ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНООРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

                                                                       

Лавров О.В. (СГЭУ, г. Самара, РФ)

 

In this article the author analyses the cluster approach developing theory and clusters’ classification. He also considers the particular features of a creation strategy and further clusters developing in foreign countries and Russia.

 

Уровень развития экономики любой страны может оцениваться по большому количеству критериев, в том числе наличию отраслей, являющихся конкурентоспособными на мировом рынке, что также является производным от множества базовых и специфических факторов и инновационных путей их развития. Стратегия на создание кластеров является одним из таких путей развития сегодня.

В теории инноваций (работы Н. Кондратьева, Й. Шумпетера, Г. Менша, А. Кляйнкнехта, М.Портера) понятие «кластер» имеет разные значения. Ряд авторов отмечают взаимосвязь между цикличностью развития экономики, инновациями и возникновением кластеров.

Н.Д. Кондратьев, проанализировав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве выявил существование больших циклов конъюнктуры (К-волны). Длинные волны можно представить как процессы подъема и спада ведущих отраслей промышленности, а с изменением структуры мировой экономики, основой структурных сдвигов являются группы нововведений. Теорию Н.Д. Кондратьева развил в своих трудах И. Шумпетер. В его работах речь идет именно о группах или кластерах нововведений, и эффект группирования является принципиальным признаком длинной волны. Повышение конъюнктуры в одной или нескольких отраслях вызывает цепную реакцию в смежных отраслях и приводит к оживлению экономики. Группировка инноваций происходит как во времени, так и в пространстве, причем до определенного момента в последнем может существовать несколько конкурентных инновационных зон - как на территории страны, так и за ее пределами. Страна, сумевшая воспользоваться повышательной инновационной волной, почти автоматически становится мировым экономическим лидером.

Дальнейшее развитие кластерного подхода связано с именем немецкого экономиста Г. Менша, его главная идея состоит в том, что депрессия сама по себе является стимулом к нововведениям (депрессия как спусковой крючок). Прямо противоположного взгляда придерживаются авторы работы К. Фримен, Дж. Кларк, Л. Сутэ. Они полагают, что только успешная перспективная фирма способна осуществлять инновации. Немецкий исследователь А. Кляйнкнехт, впервые, убедительно показал существование кластеров нововведений (их “сгущений” во времени), как совокупности базисных инноваций, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве.

Интерес к теории кластеров возрос в 90—е годы после опубликования М. Портером ряда работ. Он уточнил что кластер или промышленная группа - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Но ведь на рынке конкурируют не только отдельные предприятия разных регионов, но и функции, выполняемые регионами в народно-хозяйственном разделении труда, т.е. конкурентные преимущества отдельных регионов. Конкурентные преимущества каждого региона могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные конкурентные преимущества региона связаны с наличием уникальных ресурсов и возможностей в данном регионе (географическое положение, минеральные ресурсы, пейзажи, сочетание производств и др.). В качестве примера конкуренции географического положения можно привести конкуренцию Новосибирска, Красноярска и Иркутска за обслуживание трансполярных грузовых и пассажирских авиаперевозок. Относительные конкурентные преимущества обусловлены лучшими по сравнению с другими регионами возможностями или условиями производства и сбыта той или иной продукции или предоставления услуг (себестоимость, качество, упаковка, доступность и т.д.). Конкурентными преимуществами являются не только количественные параметры или доля рынка, но и качественные характеристики функций региона, товаров или услуг, выпускаемых его предприятиями. Конкурентные преимущества нужно также разделить на фактические, или реализованные, и потенциальные, т.е. не используемые в настоящее время. В последнем случае необходимо определить условия реализации потенциальных конкурентных преимуществ и разработать бизнес-план вывода потенциального конкурентного преимущества в число фактических.

Образованию кластера предшествует мониторинг территории по выявлению перспективных отраслей и фирм-лидеров, способных стать ядром межфирменной кооперации. Одной из важнейших характеристик является сбалансированность элементов кластерной организации, поэтому доминирующая фирма навязывающая свои подходы участникам кластера, не имеет перспектив. Члены кластера должны четко понимать цели присоединения к организации. Участниками кластерной организации являются органы власти, бизнес и институты (в широком смысле слова, то есть вузы, научно-исследовательские финансово-кредитные и банковские учреждения).

Согласно исследованиям, в странах, использующих кластерный подход, экономическое развитие идет более высокими темпами. Кластеры можно классифицировать по целому ряду признаков, например:

ü       по номенклатуре продукции (многопрофильный, однопрофильный);

ü       по степени внешней зависимости («свои» или внешние ресурсы использует);

ü       по характеру конечной продукции/услуги (сырье, полуфабрикат, компонент, готовое изделие);

ü       по масштабу и структуре рынков сбыта;

ü       по доле в экономической базе региона, в объеме областного и национального рынка;

ü       по географии сбыта (за пределами региона или в нем);

ü       по степени технологической, экономической и организационной изолированности от других кластеров региона;

ü       по эффективности для регионального бюджета.

 В последнее десятилетие кластеры получили широкое распространение не только в странах Западной Европы и США, но появились в ряде стран Восточной Европы, а также развивающихся странах - Индии, Бразилии. Наилучшим образом реализовать свои конкурентные преимущества смогла Финляндия. Здесь кластерный подход начали использовать несколько позже (1995 год), чем в других странах, тем не менее, за это время были созданы девять кластеров, наиболее успешными из которых считаются: лесной и кластер информационных и телекоммуникационных технологий. Данный опыт может быть полезен при формировании национальной инновационной системы России, в том числе и для регионального развития. Однако необходимо учитывать специфику российской экономики. Во-первых, если в Финляндии нет противоречия между понятиями и «территория», то в России, в силу ее размеров, очень трудно объединить всю отрасль в кластер. Во-вторых, администрации регионов сильно вовлечены в бизнес, поэтому кластерный подход может способствовать не развитию конкурентных отношений и становлению инновационной системы, а возникновению противостояния между регионами в борьбе за создание условий наибольшего благоприятствования со стороны федеральных властей. Ведь не следует сбрасывать со счетов тот факт, что может существовать и существует на деле внутрирегиональная конкуренция за инвестиционные ресурсы между отдельными предприятиями и муниципальными образованиями. Отдельные предприятия, находящиеся в регионе, конкурируют непосредственно за инвестиционные ресурсы в различных формах: капитальных вложений, кредитов, вложений в уставной капитал, лизинга и т.п. Конкуренция идет не только с предприятиями других регионов, но и внутри – с предприятиями того же региона. Последняя форма конкурентной борьбы негативно влияет на социально-экономическое развитие региона и нежелательна для региональной власти. Позитивная соревновательная роль (особенно между муниципальными образованиями) во многих случаях приводит к развитию одних хозяйствующих субъектов в регионе в ущерб другим, ослабляя таким образом экономическую мощь региона. Поэтому задача региональной власти в привлечении инвестора двуедина. С одной стороны, нужно стремиться к максимально возможному для данной инвестиционной емкости территории привлечению внешних инвестиций и реинвестированию собственных путем создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. С другой стороны, необходимо регулировать внутрирегиональную конкуренцию, поддерживая ее в определенных, стимулирующих производителя рамках.

Организация кластеров в России должна происходить по территориальному признаку. Основную роль здесь могут играть региональные вертикально-интегрированные компании. Для того чтобы цели кластеры не вступали в противоречие с миссией интегрированных структур, необходима эффективная государственная политика. При помощи кластерного подхода можно обеспечить одновременно масштаб и гибкость.

Литература

1. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. - М.: Вильямс, 2007.

3. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. – М.: НП «Журнал вопросы экономики», 2004.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2006.

 

Сайт управляется системой uCoz