конкурентной борьбе с продукцией развивающихся стран, в том числе – и российской.

Европейское сообщество постоянно увеличивает перечень продукции, на которую наложены ограничения, связанные с сертификацией на соответствие требованиям ИСО 9000.

Несмотря на то, что выполнение минимальных требований стандартов ИСО 9000 соответствует только около 15% организаций от идеальной модели западной компании, построенной в соответствии со стандартами ИСО 9000, система качества является базой для внедрения дальнейших современных подходов в управлении, превращающих компанию в мирового лидера.

Тем не менее, суть рассматриваемых стандартов сводится к формализации существующих информационных потоков и даёт возможность контрагентам удостовериться, что минимальные требования к управляемости и стабильности организации выполняются. Актуальность массового внедрения таких систем, во многом, сводится к стремлению рынка эффективно (в том числе – с минимальными затратами времени) идентифицировать хозяйствующих субъектов, имеющих минимальные гарантии по отношению к существующим рискам, связанным с поставляемой продукцией или оказанием услуг.

Стандарты ИСО серии 9000 постоянно совершенствуются, включая в себя весь передовой опыт в области управления качеством. В связи с ужесточением ответственности за выпуск некачественной продукции на Западе появляются требования к использованию более строгих стандартов (например, стандарты QS 9000, разработанные в США, для автомобильной промышленности). При этом формируется новая стратегия управления качеством, которая характеризуется рядом системообразующих элементов:

• обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как итерационный процесс, пронизывающий всю организационную структуру;

• проектирование и построение новой организационной структуры, учитывающей требования по управлению качеством;

• управление качеством на всех стадиях жизненного цикла продукта от НИОКР до массового производства;

• потребительские свойства выпускаемой продукции должны быть ориентированы на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

• организация процесса управления качеством на основе современных информационных технологий;

• обеспечение тотального проникновения и понимания принципов управления качеством всеми сотрудниками организации.

В целом, необходимо отметить, что методология управления качеством представляет собой разновидность методологии управления бизнес-процессами в сфере повышения качества продукции.

 Выявление функций управления и бизнес-процессов, посредством которых осуществляется управление качеством, является одной из ключевых задач организации при построении системы управления качеством. При проектировании систем управления необходимо прежде всего выявить функции, относящиеся к управлению качеством продукции, и установить их взаимосвязи с производственными функциями управления, бизнес-процессами. Это необходимо для определения границ систем управления качеством в общей системе управления производством, выявления необходимых связей с производственными системами для обеспечения единства процесса производства и управления качеством. От правильности выявления функций управления зависит реальность и эффективность выполнения задач, поставленных системой, так как ошибочное определение функций управления может привести к неправильному построению структуры системы управления и органов управления качеством.

Анализ функций управления качеством на отечественных и зарубежных предприятиях даёт возможность выявить следующие основные функции управления качеством готовой продукции:

·        планирование и стимулирование повышения качества;

·        учет и анализ качества;

·        контроль качества;

·        оценка качества продукции;

·        регулирование качества продукции.

Кроме выделения из общей системы управления производством функций, касающихся управления качеством, важное значение имеет идентификация бизнес-процессов, относящихся к системе управления качеством. Указанная стадия играет важную роль в реализации принципа процессного и системного подходов, в соответствии с которыми организация должна определить процессы, необходимые для создания добавленной стоимости, оценить их взаимосвязи и обеспечить управление ими.

Выделение бизнес-процессов очень важно в управлении качеством, так как они обеспечивают взаимосвязь функций управления с этапами жизненного цикла продукции, а также способствуют созданию необходимых условий для осуществления эффективного управления качеством посредством объединения с ними определенных функций управления производством.

Данный подход обеспечивает комплексность охвата управлением всех стадий жизненного цикла продукции, а также дополнительных процессов и элементов, влияющих на качество выпускаемой продукции.

Для создания оптимальной структуры и обоснования численности службы управления качеством необходимо рациональное распределение и перераспределение функций по управлению качеством продукции между работниками технологических, производственных служб, отделов маркетинга, технического контроля, бухгалтерии и других структурных подразделений организации. Это обеспечивает более эффективное управление качеством. В этой связи представляется рациональным следующее закрепление выделенных ранее функций управления качеством за структурными подразделениями промышленного предприятия:

· планирование качества - служба качества, производственные цеха, участки, отделы снабжения, технологическая служба;

· учет и анализ качества, оценка качества продукции - служба качества, бухгалтерия, главный технолог;

· контроль качества - производственные мастера, служба качества;

· стимулирование и регулирование качества продукции - руководитель предприятия, начальники цехов, плановый отдел или отдел труда и заработной платы, бухгалтерия.

Представляется эффективным, что внедрение системы управления качеством должно основываться на чётко проработанной комплексной целевой программе. В основе такой программы должны лежать следующие принципы:            

• планирование   научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;

• качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;

• ускорение разработки  изделия  должно  стать  одним из основных критериев эффективности системы разработки.

Планирование мероприятий по повышению качества с помощью комплексных целевых программ, реализуемых в организации, позволяет увязать цели, задачи, функции управления с ресурсами и конечными результатами на всех уровнях управления и стадиях жизненного цикла продукции, что способствует росту эффективности функционирования системы управления качеством в целом.

При этом утвержденная целевая программа должна полностью соответствовать принятой стратегии организации. Выделение стратегий развития производства на основе повышения качества продукции как целей системы управления качеством позволит увязать общую стратегию развития предприятия с целями управления качеством, что должно быть тесно взаимосвязано с целями инновационного развития и снижения издержек производства. Поэтому данные цели также необходимо рассматривать при проектировании систем управления качеством.

Таким образом, диалектическое единство систем управления качеством и бизнес-процессов организации, представляют собой взаимосвязанную совокупность принципов управления качеством, организационных, правовых и экономических методов и инструментов управления, которые во взаимодействии обеспечивают целенаправленное действие системы менеджмента качества, реализацию комплексных целевых программ и планов повышения качества продукции. Такое понимание обеспечивает эффективное построение и функционирование целостной системы управления качеством, а также систематический контроль, оценку уровня качества работ, а также создаёт предпосылки экономического стимулирования персонала, напрямую связанного с управлением качеством.

После выстраивания всех бизнес-процессов дальнейшее развитие системы управления качеством необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с требованиями стандартов ИСО 9000, конъюнктурой рынка и уровнем развития производственного, научно-технического и кадрового потенциала организации.

 

 

Сайт управляется системой uCoz