РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ЧЕРНОЗЕМЬЯ

 

Матвеев Д.Е. (ЛГТУ, гЛипецк, РФ)

 

The results of studying of the economics of the  Lipetsk region and about the development of structure Lipetsk economics.

 

Анализ развития экономики в условиях Центрально-Чернозёмного региона показывает, что экономический, природный и человеческий потенциал используется нерационально. Так, в городе Липецке более 90 % регионального внутреннего продукта составляет продукция отраслей тяжёлой промышленности и в первую очередь черной металлургии (около 70 %). В то же время продукция лёгкой и пищевой промышленности составляет около 4 %. Продукция сельского хозяйства преимущественно в необработанном виде отправляется в другие регионы. Таким образом, очевидно, что наиболее развиты отрасли добывающей промышленности, и торговая деятельность региона носит сырьевой характер.

Если проанализировать структуру экономического потенциала, то в большинстве отраслей наблюдается монополия, либо олигополия. В отраслях тяжёлой промышленности конкуренция в масштабах одного региона неоправданна. Новолипецкий металлургический комбинат, например, обеспечивает своей продукцией не только области Центрального федерального округа, но и других округов. Что же касается отраслей лёгкой, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, то здесь необходимо развивать производство за счёт предприятий малого и среднего бизнеса. Практика полной монополизации хлебомакаронных предприятий одним хозяином показала, что при нарушении ритмичности производства, аварийных ситуаций с прилавков исчезает продукция, которая имеет устойчивый спрос, а это в условиях рыночной экономики недопустимо.

Нерационально используются земельные ресурсы. В дореволюционной России урожайность зерновых в Ярославской, Костромской, Владимирской и других губерниях достигала 40-60 ц./га без применения сельскохозяйственной техники и неорганических удобрений. В настоящее время даже в условиях Черноземья при использовании техники, неорганических удобрений и использовании передового научного опыта такой урожайности не достигается. То же самое можно сказать и о развитии животноводства. Если сравнить удои молока в Липецких хозяйствах и  у фермеров Бельгии и Голландии, то и здесь есть резервы для работы крестьянства. В хозяйствах Бельгии, Голландии и других стран действует правило: если надои от одной коровы составляют менее 3000 кг молока в год, то такая корова идёт под нож. Можно вспомнить о знаменитом вологодском масле, производство которого начала семья Гиляровских ещё в дореволюционное время. И здесь недостаточна конкуренция. Необходимо больше использовать частную собственность в сельском хозяйстве. Даже визуально заметно преимущество этой формы собственности. У частника значительно выше ответственность за результаты своего труда, чем в условиях коллективной безответственности. Повышение производительности сельского хозяйства может расширить и стабилизировать сырьевую базу для лёгкой и пищевой промышленности.

Недостаточно используется и человеческий потенциал. В начале 90-х годов прошлого столетия многие отрасли производства пришли в упадок, и здесь нет никакого злого умысла, как пытаются объяснить некоторые экономисты. А это привело к появлению безработицы. И если посчитать её по методике Международной организации труда (МОТ), то она окажется значительно выше, чем зафиксировано в нашей статистике. Липецкие трактора оказались неконкурентоспособными с другими тракторами, например, тракторами «Беларусь», станки также имели невысокую конкурентоспособность. Продукция лёгкой промышленности не пользовалась спросом. Поэтому и по причине значительного износа производственных фондов предприятия оказались несостоятельными. На тех предприятиях, которые продолжали работать, также образовались незадействованные лица, а индексация заработной платы производилась. Это привело к невыплатам заработной платы и скрытой безработице. Да и те безработные, которые зарегистрированы в службе занятости, не используются. Здесь надо отметить такой факт, что безработные получают пособие по безработице в размере прожиточного минимума, а некоторые категории работающих граждан заработную плату около минимальной. Такая диспропорция не способствует поиску работы. Недостаточно используется и такая форма занятости безработных, как  организация временных оплачиваемых общественных работ, как муниципальными органами власти, так и предприятиями. Для сравнения стоит отметить, что чудо-дороги Европы и США построены руками безработных. Да и пособие по безработице за рубежом составляет 50-70 % от минимальной заработной платы. Гражданин не может быть принят на учёт в качестве безработного, не отработав 26 недель на любых работах.

Важной проблемой сегодня является и использование труда ряда категорий граждан. Так, очень слабо востребован труд инвалидов, хотя многие из них могли бы внести существенный вклад в развитие экономики города, в том числе и инвалиды III группы. И здесь при создании малых и средних предприятий, можно было бы учесть условия для трудоустройства этой категории граждан. Не менее важно задействовать трудовой потенциал бывших военнослужащих и членов их семей, используя возможности службы занятости по профессиональному обучению бывших военнослужащих и профессиональной реабилитации инвалидов в центре социально-трудовой реабилитации

Сегодня, очевидно, что главным орудием в борьбе с инфляцией, безработицей и другими негативными последствиями является развитие реального сектора экономики. В условиях города Липецка ещё не исчерпаны резервы экстенсивного развития городского хозяйства. При развитии предприятий лёгкой, пищевой промышленности, строительных материалов необходимо учитывать эффект масштаба, то есть размещать предприятия недалеко друг от друга. Эффект масштаба положительно сказывается на формировании инфраструктуры: сокращаются транспортные расходы: доставка сырья, вывоз готовой продукции, доставка работников предприятия на работу и с работы, сокращаются расходы на создание телефонных и компьютерных сетей, упрощается поиск работы работниками соответствующего профиля. Положительно сказывается эффект масштаба и на формировании рынков сбыта продукции. Количество предприятий той или иной отрасли определяется численностью жителей определённого микрорайона, округа и города и спросом на продукцию той или иной отрасли.

Предприятия, которые и до сих пор не могут работать рентабельно, необходимо перепрофилировать на выпуск готовой продукции, то есть обрабатывающие предприятия. Так одним из вариантов перепрофилирования тракторного завода может стать выпуск легковых автомобилей или автобусов, а также оставить цех по выпуску мини-тракторов для фермеров, садоводов и огородников, на станкостроительном заводе можно организовать выпуск электроинструментов, например, по лицензии фирм «Bocsh»? «Siemens» или «DWT». Возможно открытие и новых производств по производству из глины красного кирпича и черепицы, например, по немецкой или испанской технологии.

С целью уменьшения и стабилизации цен, возможно, есть необходимость шире задействовать механизм рыночного формирования цены, то есть во главу угла поставить величину спроса и предложения, ценности того или иного товара. На сегодняшний день по-прежнему используется затратный механизм ценообразования, который работает только в одну сторону – повышения цены, а чтобы как-то привлечь покупателей используется временная система скидок. На наш взгляд это тупиковый путь, ведущий к увеличению инфляции. Для того, чтобы увеличить платёжеспособный спрос необходимо расширение ассортимента продукции за счёт упрощения конструкции, эксплуатационных свойств, технических характеристик, в том числе выпуск продукции доступной граждан с невысоким уровнем дохода.

Для того, чтобы коренным образом переломить ситуацию в городе необходимо совместное действие городских властей и предпринимателей. Для того, чтобы предприниматель мог увеличивать зарплату своим работникам необходимо периодически сокращать численность работников, вводя инновационные технологии и формы организации труда. Это позволит повысить производительность труда, прибыль и отчисления в бюджет. Городская управа может содействовать формированию новых предприятий и созданию рабочих мест, а это в свою очередь может позволить повысить занятость населения. За счёт увеличения доходной части бюджета может быть повышена заработная плата работникам бюджетной сферы. Следует отметить, что и сфера услуг находится на достаточно низком уровне. Так, на 20.000 тыс. жителей приходится один нотариус, недоступны услуги адвокатов. Услуги адвоката доступны только высокооплачиваемым гражданам, предпринимателям и потенциальным обвиняемым, которым они выделяются бесплатно, а это приводит к тому, что преступники зачастую уходят от возмездия. Не хватает и других специалистов из сферы услуг.

Таким образом, проведённый анализ показывает, что в условиях Черноземья необходимо менять структуру городской экономики в сторону увеличения сектора обрабатывающих отраслей, а именно: пищевой, лёгкой промышленности, возможно, провести переориентацию предприятий с низкой рентабельностью на выпуск другой продукции, пользующейся спросом не только в условиях региона, но и страны в целом. Так, в России только пять автомобильных заводов выпускает легковые автомобили, а это для насыщения рынка явно недостаточно. Тем более, что в Липецке есть для этого все возможности. Металл свой, другие материалы, необходимые для производства автомобилей производятся в пределах Центрального федерального округа.

Достаточно просто можно решить и вопрос о подготовке специалистов для этих отраслей. В Липецком Государственном Техническом Университете, где есть специальности, связанные с автомобильном хозяйством, которые можно переориентировать на производство автомобилей. Для организации работы лёгкой и пищевой промышленности возможна организация ещё одного факультета «Технологического», а в рамках подготовки специалистов на кафедре «Технологии художественной обработки материалов», где уже готовят специалистов по дизайну, ввести специализацию «дизайнер одежды».

Предприятия одной отрасли должны располагаться недалеко друг от друга с учётом эффекта концентрации. Это позволит более рационально организовать и инфраструктуру городской экономики, как транспортную, так и информационную.

Велика роль в этом процессе и муниципальных органов власти, которые могут скоординировать работу по реформированию городской экономики, так и организовать работу по её реализации через систему аукционов и коммерческих конкурсов привлечь к инновационной деятельности наиболее достойных представителей бизнеса. Создание новых рабочих мест позволит уже существующим предприятиям проводить политику интенсивного развития, внедрять новые технологии, проводить реконструкцию предприятия, повышать заработную плату работникам в зависимости от производительности их труда. Не менее значимым фактором является демонополизация городского хозяйства и формирование конкурентной среды. А все эти мероприятия могут способствовать развитию липецкой экономики, стабилизации пополнения бюджетов всех уровней и повышение уровня благосостояния населения 

 

Сайт управляется системой uCoz